12. 2 Явная и скрытая сторона жизни

«Идея существования явной и скрытой  стороны жизни давно была знакома философии. Явления или феномены признавались только одной стороной мира, кажущейся, реально не существующей, возникающей в нашем сознании в момент нашего соприкосновения с реальным миром. Другая сторона, ноумены, признавались реально существующими в себе, но недоступными для нашего восприятия.

Но не может быть большей ошибки, как считать мир, разделённым на феномены и ноумены, признавать феномены и ноумены чем-то отдельным одно от другого, существующими самостоятельно друг от друга и могущими быть познаваемыми одно помимо другого. Это полная философская безграмотность, ярче всего проявляющаяся в дуалистических спиритуалистических теориях. Разделение феноменов и ноуменов существует только в нашем познании. «Феноменальный мир» есть только наше неправильное  представление о мире».

                В чём это заключается?

«Как писал Карл Дюпрель: «Потусторонний мир есть только своеобразно созерцаемый мир посюсторонний («Загадочность человеческого существа»). Правильнее было бы сказать, что посюсторонний мир есть своеобразно созерцаемый мир потусторонний.

И совершенно справедлива идея Канта, что изучение феноменальной стороны мира не приблизит нас к пониманию «вещей в себе». «Вещь в себе» – это есть вещь так, как она существует сама по себе, без нас. «Феномен вещи» - это есть вещь в таком виде, как мы её воспринимаем».

                То есть, пытаясь познать вещь в себе, мы накладываем на неё свои ощущения и по ним пытаемся понять, что это такое.  А именно в искажённом виде?

«Пример – книга в руках безграмотного дикаря – совершенно ясно показывает нам, что достаточно не знать о существовании ноумена вещи (то есть в данном случае содержания книги), и он никогда не обнаружит себя в феноменах. Но достаточно знать его, чтобы открылась возможность найти его при посредстве тех же феноменов, изучение которых без знания о существовании ноумена было бы совершенно безплодно».

                Имеется в виду буквы?

«Функция свечи и монеты в нашем мире для предполагаемого плоского существа – это недоступный ноумен. Ясно, что феномен кружка не может дать понятия о функции свечи и об отличии её от монеты.

Но двумерное познание существует не только на плоскости.  Материалистическая мысль пытается применить его к реальной жизни. Получаются курьёзы, истинное значение которых, к сожалению, для многих непонятно. «Экономический человек» Маркса – это совершенно ясно двухмерное и плоское существо, двигающееся по двум направлениям, производства и потребления, то есть живущее на плоскости производства-потребления. Как можно представлять себе человека вообще в виде такого явно искусственного существа? Как можно надеяться понять законы жизни человека с его сложными запросами духа и с главным импульсом жизни, заключающимся в стремлении к постижению, пониманию всего кругом себя и в себе, - изучая воображаемые законы жизни воображаемого существа на воображаемой плоскости? Ответ на этот вопрос составляет секрет изобретателей. Но схема Маркса и его последователей увлекает людей, как увлекает все простые схемы, дающие короткий ответ на ряд длинных вопросов. И мы слишком запутались в материалистических теориях и не видим ничего кроме них».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 94).
 


Рецензии