Про буквы Ю и Я

  Сказка- подсказка
ПОЧЕМУ БУКВЫ Ю И Я В КОНЦЕ АЛФАВИТА СТОЯТ

 Алфавит – замечательный городок, в котором живут разные буквы.
У каждой из них есть своё место.
 Своя работа.
Каждая буква знает Правила. Подчиняется им.
   Все они соблюдают Порядок. Потому что порядок во всяком деле необходим!

Но однажды в Городе Букв случилась некрасивая история.
Во всём оказалась виновата гласная буква Я.
Вместе со своей подружкой гласной буквой Ю, они после всего, что произошло, ушли в конец Алфавита.

   Дело в том, что гласная буква А рассказывала историю,  в которой поведала, что она хорошо сохранилась. Несмотря на то, что прежде Алфавит выглядел иначе, но она всегда стояла на первом месте.

 Да только её, первую букву, тогда величали по-другому.
- « Меня называли «Аз»! – гордо сказала она.
- «Это значило почти то же самое, что теперь обозначает буква  «Я…»

-« Этого быть не может!» - возмутилась буква Я!-
«Если это одно и то же, то тогда первой, в начале Алфавита, должна встать Я!» - рассуждала она!
-« Ишь, как важно она встала! И ножки широко расставила!»- ворчала буква Я, глядя на рассказчицу.

Надо сказать, что гласная буква А совсем не обманывала своих соседей.
Город букв не всегда был таким, каким мы его знаем сейчас.
Он несколько раз изменялся.

В нём жили незнакомые нам буквы которых сейчас там нет.
И вообще, очень-очень давно, буквы помогали не только читать, но и считать.
    А потом к нам пришли Цифры. И некоторыми буквами люди перестали пользоваться.
  И они незаметно исчезли, правда тогда это была Азбука.

 -"Было даже такое время, когда среди букв не было гласной Я!"--завершила свой рассказ буква А.

Опечаленная этой историей буква Я решила, что уж теперь-то пришла её пора заменять букву А там, где ей самой  захочется!

И принялась она нарушать Правила.
 Пристраиваться стала туда, где по Правилам стоять ей не предназначалось.

Захочет ученик написать :
"  Чай в чашке".
А буква Я быстренько между согласных встала! Ножку отставила и собой любуется!
  -"Чяй в чяшке!"-
Но получилось не по Правилам!

Только гласная Я  радоваться начала, а ученик   взял да и зачеркнул её!
И вместо Я  написал букву А.
Получилось всё по Правилам: вот так!
    - ЧАй в ЧАшке –

А Правила строго напомнили:
Ча пишется с буквой А!

Рассердилась буква Я. Выставила одну ножку и как топнет!
Тут к ней подружка Ю спешит, утешить старается!
Говорит ей:
-"Ты не буква, а просто чЮдо!"-
Тут уж буква У не стерпела! Вытолкнула букву Ю!
-"Надо вот как : чУдо!"-

А буква Ю не сдаётся, толкается и снова хочет на то же место встать!
Обе буквы расшумелись, стали доказывать:
-«Послушайте, ну послушайте! Слышно же:
Это  именно нас зовут!»-

Тут уж не вытерпела шипящая согласная Ч!
Подняла руку вверх, чтобы все буквы на неё посмотрели и громко заявила:
-«Мне не хочется дружить с гласной Я,буду дружна с гласными  А и У.
Это будет моим Правилом!"

Тут же её сестричка шипящая буква  Щ выпустила коготок и громко поскреблась:

-« И я отказываюсь дружить с гласными  Я   и  Ю.
По моим Правилам тоже разрешаю стоять гласным  А  и У со мной рядом.

Так и возникло Правило:
ЧА и ЩА пиши с буквой А
ЧУ и ЩУ пиши с буквой У

Обиделись гласные Ю и Я на все буквы. И ушли в конец Алфавита.
 Такая вот история!


Рецензии
Галина, очень интересно и не только для детей, спасибо.
Возможно Вы не читали рассказ Леонида Пантелеева на похожую тему, написанный в 45-м послевоенном:

http://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/12244419/ Яблоко - Тыблоко Леонид Пантелеев, 1945

Если ссылка обрежется, то можно задать в любой поисковик.
С признательностью,
Юрий

Юрий Заров   20.01.2023 16:53     Заявить о нарушении
Мне это запомнилось, а вот был ли это 46 или 47 год (первый класс), уже не помню:)
Ссылка прошла!!!

Юрий Заров   20.01.2023 16:56   Заявить о нарушении
Уважаемый Юрий!
Спасибо Вам за прочтение и эмоциональный отзыв.
Про букву "Ты" Я конечно читала, и не однажды. Детки подготовительной группы в детском саду принимт юмор с воодушевлением и пониманием!
С дружеским приветом!
Галина.

Галина Санарова   20.01.2023 16:58   Заявить о нарушении
Да, детки сейчас "продвинутые" :)

Юрий Заров   20.01.2023 21:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.