Во всём виноват Чехов?

Во всём виноват Чехов?
    Во всём виноват Антон Павлович Чехов.  В конце мая 2022 года я возвращался в Минск из деревни , где провёл неделю в попытках поймать приличную рыбу.  Там у меня есть домик на колёсах со всеми удобствами:  два спальных места, туалет и душ, газ и электричество, холодильник.  В нём я ночую, а в основном я в деревне из-за того, что во мне сохранилась неодолимая страсть рыбака, единственная страсть, которая осталась у меня, потому что мне уже 86 лет. Мой друг Саша, живущий  в соседней деревне, иногда берёт меня на рыбалку. В те два дня, которые мы провели на  Вилейском   водохранилище,   погода и удача от нас с компаньоном отвернулась.  Мы практически ничего не поймали. Клёва не было, а дождь и ветер сменяли друг друга. Я решил податься в  Минск.  Рейсовый автобус  из Плешениц  до Минска собирает по дороге женщин из окружающих деревень и завозит их в Боровляны, где они работают  в больницах санитарками и медсестрами.  В деревнях никакой работы нет. Исчезли мелкие товарные фермы  и даже некоторые колхозы.  Всех животных свели в большие компьютизированные комплексы, что  является гордостью местной власти, а, на мой взгляд,  большой ошибкой.
   Автобус к станции метро «Борисовский тракт»  приходит в час пик, когда масса людей едет в центр города на работу.  Зайдя в переполненный вагон,   я  встал  перед  сидящими пожилой   женщиной  и молодой   девахой   лет 20, красиво одетой.  Эта девушка, взглянув на меня, уткнулась в свой смартфон.  Я не рассчитывал, что женщина должна мне уступить место.  Но, девчонка, которая наверняка поняла, что перед ней пожилой человек, продолжала смотреть в свой телефон. А я стал наливаться  злостью (как же так, я всю жизнь уступал место детям, женщинам, пожилым, теперь стал стариком, а эта молодая и на вид здоровая девица, не уважает мою старость). Через две остановки  женщина вышла, и я занял её место рядом с этой девушкой. Взглянув на её смартфон, я увидел, что она читает какой-то текст. Я не удержался и спросил:   «А что это Вы читаете?» Она повернула голову ко мне и ответила: «Чехова, рассказ «Злоумышленник». – «И что же Вы думаете по поводу этого рассказа? – спросил я.  «А чё   там думать?» ответила она. «Придуривается  этот мужик. Всё он прекрасно понимает  что,  отвинчивая гайки с рельсов, он   совершает преступление.  Поезд  может полететь под откос. Но перед судьёй делает вид, что он придурковатый».  «Я этот рассказ читал лет в 15-16 , и у меня  возникли совсем другие  ассоциации» - сказал я ей.  «Мне тогда очень жалко стало этого мужичка, который, видимо, не  ради забавы сам плёл сеть, заготавливал  бересту для поплавков. Но вот для грузила тяжёлые гайки с дырками больше всего подходили. Вот он их и скручивал.   Эта сеть была нужна для того, чтобы кормить своих голопузых детей, которых у него, видимо, целая куча».  Она так внимательно на меня посмотрела и сказала: « Ну, Вы, дедушка, даёте. Ничего такого, я думаю, в этом рассказе нет».   Я немного помолчал, а потом сказал:  « Значит, Вы считаете, что он придуривался?  А Вы,  не придуривались?»  Она возмущённо посмотрела на меня и спросила «Это как?»   « А вот так!  Вы же, когда я зашёл в вагон,  взглянули на меня и увидели, что я - пожилой человек, но Вы сделали вид, что меня не заметили и продолжали читать. Разве Вы не придуривались?  Вы не понимали, что мне надо уступить место?  Но,  Вы его не уступили».  Она на меня зло посмотрела: «Ну, Вы, дед, даёте». И опять уткнулась в смартфон.
     Мне предстояла пересадка на другую ветку.  Она вышла одновременно со мной и затерялась в толпе. Придя на другую станцию и зайдя в вагон, я занял свободное место. Оглядевшись, я увидел её сидящей напротив, снова уткнувшейся в смартфон.  Против неё стояла пожилая женщина. Вот тут я не удержался, тронув женщину за рукав громко  сказал: «Садитесь на моё место, а встану напротив этой молодой невоспитанной  дряни».  Девица вскочила и убежала в другой конец вагона. Я сел на её место  и с чувством выполненного долга доехал до своей станции.  Выйдя на остановку автобуса, я  вдруг  вспомнил  о споре между серьёзными людьми:   Игорем Яковенко и  Леонидом Гозманом, который я слушал на Ютубе.  Яковенко обратил внимание на статью Гозмана, где тот  пытался выяснить, почему Россия в течение почти  более века никак не может превратиться в нормальное государство.  Гозман предположил, что виной тому является наше литературное, театральное  и,  вообще, культурное наследие. Что-то есть такое в нашей литературе, что способствует, по его мнению,  периодическому появлению  определённого количества людей,   легко превращающихся в бессовестных, подонков, палачей.   В этой статье он приводит ряд исторических фактов, подтверждающих его тезис.  В частности он упомянул следователя Хвата, который погубил великого Вавилова.  Откуда, мол, такие люди берутся. Яковенко ему возражал, но столь неубедительно, что я крепко задумался над этим вопросом.  Что касается Яковенко, то он, как и Гозман, сегодня в глубокой оппозиции действующей власти. Я во многом соглашаюсь с его высказываниями. Но, очень недоволен тем, что некоторые текущие  события он  объясняет односторонне. Например, комментируя события на Украине, он всячески превозносит  «украинскую демократию» и патриотизм, понося при этом   действия российской власти и российских военных, как будто- то действия украинской власти и украинских военных  идеальны, не подлежат критике. Как будто-то зверств со стороны  «украинских демократов» в Одессе, Донбассе не было, а в Украине  нет своих подонков, в том числе и в армии.
     Неужели Чехов и другие наши великие писатели своими гениальными произведениями подталкивают людей совершать преступления?  Я могу этим двум демократам предложить  много  примеров, когда литература и искусство служили основой  героизма и благородных поступков.  Моё мнение таково, что причиной подобных  превращений  в зверей, палачей, является безнаказанность. На Новодевичьем кладбище лежит не один десяток тех,  у кого по локоть руки в крови. Там есть памятник палачу царской семьи Юровскому. Можно спорить прав или не прав был царь, но убивать четырёх девочек и подростка без вины - это ли не подлость  и преступление. Там же  под великолепными памятниками лежат Хрущёв, Ельцин и другие  палачи  российского и других  народов.  Где-то  лежит Хват,  следователь Вавилова.  Он дослужился до звания полковника,  получил персональную пенсию, был похоронен с почётом… Потомки Хвата, возможно, и не догадываются, какую подлость совершил этот человек.
     Я не сторонник выкапывать тела этих  людей из могил, рушить их надгробья.  Но написать на памятнике    Юровского  «убийца царской семьи», на памятнике Хрущёва «убийца  десятков тысяч невинных украинцев», на памятнике Ельцина «убийца защитников Белого дома» надо было бы.
    Мне кажется, что в любом человеке есть червоточинки и подлости, и трусости, и коварства, и обмана, и подлости. Есть и черты благородства, чести, достоинства. И какое из этих свойств может проявиться, зависит  не только от воспитания, но  и от общей атмосферы, царящей в стране, государстве,  от качества законов и железной  необходимости соблюдать эти законы.
    Если правители страны, показывая на чёрное, говорят, что это белое, врут и изворачиваются (иными словами, «придуриваются»), то рядовые люди  делают  то же самое. А некоторые даже изощряются, тоже надеясь на полную безнаказанность.
    Возвращаясь к случаю с той девушкой в метро, я уверен, что в ней  эта червоточинка бездушия  проявилась уж в полной мере. Но, в общей картине, сложившейся  в нашей стране, это можно считать мелочью. А  безнаказанность приводит  к  изменению морального климата в стране,  появлению всё большего количества  бессовестных, безответственных, безграмотных людей. Это меняет отношение к труду, к обществу, к соседям, старикам.  Способствует тому, что на поверхность в правящие «элиты» выносит беспринципных, недостаточно компетентных, изворотливых, угодливых людей.
    Во всём  этом виноват ли Антон Павлович Чехов?


Рецензии