12. 11. 22 г. Право заслужить прощение

На канале «Вагнера» записано видео, в котором бойцы, обращаясь к президенту РФ, произносят простые и правильные слова: «Выполним все боевые задачи. По-другому никак. Родину любим, стреляем хорошо». ЧВК Вагнера набрал осужденных, зэков, готовых воевать за Отечество, в боях заслужить прощение. Руководитель отмечает, что действуют они слаженно, напористо. Есть уже проявившие себя героически, отмеченные за боевые заслуги  государственными наградами. Поначалу инициатива Евгения Пригожина вызвала неоднозначное отношение. Чтобы понять смысл происходящего, обратимся к прошлому.  Как это было в России? Как отразилось в литературе?
     Осужденным декабристам, которые, с точки зрения правящей монархии, были государственными преступниками, предоставлялась возможность отправиться солдатами на Кавказскую войну, сразу или после отбытия  каторги  в Сибири.  В 1826 году отправлены около 70 офицеров и более 3-х тысяч солдат. Оценив этот военный опыт, Николай Первый позволил им «искупить вину кровью». Позднее, начиная с 1829 по 1848 год рядовыми в Отдельный Кавказский корпус были отправлены еще около двух десятков декабристов из Сибири. Среди них был Александр Иванович Одоевский,  декабрист,  потомок  древнейшего  княжеского рода, офицер, известный, талантливый поэт. Вы помните его как автора стихотворения «Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли», ставшего ответом на послание Александра Пушкина в Сибирь декабристам. На Кавказе он встретился с Михаилом Лермонтовым. Горские пули не тронули поэта, он заболел лихорадкой и умер через два года. Служил на Кавказе в 1835- 1837 гг. яркий, известный писатель Александр Александрович Бестужев-Марлинский,  погибший в бою. Он стал легендой за свою отвагу, бурным было его литературное творчество.
     Вы, наверное, обратили внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и  мир»  на Долохова, обедневшего дворянина, офицера, картежника,  скандальную личность, всюду  отстаивавшего свое достоинство. Он был влюблен в Соню, кузину Николая Ростова, которого обыграл в карты, что повлекло затем разорение семьи Ростовых. За «шалости» - противозаконные  действия - он был разжалован в солдаты с правом «смыть   кровью» содеянное бесчестье, что и произошло после его смелого участия в Шенграбенском  сражении. Помните солдата в синей шинели  в роте капитана Тимохина, не позволившего полковому командиру орать на себя? В бою Долохов был  ранен, взял  в плен французского офицера, остановил побежавшую было роту. Впоследствии ему было возвращено офицерское звание.
      Во время Великой Отечественной войны такое же право было дано лагерникам, среди которых было много несправедливо названных «врагами народа». Не буду ссылаться на кинофильмы, они широко известны. Об этом сказал в поэме «По праву памяти» великий русский поэт Александр Твардовский, чья правда не вызывает сомнений. Поэт передал атмосферу,     в  которой перед войной  жили  миллионы людей: «Клеймо с рожденья отмечало младенца вражеских кровей. И все, казалось, не хватало стране клейменных сыновей». У сталинского режима не было мира со своим народом, люди все же отделяли страну от режима, были настроены, когда началась война, по-настоящему патриотично. В том числе и осужденные. Поэт написал: «Недаром в дни войны кровавой благословлял ее иной; не попрекнув его виной, что душу горькой жгла отравой, война предоставляла право на смерть и даже долю славы в рядах бойцов земли родной. Предоставляла званье сына солдату воинская часть… Одна была страшна судьбина: в сраженье без вести пропасть».
Так что обращение к лишенным прав, преступившим закон в трудный для Отечества час можно считать традиционным. Конечно, декабристы, политические узники сталинских лагерей были людьми чести, но и уголовникам тоже предоставлялось это право.   И в настоящее время эта  возможность  даётся не всем осужденным, а имеющим нетяжкие статьи. В последнем своем посте в Телеграм-канале Евгений Пригожин комментирует новый факт: «В Тюменской области множество заключенных захотели отправиться в зону проведения спецоперации». В час, когда страна                в опасности, все патриотические силы должны объединиться!


Рецензии