Семь
Внешне сюжет фильма довольно прост. Старый коп готовится к выходу на пенсию. Никаких торжеств по этому поводу не предвидится – главное желание детектива Сомерсета: отработать последнюю неделю в своей профессиональной карьере без излишних приключений.
Однако приключения градом падают на старую голову утром в понедельник и длятся до воскресенья. В городе, начитавшись книжек Мильтона и Данте, чудит жестокий маньяк, который в извращенной форме истребляет различных грешников (одно преступление маньяка = наказание за один конкретный грех из семи известных).
Вдобавок к этим ужасам на холодную голову матерого копа сваливается молодой напарник, которого надо оберегать от излишней горячности и несерьезного отношения к серьезному делу: поимке страшного убийцы.
Попутно Сомерсет знакомится с женой юного коллеги. Та рассказывает ему о своей беременности (ее буйный муж об этом не знает) и делится неуверенностью: стоит ли рожать в этот несовершенный мир совершенное существо. Опытный коп говорит, что когда-то давным-давно он принудил одну из своих женщин к аборту – о содеянном не жалеет, но каждый день об этом помнит.
Расследование тем временем продолжается, и зритель начинает догадываться, что внешне слетевший с катушек, а на деле холодный рассудительный маньяк в принципе неуловим, как неискоренимо в основании своем зло, о чем еще в 1970-е годы повествовали замечательные нью-йоркские картины «Таксист» и особенно «Французский связной».
Но если в фильме Фридкина босс наркомафии таинственно ускользает, то в фильме Финчера маньяк (он же олицетворение всего дьявольского, злого в мире) приходит в полицию якобы с повинной. Такой сюжетный ход видится мне оправданным в рамках картины и в целом оригинальным, однако он вызвал сильное недоумение у поклонников «жанровых триллеров».
Далее начинается самое интересное – маньяк и копы ведут беседы, а детектив Сомерсет смотрит на преступника в зеркало заднего вида и видит за решеткой на заднем сиденье автомобиля чуть ли не брата-близнеца, своего плохого брата, выбравшего зло и насилие вместо служения закону и справедливости. Из беседы то и дело выпадает юный холеричный Брэд Питт (он играет молодого детектива). Маньяка и старого копа роднит мрачное мировоззрение относительно сущности окружающей действительности, глубокая начитанность и острое неприятие греховной природы человека.
Маньяк и копы едут в пустыню формально для проведения следственных мероприятий, а по факту для того, чтобы молодой неумный герой Брэда Питта вступил в схватку с искушением отвечать злом на зло и в конченом итоге узнал: способен ли человек погасить в себе дьявольское начало.
Финал картины созвучен финальному «расстрелу» в фильме «Иди и смотри». Но если неспособность белорусского подростка Флеры выстрелить в Гитлера-младенца выглядит на экране убедительно, то «прощение» Брэда Питта смотрелось бы фальшиво. Впрочем, любой моральный выбор молодого детектива фатален и ухудшает ситуацию.
Финал картины также отсылает к знаменитой трагедии Софокла «Царь Эдип», повествующей о неведении мудрого человека. Эдип с хитрым сфинксом справился, а исполнения пророчеств не избежал и греха собственного предотвратить не смог.
Закончилась рабочая неделя. Обладая могучим умом и глубоким знанием жизни, прилагая значительные усилия и делая все возможное, старый коп внешне провалился на всех фронтах – не сумел без приключений уйти на пенсию, не уберег от беды молодого напарника, не помог его супруге правильным советом, да и маньяка в целом поймать не смог. После поражения в финале он получает вопрос от кого-то из своих коллег, отправляющих его на пенсию: «Где ты будешь теперь, детектив Сомерсет?». Склонив голову, герой Моргана Фримена стоически отвечает: «Рядом. Я буду рядом».
Фильм заканчивается и зритель впадает в легкое недоумение. Что значит это «рядом»? Старый коп останется в полиции и готов дальше разгребать эту дрянь? Либо он готов оказывать поддержку также потерпевшему поражение молодому коллеге и, таким образом, подставлять плечо всем павшим? Непонятно. Но в этом «рядом», в этом крупном плане Моргана Фримена содержится что-то светлое. Самое светлое, что может быть в этом увлекательном, но беспросветном фильме.
Свидетельство о публикации №223011301203