Веселая Устинья Миниатюра

      После сельской новогодней весёлой гулянки в доме у хозяйки тети Пелагеи, где у окна стояла живая Ёлка в игрушках и весело топилась   русская печь, мы гурьбой отправились по домам. Под утро многие уже спали: в окнах не было света. Но от наших громких частушек, песен некоторые начали просыпаться, зажигать свет. Лай собак усиливал уличный шум. У сельского магазина нашей Валентине вдруг пришла чудесная мысль: а слабо нам сотворить, слепить из снега Снежную Бабу-Девушку с коромыслом, с ведрами, девушку на выданье жениху ради смеха односельчан! Идею подхватили, зарядились на веселье и начали лепить у крыльца снежную деву. Зина жила рядом, пошла за амуницией для девы. Идея Валентины начала воплощаться за час в реальность: фигуристую с тонкой талией девушку облачили в рваный летний халатик с поясом, с тремя пуговицами, из желтой длинной мочалки приделали косу, а на голову повязали старую косынку. Чтобы руки держали коромысло с ведрами, пропустили веревку через шею, плечи и привязали крепко к обоим дужкам, потом облепили снегом. Лепили, ваяли и хохотали до слез. На шум, гам стали выходить проснувшиеся люди, подходили прохожие, каждый советовал, что можно еще приделать. Одного из смотревших, Ваню, попросили принести красную морковку, угольки. Наша Устинья – так мы ее назвали общим голосованием, - имела такое лицо: брови обведены углем, губы – красной помадой, глаза – большие синие пуговицы. Устинья стояла ни жива, ни мертва. Без конца звучали в ее адрес колкие слова, непристойности, что вызывало дикий хохот. Из ближнего дома вышла по обязанности продавщица тетя Надя. Посмотрела-посмотрела и сказала, что надо на ведрах помадой написать: «Я Устинья! Возьмите меня замуж!»
      Утром по всему селу народ только и говорил о смешной девке у магазина. Некоторые врали соседям, даже божились, что там стоит живая девка в маске и просит, чтобы ее кто-нибудь взял в жены. После праздников через два дня открыли магазин. Народ толпился у Снежной Бабы. Подшучивали над народным произведением искусства. Одна пожилая тетя Вера высказалась с местным говорком: «Глянь, дак, хто ж ее таку возьмет замуж-то? Она ж худа, как вобла, в рваном халатике на трех пуговицах, срамница, да еще с пустыми вёдрами. Ой, выставилась, как красотка, ещо замуж просится!» Другая баба подвернула: «Хучь бы имя было Марина иль там Наташа, а то Устинья. Нонче такие имена девки не носят. Надо бы ей, бабы, в вёдра-то чо-нибудь положить, какой-никакой подарок за наше веселье над ней…» Она же первая и положила три конфетки, что купила в магазине. Продавщица привязала дешевые бусы на шею красотки. Так повелось в селе до тех пор, пока Баба не растаяла по весне, что люди дарили ей кто конфетку, кто печенье, кто бросал копейки. Докучливые дети иногда обчищали содержимое вёдер, но они редко были пустыми. Считалось, что Устинья приносит Удачу. А влюблённые в карманы халата иногда клали записочки и так общались, пока не нашлись те, кто подшучивал, меняя содержимое записок. Некоторые селяне стали фотографироваться вместе с русской красавицей, которую часто переодевали в другие одежды. Учитель рисования из школы слепил настоящее девичье лицо. На одном ведре кто-то написал: «Я бы взял ее в жены, а она уже не хочет, все тает и тает, идти не может».
      Было очень жаль, когда нашей Устиньи не стало. Пришла весна. Будет ли в этом году стоять она у магазина, – я не знаю, нынче живу далеко от села, в Таджикистане. А в том селе я была лишь гостьей. Но ту ночь, то веселье вспоминаю часто. Из письма я узнала, что Ваня с Зиной, что строили вместе с нами из снега Деву Устинью, уже поженились. Значит, она принесла счастье молодым!

1989 год. Галия Халиуллова


Рецензии