Баллада о двух закадычных приятелях с иллюстрацией
1.
Все мы привыкли к тому, что там, где высшие силы — там и истина : положим, последние подразделяются на светлые и темные воинства, но уже одно это бросает некоторую тень на первые и просветляет некоторым образом вторые, потому как неужели не ясно, что любые противоположности онтологически равноценны и внутренне дополняют друг друга? как день — ночь, холод — тепло, правая рука — левую, добро — зло, женщина — мужчину, верх — низ, энергия — материю, и так далее и тому подобное, –
архангел Михаил, пригвождающий Сатану, ничего на самом деле не достигает, поскольку дьявольские семена не могут так вот запросто исчезнуть из этого мира : исчезая, они дают новый кармический посев, и более того, энергии белого братства, истребляя и подавляя темные силы, только преображают, а быть может и усиливают последние, –
это вам подтвердит любой физик : во-первых, силы действия и противодействия равны, а во-вторых, ничто не исчезает, но лишь изменяется, –
итак, мы любуемся прекрасным ангелом из камня, торжествующим над драконоподобным чудовищем на бесчисленных фасадах католических церквей, а жизнь идет своим чередом, и в ней ни на йоту не уменьшается общий вес зла, как ни на йоту не увеличивается и суммарный вес добра, –
кто не замечал : демоны хорошо смотрятся только на фоне божественности и святости? бесы выигрывают, когда искушают великого человека и особенно праведника или святого, в Евангелиях это даже центральный драматический сюжет, да и в легенде о Будде его конфронтация с демоном Марой играет великую роль, –
когда же бесы заняты собой или мелкими людьми, они и сами мельчают : таков простой закон контраста, одинаково неотъемлемый как для искусства, так и для религии.
2.
В самом деле, где всего страшней, но и величественней нечистая сила? да, в церкви и при церкви : готические соборы недаром украшались химерами –
архитектура приобретала от этого дополнительную выразительность, а темные силы радовались, что обрели, наконец, поистине вечное место под солнцем : из-под отеческой опеки божественного их уже никто отныне не посмеет изгнать, –
и они правы! темные силы сделались поистине тенью света, его изнанкой и оборотной стороной, правда, пришлось смириться с сюжетным каноном : они (бесы) навсегда вроде бы побеждены – таков неумолимый финал : архангел Михаил пригвождает к земле победоносным копьем сатану, –
и вот мы уже имеем хорошо знакомый Happy End, который не обязательно свойственен художественному шедевру, а как правило даже ему порядочно противоречит, потому что сама жизнь показывает его надуманность, –
итак, финал — финалом, но финалу предшествовали зачин и действие, а это значит : во все времена и во всех культурах, исповедующих Бога, мрак и зло восстают против света и добра, снова и снова, и они должны быть всякий раз заново побеждены, и побеждаются, –
а это слегка напоминает тысячу раз проигранный на сцене школьный спектакль.
3.
Неудивительно поэтому, что в мастерских, обычно располагающихся во дворах великих готических соборов, часто можно наблюдать полуразрушенные скульптуры ангелов и демонов : какой-нибудь анонимный реставратор оставил их рядышком друг против друга, и вот стоят они, горемыки, в вечном и странном соседстве, –
и нет уже между ними давным-давно смертельной вражды, но они мирно уставились друг на друга безглазыми ликами, –
и кажется, если бы им суждено было вдруг ожить, подобно Буратино под стамеской старого Джузеппе, они перво-наперво подмигнули бы друг другу, а потом, сознавая, что они вынуждены враждовать до скончания века, но победить друг друга не могут по причине изначального положения вещей, тем самым напоминая артистов, играющих смертельных врагов, они по-деловому принялись бы обсуждать подробности очередной предстоящей сцены, –
так что подобно тому, как океанская глубь всегда спокойна и безмолвна, тогда как на поверности ее бушуют штормы, этот немой диалог глазами в гримерской вдали от сценических битв, является истинным и глубочайшим прообразом взаимоотношения Добра и Зла, –
хотя на сцене жизни, как и полагается, они пребывают в состоянии непримиримой вражды.
4.
Химера со змеиным жалом
и ангел с поднятой рукой
стоят в соседстве небывалом
подле собора в мастерской.
Ей не хватает хищной лапы,
ему заплечного крыла :
ведь не у римского же папы
просить, чтоб мощь их ожила.
Каменотеса давний опыт
им образ прежний возвратит –
и будет снова робкий ропот
внушать толпе их грозный вид.
Над здешним городом веками
несут они двойной дозор,
новозаветными строками
свой распаляя вечный спор.
Мирские ж чувства и поступки
от них, как звезды, далеки :
вот почему надежды хрупки
на помощь ангельской руки.
Но нынче... в садике зеленом,
теснясь друг к дружке, как в беде,
стоят они под старым кленом,
забыв о демонской вражде.
Что говорю? подобье дружбы
в их пробивается чертах –
и гордость от высокой службы
как будто тает на глазах.
Глядишь – они уже вступили
в неслышный людям диалог :
в общеньи разные есть стили,
и тем обширен каталог!
Что они только не обсудят
как воплощенья двух миров –
да и друг друга не осудят,
единый разделяя кров...
Нет между ними инцидентов,
они приятны детворе :
есть что-то в них от пациентов,
в больничном курящих дворе.
И даже вовсе их не мучит
вопрос о том, как жить им без
крыла и лапы – и получит
тот и другой себе протез...
Сближает общее страданье
как видно, всех живых существ,
и поучительно свиданье
исчадий ада и божеств.
О чем же в точности болтали
они – нам не дано узнать,
пусть мы и многое бы дали,
чтоб тайны той сорвать печать.
Но дни идут – и очень скоро
придет приятельству конец :
их снова ждет стена собора,
как ждет орлицу-мать птенец.
Они войдут в соборный камень,
вернув легенде плоть и кровь :
пронижет их холодный пламень,
и вынет теплую любовь.
И от земной уйдя юдоли,
пополнив сказочную рать –
добра и зла смешные роли
придется им опять играть.
Но дай-то бог, чтобы однажды,
над суетой паря людской,
припомнил смутно из них каждый,
как в той соборной мастерской
они нечаянно дружили –
быть может в первый в жизни раз –
и – просто жизнью тихой жили,
немного походя на нас.
Свидетельство о публикации №223011301799