Октябрь во французских Вогезах

     Во французском городке октябрь в шелковом шарфике с запахом живанши гуляет по набережной, шуршит листьями. Небо то серое с белёсым подбоем, то синее, как в июле в солнечный день, подает слабую надежду: всё возможно, всё возможно в индейское лето – попробуй взлететь!
     Пробую и вижу, как шариками перекатываются с ветки на ветку молодые синички – весёлые, глупые, еще не знают, что придут ненастные дни и долгие холода.

     В поредевшей золотистой листве липовой аллеи мелькают тёмные скворцы – тоже молодые и стремительные. Стрелой метнётся самый храбрый и жадный на крошки, брошенные старой дамой, и сигнал подает – мигом налетают два-три приятеля. Городские скворцы – осторожные птицы, всё делают быстро, схватят добычу и взлетают на ветки, на земле не едят вблизи человека. Людей, возможно, и не боятся, но не доверяют им, как синички или голуби. Бросать еду для скворцов нужно на газон, потому что на асфальте они не едят, предпочитают в траве рыться. Скворцы – хищные птицы, любят живьём глотать червячков, жучков, мошек, гусениц и даже мелких бабочек. Кусочки хлеба для них – не пища, а так – мелочь, чтоб червячка заморить. Если скворец сыт, то хлебную крошку может выплюнуть.
     Скворцы живут в нашем городке до самых холодов, иногда на весь теплый декабрь остаются. Если выпадет несколько дней с заморозками и холодными ветрами в январе, тогда и скворцы улетают в края потеплее, поюжнее. Возвращаюся в наши горные места уже в конце февраля и в первые тёплые денечки шумно хлопочут в голых деревьях, гнездятся – любят родные края, скучают по ним, раньше ласточек прилетают.
     По правде говоря, скворцы – птицы некрасивые, нет в них синичкиной милоты или изящества ласточек. И головка маленькая на короткой шее, и бурый клюв тяжеловато на ней смотрится, и перья темные, не нарядные, изредка в крапинку, даже хвост короткий. Издали можно потихоньку увидеть, как пара скворцов неуклюже ходит вперевалку, червячков выискивает в траве. Не изящные птицы, даже смешные.
     А вот как засвистят-запоют по весне, так можно заслушаться на рассвете, когда влетают в открытое окно их трели.  И не подумаешь осенью, что скворец – птица певчая. Говорят, что поют скворцы только два-три года, пока молодые, сильные. А как петь перестают, так сразу и умирают – недолгая у скворцов жизнь получается. Действительно, какая может быть жизнь без песен?
    Размножаются скворцы активно. Орнитологи, специалисты по птицам, заметили, что верность скворцы не соблюдают, имеют по две-три самки одновременно. За потомство самцы отвечают не очень ответственно, перекладывая заботу о птенцах в основном на самок. Ой, что-то напоминают они этим других носатых – двуногих. Напоёт по весне любовные песни глупеньким самочкам, наплетёт с три короба, а летом с досадными детками столько хлопот – не попорхаешь. Ну, ладно-ладно, пел-обещал, а точно ли мои песни слышали? Может, дятел настучал, может, петух наорал, может, двери наскрипели? Так что я – не я и песня не моя. Не правда ли?

    Сижу на тёплой скамейке с удобной спинкой и наблюдаю за птицами, живущими вблизи набережной. Кроме скворцов, мне нравится рассматривать жизнь диких уток. Почему я прихожу на набережную в погожие октябрьские дни? В бессонницу насмотрюсь видео с военной информацией, начитаюсь плохих стихов на стихи.ру и … выпадаю в осадок. А прогулки у спокойной реки меня возрождают. Погляжу на тихую молчаливую жизнь уток, и всё в душе приходит в равновесие. Оптимизм жизни восстанавливается. Не конец света. Не  конец истории. Всё будет хорошо.

2022 год


Рецензии