Безликость толпы

Так уж получилось, что не суждено было мне посещать детский садик - в моём селе его просто не было.

Вот и скакали мы вольными казаками все три месяца на просторах нашей речки, имея из одежды только семейные трусы чёрного или синего цвета (люди моего поколения должны хорошо помнить их). К концу лета наш загар становился почти чёрным.

Но вот пришло время идти первый раз в первый класс.

Нас всех подстригли, вымыли насколько это было возможно, приодели и привели в школу на первый звонок.

И тут все испытали, какое-то гнетущее чувство безликой и незнакомой толпы: кто это рядом со мной? Все в чистенькой одежде, девочки в школьных платьях с белыми фартуками, с огромными бантиками. Вроде знакомые все и в тоже время незнакомые.
Все притихли, а некоторые даже плакали. Лично я был, в каком-то ступоре.
 
Рассадили всех в классе по партам. Я оказался один на последней. И тут в класс вошла припоздавшая соседка Наташа и остановилась, в недоумении оглядывая весь класс.

Затем вдруг увидела меня, быстро подбежала к моей парте, села и схватила меня за руку. Мне даже легче стало - ни один я такой…

Расходились мы по домам явно озабоченные. Но уже через несколько дней все освоились со своим новым положением.

Второй раз я испытал подобное чувство сразу после прибытия в авиаучилище. Нас всех подстригли наголо, одели в одинаковую форму. К тому же мы были незнакомы друг с другом.
 
Сумятицу вносило и то, что за неделю людей три раза перетасовывали по разным ротам. Даже в дневное время часто приходилось напрягаться, а где же среди почти семисот человек только первокурсников моя рота? Ну а уж в вечернее время доходило до того, что человек метался не в состоянии найти свою часть, под злые насмешки окружающих старшекурсников.
 
Но и это, со временем, побороли.

Но самый показательный пример воздействия толпы произошёл на втором году моей учёбы.

Была в советские времена практика посылать всех, кого надо и не надо в колхозы и совхозы на самые разнообразные работы. Мы не были исключением.
 
И вот идём строем, 120 человек. Проходим мимо пасущегося на лугу стада коров, примерно такой же численности, что и наша рота.
 
Вдруг ни с того, ни с сего коровы дружно, одна за одной, пристроились к нашему строю и потопали вместе с нами.

Бедный пастух прилагал неимоверные усилия, чтобы остановить их марш, но безуспешно. Длинный арапник его не помогал. Коровы как то изящно проскакивали мимо него и продолжали за нами своё шествие.

Мы дружно гоготали над его усилиями, давая разные советы.

В конце концов, пастух взмолился:

- Мужики! Стойте!

Мы остановились, и стали помогать ему завернуть стадо. Это оказалось не так-то просто.
 
Коровы тупо не хотели поворачивать назад. Казалось, что у них на мордах застыло выражение: - «Разве вы не из нашего стада?»

С горем пополам завернули, а затем, рассредоточившись небольшими группам, удалились от любителей ходить строем...


Рецензии
Ну, голубчик...! Какой получился вечер - радостно-смешливый! Охохаталась вволю!
Сегодня это праздник для души. Выражаю простое русское "мерси!"-)))
Замечательные наблюдения из жизни отроков, и более половозрелых людей мужеского полу. Особенно впечатлило, что девочка ухватилась за руку...так и было, подтверждаю! ))

Просто здорово, прекрасным литературным языком с яркими вкраплениями здорового юмора! Снимаю шляпу и от всего сердца благодарю за созданное настроение.-))

Пётр! Здравствуйте! С Новым годом! Доброго здоровья, благополучия, успеха Вам и всем Вашим любимым людям.



Эрна Неизвестная   16.01.2023 12:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Большое спасибо за хороший отзыв.
Я не писатель - просто пишу иногда для души экспромтом, не переписывая и не исправляя написанное.
Поздравляю и Вас со всеми новогодними праздниками. Счастья, здоровья и удачи во всех делах.

Петр Буршенко   16.01.2023 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.