Ути патяти!

Эта история о моем брате. Он старше меня был на десять лет. Его уже нет с нами, к сожалению.

Однако, есть одна история, которую я знала с малых лет. Когда были ещё живы все члены старшего поколения нашей семьи, мы часто вспоминали об этом, смеясь. Алексей появился на свет от первого мужа моей мамы. Когда малышу было три годика, его отец, Иван, разбился на мотоцикле. Мать Ивана на похороны приехать не смогла: слегла от горя. Его дед по отцовской линии, после гибели единственного сына, на похоронах, рыдая, попросил мою маму:

-Дочка, привози Алешку к нам. Он для меня единственная связь с сынок.
-Хорошо, папа,- сказала моя мама и каждое лето отвозила его к деду с бабкой.

Однажды, приехав забрать Алешку, моей будущей маме рассказали эту историю. Меня ещё тогда на свете не было.

Алексей был с детства очень любознательным и талантливым ребенком. Он мог играть на всех инструментах, как только ему немного покажут основу игры. Он душевно пел, играя на гитаре. Уже подростком, когда в Советском Союзе мало что было их товаров в магазинах, он мог сшить красивые вещи из чего только находил и был первым модником. Алексей вязал и ковры, и вышивал, и выжигал. Научился делать обувь. Да все, за что брался, он мог легко сделать. Талант, если он есть, проявляется во всем.

В деревне у деда с бабкой Алёшке легче было познавать мир и себя. Кругом природа и свобода.

Однажды утром, когда Алёшке было три годика, он проснулся пораньше и, натянув сандалии на маленькие ножки, отправился изучать окружающий мир. Ему всё было интересно. Дедушка был его самым лучшим другом. Можно было с дедом сходить накопать червей. Потом Алёшка насаживал бы их на крючок, а дед ловил бы рыбу. Дальше много дел с дедом надо переделать. Щепки натаскать на костер. Потом лягушек наловить и хворостинками разогнать. На речку сходить, чтобы на шее у дедушки посидеть, когда течение большое.

Ох, и здорово плавать с дедом, держась за его шею. Дедушка плавал очень хорошо. Души дед не чаял во внуке, также. Все время дед и внук были вместе. Не разлей вода. Да вот спал ещё дедушка. А мир Алешку звал. Не было времени ждать, когда дед проснется.

Петухи уже вовсю разошлись своим кукарекающим пением.

Штанишки Алёшка не стал надевать. Забыл. Майка и сандалии на босу ногу,- чем не наряд для исследований. Тем более, что в деревне все друг друга знали. Чего наряжаться. Пора заняться делами.

По соседству жила тетя Маруся. Её муж погиб на войне. Она завсегда рада была Алёшке. Жалела его. Без отца малец. Алешка знал, где дырка в штакетнике у бабы Маруси, куда можно пролезть и погонять красного петуха. Уж больно тот его клюнул в последний раз, надо бы сдачи петуху дать. Может что и ещё интересного найдется там.

Пролезая через дырку в заборе, непослушная майка зацепилась за гвоздь. Алешка не понял, кто его держит. Но решил, что кто-то из взрослых. Они всегда так делают. Не дают свободы для полной жизни. Все время опекают. Надо бы заплакать, чтобы напугать того, кто мешает изучать мир. Это всегда срабатывает. Но не получилось. Уж больно настроение было хорошее. Алешка решил не сдаваться и вырваться. Гвоздь, видимо, поняв о серьезных намерениях Алешки, отступил. Алексей освободился и побежал за дом бабы Маруси. Вчера он слышал подозрительные и незнакомые там новые голоса. Надо было ещё вчера вечером сбегать, разузнать. Да бабушка как напоит молоком теплым, да начнет качать на коленях, напевая, так и засыпаешь. Всё из-за бабушки вчера пропустил.

Где-то у бабы Маруси за домом прудик. Туда Алёшке никогда нельзя было одному ходить. Да это было в прошлом году. В этот приезд не успели запретить.

Забежав за угол на задний двор, Алёшка увидел картину, неизвестную ему ранее. В небольшом прудике плавали малыши утята. Он знал уже, кто это. Дед давеча показывал ему этих чудесных птичек. Сказал, что утята очень любят воду.

Алешка радостно подбежал к утятам. Утка-мать насторожилась, но молча наблюдала, готовая защищать своих малышей. Алешка заметил, что утята не пьют воду. Надо бы им помочь.

Малыш лег на животик и попытался дотянуться до одного утёнка.
Не удержавшись, он соскользнул в воду. Немного нахлебавшись воды, ему удалось встать на ноги. Кричать он боялся. Его сразу же заберут отсюда домой. Прудик был не очень широким, не очень глубоким.

Мать-утка разошлась не на шутку, что-то пытаясь криком сказать непрошенному гостю на своем языке. Должно быть хотела прогнать Алешку. Утята рванули за матерью. Алёшка не растерялся. Изловчился и поймал одного утёнка все-таки за шейку двумя ручками. Перевернул утёнка головой вниз и стал поить малыша. Он был доволен. Утятки будут напоены. Когда он его выпустил, утёнок уже был без движения. Уж я не спрашивала никогда, наверное, пошел ко дну задушенным. Алёшка решил, что надо всех напоить. Утят было десять. Когда Алёшка   "поил" десятого утёнка, в окно выглянула баба Маруся и не сразу поняла, что происходит. Только увидела Алешку в воде и очень испугалась. Однако, быстро поняла, что с ним всё в порядке. Но где же все утята и почему малыш держит двумя руками одного утёнка головой вниз?

Тут до неё дошло:

-Алёшка! Ах ты, сорванец, ну вот я тебе задам. Ты что же мне всех утят потопил? Ах ты ж боже мой! Боже мой, бедные мои!- то кричала, то причитала баба Маруся через окно. Алёшка не на шутку испугался. Быстро вылез из прудика без сандалий и с голой попой рванул на своих маленьких ножках быстро, что есть мочи, к деду.

-Ути патяти! Ути патяти!- бежал малыш и кричал плача.Дед и бабка сидели на крыльце, приготовив завтрак. Бабушка собиралась идти будить Алешку. Как вдруг услышали крики Маруси и Алёшки.

Они не успели ничего понять, как Алёшка забежал во двор и со слезами, подняв ручки к головке, кричал:-Ути патяти! Ути патяти!

Дед рванул к своему любимцу и поднял его на руки.

-Что случилось, Алешенька?- он осматривал его, не ушибся ли где малыш. И почему он весь мокрый.

Бабушка подбежала к ним и тоже стала рассматривать Алешку, спрашивая, что случилось.

Алексей, как рассказала мне вчера мама, начал говорить поздно. После четырех лет. До этого говорил очень мало и плохо. Зато потом я его знала, как веселого балагура и певца, который все время рассказывал что-нибудь интересное, вызывая смех окружающих людей и мой.

Пока рассматривали и успокаивали дед с бабкой своего любимчика, малыш все причиталал и плакал:

-Ути патяти! Ути патяти!

Через несколько минут прибежала баба Маруся. С калитки она начала кричать:-Где этот сорванец? Алексей?- она обращалась к деду, которого также звали Алексеем, как и его внука.

-Маруся! Да что случилось-то?- обеспокоенно спросила всегда сдержанная бабушка Просковья.

-Да ваш малец всех утят мне потопил!- сама чуть не плача, рассказала, как было дело, соседка,- Я выглянула в окно и увидела: уж последнего топит.

Успокоить малыша было трудно, все это время он плакал и говорил все тише:

-Ути патяти, ути патяти..

Соседка замолчала и уже расстроилась из-за Алёшки.

-Сколько там было утят, Маруся?- спросил дел Алексей, держа на руках внука Алешку и пытаясь его успокоить.--Десять.

-Мать, возьми от наших двенадцать утят и отдай Марусе,- сказал жене дед, унося любимца на руках в дом.

-Не надо двенадцать. Десять достаточно,- крикнула вслед баба Маруся.

-Пойдем, Маруся, заберёшь двенадцать. Ты же знаешь, Алексей сказал двенадцать, значит, двенадцать,- она вздохнула, слава богу, с внуком все в порядке. Напугал всех.

Дед ещё какое-то время успокаивал малыша. Он понял, что ему пытался рассказать внук. Малыш просто хотел напоить утят, а они все утонули. Вот и получилось, что ути потяти- это утята потонули.

Конечно, жалко утят. Мне даже плохо от одной мысли, что малыши утятки были убиты мальцом. Но мы всей семьёй часто вспоминали и смеялись над Алексеем и его заботой об утятках. Никто из нашей большой семьи не понимал слова "патяти", мама однажды об этом и сказала:

-Вы шутите? Это же слово потонули!- я была удивлена и мы тогда много смеялись.

Тогда Алексей посмотрел на меня и всех в семье и сказал удивлённо:

-Ну да, а вы не знали?

Затем, через несколько лет после этой истории, мама вышла замуж за моего отца. Появилась я, когда Алешке было почти десять.
И дальше мы жили вчетвером.

С братом было очень весело всегда. Алешка был открытым, добрым и деятельным одновременно. Умел дружить и помогать.

Мне не хватает его.

Вчера с мамой, сидя на даче, а ей уже восемьдесят семь, мы вспомнили эту историю. Посмеялись и над Алешкой и взгрустнули обо всех ушедших членов нашей семьи в другой мир. Светлая память всем нашим родным. Пока мы живы, они всегда будут в наших сердцах.

А сегодня, говоря со своими старшим внуком, первоклашкой Тимуром, я рассказала ему эту историю и пообещала дать послушать аудио рассказ. Думаю, ему это будет интересно. Этим рассказом я хотела показать, что надо описывать истории своих близких. Они как бы становятся живыми и вечными в памяти семьи.

Присылайте мне свои истории. Я опишу их в художественном виде, и мы поставим их в печать. Или снимем фильмы.

Но решать, как обычно, вам, мой дорогой читатель.


Рецензии