Пушкин Онегин Нащокин и Боратынский

(1)

П.В. Нащокин (1831) :
Как жаль что я тебе пишу — наговорил бы я тебе много забавного, — между проччиих был приезжий из провинции, который сказывал что твои стихи не в моде — а читают нового поэта, и кого бы ты думал, опять задача, — его зовут — Евгений Онегин. — Хорошо. — Онекдотов — разных приключениев в Москве, в клобе, — очень много, но предоставляю тебе узнавать через других

Источник:
П. В. Нащокин — Пушкину. 9 июня 1831 г. Москва.

Корни проблемы авторства:
Пушкин публиковал Онегина по отд главам вплоть до марта 1833 г, коглда впервые вышло первое полное издание романа.
На обложке книги стояло : ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
До этого в публикациях отрывков в журналах и альманах Пушкин использовал название без кавычек и исключительно в родительном падеже  = типа « из такой то песни Евгения Онегина»
Создавалось впечатление что песни эти пропел некто Онегин …


(2)

Е.А. Боратынский (1832):

Читал ли ты 8-ю главу «Онегина» и что ты думаешь о ней и вообще об «Онегине», конченном теперь Пушкиным?

В разные времена я думал о нем разное.
Иногда мне «Онегин» казался лучшим произведением Пушкина, иногда напротив.

Ежели б все, что есть в «Онегине», было собственностию Пушкина, то без сомнения, он ручался бы за гений писателя. Но форма принадлежит Байрону, тон тоже. Множество поэтических подробностей заимствовано у того и у другого.

Пушкину принадлежат в Онегине характеры его героев и местные описания России.
Характеры его бледны.
Онегин развит не глубоко.
Татьяна не имеет особенности.
Ленский ничтожен.
Местные описания прекрасны, но только там, где чистая пластика. 
Нет ничего такого, что бы решительно характеризовало наш русский быт.

Вообще это произведение носит на себе печать первого опыта, хотя опыта человека с большим дарованием.

Оно блестящее; но почти все ученическое, потому что почти все подражательное. Так пишут обыкновенно в первой молодости из любви к поэтическим формам более, нежели из настоящей потребности выражаться.

 Вот тебе теперешнее мое мнение об «Онегине». Поверяю его тебе за тайну и надеюсь, что оно останется между нами, ибо мне весьма некстати строго критиковать Пушкина. От тебя же утаить настоящий мой образ мыслей мне совестно.
 
*****
Источник:
Баратынский - И.В. Киреевскому. 1832, март, нач. месяца, Каймары


Рецензии