Молодые специалисты

В один из августовских дней у двери отдела кадров лесопильного завода стояли две девчушки. Молоденькие, совсем еще дети, а вот поди ты, приехали работать. У одной был старенький чемодан, у другой – узелок, большой платок, уголки которого накрест связаны.

На двери отдела написано, с 13 до 14 часов обеденный перерыв. Девушки, пристроившись на подоконнике, ждали. Наконец, пришла начальник отдела.
– Девушки, вы меня ждете?
– Да, – ответила одна из них, – нам нужен начальник отдела кадров.
– Значит, ко мне. Проходите, вещи занесите сюда же. Ну, я слушаю вас.
– Мы окончили лесотехнический техникум и получили по распределению направление работать на лесопильном заводе, – говорила та же девушка, видать по смелее.
– Так, давайте паспорт, диплом и направление.
Ознакомившись с документами, начальник позвонила по телефону:
– Лев Тарасович, тут приехали по направлению на работу две девушки, совсем молоденькие, куда их определять? Хорошо, – положив трубку, продолжила, – это главный инженер, хочет с вами поговорить. Идемте, я вас провожу. Вещи оставьте здесь.

Кабинет главного был небольшой. Молодой мужчина лет тридцати худенький, щупленький с вьющимися волосами сидел за столом, подписывал бумаги. Встал навстречу вошедшим:
– Здравствуйте, я главный инженер Лев Тарасович. Значит, вы молодые специалисты, приехали по распределению на работу. Давайте знакомиться. Расскажите о себе, вот вы.
– Я, Лидия Степановна Ударцева, окончила лесотехнический техникум, дипломная работа по деревообработке, получила направление на работу на ваш лесопильный завод.
– Я, Дарья Михайловна Коростелева, 18 лет, мама живет в деревне, с Лидой мы учились вместе, в одной группе, подружки. Выпускная работа связана с качеством пиломатериалов лесопильного цеха.
– Хорошо. Работу для вас найдем по специальности. Ольга Николаевна, Ударцеву оформите в цех деревообработки, а Коростелеву – в лесопильный цех, в группу контроля качества. Поселите их в общежитие, по возможности в отдельной комнате.  Ну, все, мы еще увидимся. Устраивайтесь, отдыхайте и за работу. До свидания.

Ольга Николаевна, вернувшись в отдел, выписала направления.
– Это вам Ударцева. Сейчас пойдете в цех деревообработки. Направление подпишет Аркадий Семенович, начальник цеха, потом пройдете общий инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности и принесете мне для подготовки приказа. А это вам, Коростелева, пойдете в лесопильный цех, найдете Олега Валентиновича, начальника цеха, и Кузьму Сидоровича, начальника отдела качества. Потом пройдете инструктажи и придете ко мне. Вещи оставьте здесь, до конца смены пусть побудут.

Девушки вышли из здания заводоуправления. Был теплый август, яркое солнца стояло в зените. Было тепло и празднично, правда, немного тревожно.
– Дашка, как тебе показалось?
– Ничего, добрая тетенька, и главный инженер разговаривал с нами уважительно. Только как-то тревожно. Как все сложится? – Даша переложила косу темных волос на грудь и широко распахнутыми карими глазами уставилась на подругу:
– Лида, тебе совсем не страшно?
– Не боись, подруга, прорвемся, – и крутанула головой так, что темные волосы прически разлетелись веером, – фу, жарко, искупаться бы.

«Вот, во всем она такая, решительная, самоуверенная – думала Даша, – даже не подумав, принимает решения. А вот, ей, Даше, тревожно. Такой уж характер. Ну, чего бояться? Староста группы, отличница в учебе, она чувствовала внутреннюю силу для выполнения работы. Пусть пока нет навыков. Они будут. Надо только справиться с волнением. Но, вот, страх, пусть не страх, а волнение, ее не покидало».
 
К концу дня подружки завершили дела на заводе и получили комнатку в общежитии. Устроившись, пошли в магазин. В столовую принципиально решили не ходить. Не на что.  Купили кильку в томатном соусе, булку хлеба и килограмм сахару.  Так скромно и поужинали. Затем ходили знакомиться с поселком. Молодые, сил на все хватало.

Утром к восьми часам девчонки пришли на работу на свою первую рабочую смену. Лиду в деревообрабатывающем цехе поставили на маятниковый торцовочный станок опиливать доски по длине в размер. Дашу, пришедшую в лесопильный цех, пригласил для беседы Кузьма Сидорович Аникин, начальник отдела качества продукции. Рассказал девушке, что продукция завода идет на экспорт, внутреннее потребление заводом и отправляется предприятиям страны. Пиломатериалы должны соответствовать требованиям ГОСТа и стандарту на экспортную продукцию.
– Работать будешь на сортплощадке, где доски перемещаются в поперечном направлении цепным конвейером. Надо увидеть пласть доски с одной стороны, затем перевернуть и оценить ее поверхность с другой стороны, определить сорт и поставить метку мелом на торце. На каждой смене используются мелки заданного цвета (красный, синий, черный). С особой ответственностью надо относиться к подбору экспортной продукции. Экспорт ведь дает стране валюту. За него с директора отдельно спрашивают. Для ясности я, вот, расскажу случай. В прошлом году летом мы получили рекламацию на качество экспортных пиломатериалов. Покупатель в Новороссийском порту, через который отправлялась наша продукция за рубеж, обнаружил несколько бракованных досок и отказался покупать весь груз. Пришлось мне срочно лететь туда самолетом. На месте нанять рабочих, и мы перебрали все пакеты. Обнаружили пять досок, не соответствующих стандарту. Телеграммой сообщил директору, каких досок не хватает. Их выпилили, погрузили на машину, и двое водителей погнали машину в Новороссийск. Мы успели, груз отправили, но представляешь, какие дополнительные расходы завод понес. Вот тебе два стандарта на сортность и на экспортную продукцию. Сегодня все выучишь, запомнишь, а завтра пойдем на рабочее место. Пора начинать работать.

Даша села изучать стандарты. На сорт пиломатериалов влияют сучки, трещины, наросты, пороки строения древесины, грибные поражения. Сучки, к тому же, бывают разные – открытые, заросшие, табачные загнившие. А в каждом сорте пиломатериалов установлена допустимая норма пороков. Как же их запомнить и распознать сорт на практике. Доски перемещаются на цепном конвейере. Сорт надо определить за несколько секунд, да еще и не ошибиться. Ох, как с этим справиться? Девушка запаниковала. «Не справлюсь», – стучало в голове.

Вечером пришла с работы Лида, уставшая, но довольная.
– Уф, умоталась я, подруга. Пилила доски на заданный размер. Казалось, конца края этой работе не будет. Доски подвозят и подвозят.  Ты-то как?
– Мне завтра предстоит работать на конвейере, определять сортность пилопродукции. Дали, вот, стандарты изучить. Не могу это запомнить. Не справлюсь я.
– Дашка, ты что, прекрати раньше времени паниковать. Женщины сейчас там работают, справляются. Чем ты хуже их? У тебя все получится. Это как подготовка к экзамену. Страшно, но все получается. Давай, бросай все. Перекусим и пойдем погуляем.

Утром следующего дня Даша пришла на сортплощадку. Ее встретил Кузьма Сидорович.
– Ну, что, Дарья, готова? – поинтересовался начальник.
– Ой, не знаю.
– Ничего, сейчас мы вместе поработаем. Помогу тебе.

Началась рабочая смена. В двухэтажном цехе ожили станки, завизжали пилы, зашуршали транспортеры. Включили цепной конвейер сортплощадки. Через некоторое время транспортеры второго этажа цеха вынесли обрезные доски и четырехкантные брусья и сбрасывали их на горку. Шестиметровые доски и брусья скользили вниз, попадали на цепи конвейера.
– Вот доска по верхней пласти, видишь, относится к первому сорту, – мягко говорил Кузьма Сидорович, – переворачиваем ее и видим, что здесь тоже первый сорт. Следовательно, доска относится к первому сорту. На торце ставим метку сорта. Ставь. Сейчас давай сама.

Цепи подтянули брус сечением 150 на 150 мм. Осмотрев его сверху и с боков, Даша решила перевернуть его. Оказался тяжелый.
– Ну зачем его крутить-то. Тяжелый ведь. Так тебя до конца смены и не хватит. Посуди сама, если снизу есть гниль или крупный сучок, то эти пороки обязательно будут видны сбоку. А сбоку их не видно. Брус относим к первому сорту. Если распиливаемые бревна имеют первый сорт, то и пилопродукция будет высокого качества. Об экспорте не забывай.

Начальник еще постоял рядом, понаблюдал и ушел. Даша стала работать самостоятельно. Успокоилась. Когда случалась неожиданная запарка, ей помогала рядом стоящая работница, которая снимала доски заданного сечения с конвейера и укладывала их в плотный пакет.

Время шло. Даша втянулась в работу. Но пришла зима. На Урале она суровая, нередки морозы в тридцать градусов и ниже. В первый же морозный день обнаружилось, у девушки не было теплой одежды. На ноги она натянула две пары чулок, ботинки. На себя накинула фуфайку, голову замотала платком. В таком виде оказалась на проходной.
– Стой, остановил ее охранник. На улице холодно, – пожалел он девушку, – сейчас что-нибудь придумаем. Олег Валентинович, – связался по телефону с начальником лесопильного цеха, – я задержал на проходной вашего молодого специалиста. Девчонка одета не по погоде. У тебя есть небольшие валенки и полушубок? Хорошо, – положив трубку телефона, продолжил, – сейчас беги к начальнику цеха, тебе дадут теплую одежду.

На рабочее место Даша пришла в огромных валенках и мужском полушубке, на голове шапка-ушанка.
– Ух, какая ты, Дашка, модная, смеялись женщины. Прям чучело огородное. Да не смущайся, мы все здесь такие. Придет лето разденемся, покажем свою красоту.

Как-то, начальник деревообрабатывающего цеха пришел в кабинет главного инженера.
– Лев Тарасович, у меня сменный мастер ушла в декрет. Надо бы поставить нового мастера. Посоветуйте, кого подобрать.
– Есть хорошая кандидатура. Коростелева, работает бракером на сортплощадке. Старательная, исполнительная девушка. Предложи ей.

Вечером, после смены, Дашу пригласили на разговор к начальнику деревообрабатывающего цеха. Начальник предложил занять должность сменного мастера цеха. Конечно, это повышение, приятно было понять, что ее заметили, но Даша отказалась.
– Аркадий Семенович, спасибо, я поступила учиться в лесотехнический институт на заочное отделение. Вечерами хожу на занятия. Мне бы найти работу в одну первую смену, пропускать занятия не хорошо.
– Молодец, Коростелева. Ты, вот что. Обратись с просьбой к главному инженеру. Думаю, он тебе поможет. Давай, учись.

Выходя из кабинета начальника, Даша встретилась с Лидой.
– Подруга, ты что здесь делаешь?
– Да так, дома поговорим.
А вечером Лида с удовольствием рассказала, как она вошла в кабинет начальника цеха и сказала, что хочет работать мастером смены. Ее услышали и назначили мастером смены.

На следующий день Даша попала на прием к главному инженеру. Рассказала о поступлении в институт, попросила определить ее на работу в одну смену. Ей предложили поработать в конструкторском отделе. Так Даша стала конструктором.

Время шло. Молодые специалисты набирались опыта, росли и творчески развивались. Впереди у них большое будущее.


 ¬¬


 ¬¬


Рецензии
Хороший рассказ, правдивый. Именно так и относились к молодым специалистам в советское время. С уважением, Александр

Александр Инграбен   18.01.2023 12:31     Заявить о нарушении
Приятно вспомнить, как было раньше. Спасибо С уважением

Иван Глебов   18.01.2023 14:46   Заявить о нарушении