Спорим на водку с закуской?
В нашу обязанность входила замена трёхфазных электросчётчиков по всей территории Армении, на предприятиях, ГЭС и Армянской атомной станции.
Схема работы была такая – неделю работали в Ереване, неделю – по районам Армении. Благодаря этой работе удалось проехать по всей республике и побывать даже в самых отдалённых сёлах.
Особенно интересно было ехать в командировки с Юрой Абрамяном и Барсегом, с водителями Варужем и Эдиком. В этих поездках изначально было ясно, что скучно не будет: они всегда весело подшучивали друг над другом, ну и иногда надо мной. Но никогда ничего обидного.
Было много интересных случаев, расскажу о некоторых.
Коллеги знали, что я занимаюсь альпинизмом. Как-то раз, когда меняли счётчики на подстанции 100/220 КВ в Шинуайре, они спросили меня, за сколько времени я поднимусь на холм над селом. Я ответил, что за час.
И когда приступили к работе, они спросили у сотрудников подстанции: «Как по-вашему, за сколько времени наш молодой специалист поднимется на этот холм?». Те с недоверием посмотрели на городского парня, и снисходительно сказали, что часа за два, а то и больше.
- Спорим за бутылку водки с закуской, что он поднимется за час, - предложили мои коллеги.
- Спорим! – уверенно ответили местные энергетики.
«Ты начинай подъём, ведь для тебя это хорошая тренировка, а мы вместо тебя поменяем счётчики», - сказали мне старшие товарищи.
Дело было в мае, я с удовольствием за 45 минут поднялся по свежей травке на вершину холма, и оттуда помахал рукой нашим. Спор был выигран. Когда я спустился, стол был уже накрыт.
Этот трюк мы проделали ещё пару раз в разных концах Армении, пока энергетики не сообщили всем своим, чтобы не попадались на эту удочку.
А когда мы были с нашим бригадиром Морикяном в селе Хндзореск недалеко от Гориса, то на обед пошли в местную деревенскую столовую. Он заказал себе целую курицу, и, съев её, сказал: «До ужина продержимся». Про себя я подумал, что, в принципе, после такого обеда и три дня можно продержаться. С тех пор я часто повторяю это выражение после сытного обеда для своих гостей.
Как-то в 1983 году мы проезжали через молоканское село Фиолетово. Молокане – это христианская секта, образованная в середине XVIII века в Тамбовской губернии. Их сослали на Кавказ, в том числе в Армению, где до сих пор сохранилось несколько молоканских сел.
У них нет церкви и нет батюшки, староста села является по совместительству руководителем и церковной общины. Молокане сохранили свой уклад жизни, мужчины не пьют и не курят, дети с ранних лет помогают родителям в нелегком крестьянском труде. Знаменитая молоканская квашеная капуста известна даже по ту сторону Кавказских гор. Строительные артели молоканских мужчин ценятся очень высоко – они буквально работают не только без перекуров, но и очень быстро, аккуратно и качественно.
Дома в селе деревянные, как в России, с красивыми наличниками на окнах, а через дорогу раскинулась необычная для Армении березовая роща – настоящий кусочек России в Армении.
Так вот, на многих воротах висели красные ленточки. Старшие коллеги спросили меня, знаю ли я, что это означает.
Я не знал, и они «просветили» меня: «Это значит, что в этом доме есть девушка на выданье, давай сосватаем тебя».
Тогда мне было 24 года, и я отнюдь не собирался жениться.
- Да не хочу я жениться, - твердо ответил я им.
- Ну как знаешь, - сказали они с сожалением и отстали от меня.
Только через несколько лет я узнал, что ленточки на воротах означали лишь то, что в этом доме закончился газ в баллонах, и газовики, не спрашивая, заезжали туда и меняли пустой баллон на полный…
Свидетельство о публикации №223011300495
Николай Павлов Юрьевский 20.10.2023 21:15 Заявить о нарушении
Алексей Болсанов 20.02.2025 17:26 Заявить о нарушении