ВЕРЮ В ВЕРУ...

 Картинки с Выставки... Настолько давней, что почти неправда. Хотя по ощущениям раза в два меньше времени прошло. И подшивка давно несуществующей в природе, увы и ах, молодежной газеты сохранилась только  в краеведческом отделе "Асеевки" и, спасибо милым его сотрудницам, которые всегда готовы  посодействовать: перефотографировать материал, прислать на почту, особенно, когда помнишь дату, хотя бы приблизительно... (А тут  уж  мои ежедневники в помощь. С того раннего года как раз и начала их вести. Дневники еще раньше.)

  Как раз к Дню печати расшифровала материал. "Сейчас не об этом", но... Очередная подсказка -  о  НЕСЛУЧАЙНОСТИ всего и тонких мирах...

  Смелая однако была я девчуля (Школа юного искусствоведа при картинной галерее и  ее мэтры-профи - это само собой, но все равно: писать о выставке пусть даже студентки, но уже  дипломницы в свои... (без уточнений!), да еще позволять себе критические замечания! Впрочем, я всегда сверяла свое впечатление  с профессиональным. Чего б это ни касалось. И никогда не позволяла себе отправить материал в печать, прежде чем не сверю его  с ними,  самим героем, и  вообще - всеми, кого этот материал касается. Тем, наверное, отличается профессиональная смелость от...  Но... "сейчас не об этом". Хотя тоже с утра... навеяло...


               ВЕРЮ В ВЕРУ


Струящиеся линии античной тоги,  гордый стан, ливень волос.... Самое прекрасное создание на Земле – Женщина.

"Где  время взять, чтоб волосы твои , отпраздновать, пересчитать, прославить?" — писал Пабло Неруда о той, кому посвящены его сонеты, кто вдохновлял его звонкую и светлую поэзию.
 Иллюстрации к сонетам Неруды - одни из самых интересных на выставке Веры Сироткиной. Это первая персональная выставка на худграфе за последние три года.
 Первое, что замечаешь: удивительно знакомая, тонкая манера рисунка одной линией. Несколько точных штрихов, гибких линяй — и  вот перед глазами уже образ, характер, кусочек жизни. Этим они напоминают рисунки Нади Рушевой, безвременно ушедшей из жизни, талантливой юной художницы. Та же выразительная законченность мгновенных набросков, безошибочная точность построения рисунка, чудесный глазомер, изящная компоновка сцен. Но Веру ни в коем случае нельзя упрекнуть в подражании. Внешнее сходство идет, скорее, от схожести человеческих и художнических индивидуальностей, от общности их восприятия жизни.
 Да и сама манера похожа только на первый взгляд. У Нади – кипучая экспрессия, быстрые нервные линии, у Веры Сироткиной — энергия скрытая, линия более спокойная.
 Вот иллюстрации к Достоевскому. Сонечка Мармеладова, робкая, трогательно-наивная девочка. Несколько штрихов, росчерков пера, и вот она, но уже другая – с угасши от горя скорбно-пытливым взглядом… От образа
к образу нарастает драматизм. Раскольников… Вот он в трактире, вот он с остановившимися глазами у дверей старухи, а вот – страшный, похожий на дьявола, вскакивает с постели. Трагедия людей, униженных и оскорбленных, задавленных холодным миром, схвачена скупыми штрихами пера.
  Вера вообще тяготеет к рисункам на воображение, а оно у нее емкое, своеобразное.
Привлекают внимание и рисунки из цикла «Времена года». Слитность природы и человека,
  ВЕСНА... Юное зеленое создание, стан ее – ствол дерева, а волосы — нежные ветви. Хрупкая девочка-подросток... Все еще впереди, и жизнь прекрасны, и цветы у ее ног.
  ЖЕНЩИНА сидит на траве. Ее длинные волосы повторяют линии ласкающих солнечных лучей, а цветочный узор ее платья – цветы на траве. Прекрасны ее плечи, ее сильное тело. Это ЛЕТО
  ОСЕНЬ... Изящная высокая женщина идет по парку. Листья падают в протянутые ладони. Она задумчива и отрешенно устала. Грустна. Что-то она теряет безвозвратно, что-то уходит от нее навсегда.
 А вот ЗИМА. То же дерево, но уже постаревшее и голое. И женщина... усталая, скорбная. Ветер относит от нее последние листья и бесприютно раздувает полы ее плаща. Все в прошлом. Образы эти афористичны и остры, в них - творческое восприятие мира автора.
 
 В рисунках Веры, в большинстве носящих эскизный характер, – удивляет наглядная убедительность мгновенно схваченных жестов. Особенно зримо это проявляется в набросках с натуры, Они воспринимаются как дневник впечатлений, чувств, размышлений.  Вера рисует везде – в трамвае общежитии на праздничной демонстрации и на лекциях. Непритязательны, но интересны эти сценки.
  Вот лохматый парень в гамлетовской позе. Вот девушка наклонилась над чемоданом, в котором видит, наверно, предвкушение новых событий, встреч... А эта девчонка кокетливо накидывает шаль, разудало поводя плечом. Так и кажется, что взмахнет сейчас рукой и пройдется в цыганочке.

 Графические работы Сироткиной интересней и удачней живописных, но Вера любит цвет, любит кисть, и диплом она готовит по живописи. Живописным  работам ее еще присуще некоторое ученичество. В большинстве выставленных портретов недостаточно раскрыта психология образов, заметно некоторое композиционное однообразие. Не всегда удачно решен цвет, не чувствуется атмосферы. Но и среди портретных работ есть интересные. Особенно привлекателен «Портрет Андрейки». Летом Вера работала вожатой в пионерском лагере и привезла оттуда немало этюдов и набросков.

 Скоро Вера Сироткина простится е институтом. Предстоящая педагогическая деятельность привлекает ее. Вера любит ребят, любит учить их видеть мир, любит узнавать в ком-то первые проблески будущих больших возможностей... Любит как самые интересные модели, как удивительную возможность обогащаться, отдавая... Некоторый опыт у нее уже есть. Окончив школу в Железногорске, она несколько лет в одной из школ района учила ребят рисованию. И, конечно же, она по-прежнему будет рисовать: всегда, везде.

– Мне очень трудно отказаться  рисования, – говорит Вера. А каждый день Веры Сироткиной – это новый шаг к мастерству, к познанию новых красок мира. Ее день расписан до секунды. Вера очень любит поэзию, музыку. Многие ее работы написаны под впечатлением музыки, прочитанного стихотворения.

Что говорят о Вере преподаватели?..
 Один из первых преподавателей по живописи Веры  Б. А. Чиликин отмечает  вдумчивость, активность, работоспособность: «Ей хорошо дается язык аллегорий, она умеет переосмыслить и переводить на язык живописи образы другого вида искусства».
- Это надо видеть, как застенчивая девушка берет в руки карандаш  – и  рисует - быстро, точно, легко.»
 Возможно, Вера еще найдет себя в живописи (впереди – диплом), но в графике она мыслит смелее, уверенней, и хочется верить, что графические способности Веры Сироткиной будут развиваться дальше.
 
(Газета "Молодая гвардия", декабрь 197....года.)


Рецензии