Легенда об Адаме - глупая сказка или кладезь смысл

Легенда об Адаме - глупая сказка или кладезь смыслов?


Декарт сказал: «Бог так чудесно установил эти законы (законы природы – прим. Н.Б.), что даже если предположить, что он не создал ничего, кроме сказанного, и не внёс в материю никакого порядка и никакой соразмерности, а наоборот, оставил лишь самый запутанный и невообразимый хаос,... то и в таком случае этих законов было бы достаточно, чтобы частицы хаоса сами распутались... и образовали бы совершенный мир». К счастью, Бог не ограничился лишь формальным установлением созданных им законов, а на их основе создал реальный чудный мир живой природы, неоспоримое совершенство которого только подтверждает гениальность Творца. Но подлинное его величие проявилось в том, что созданное он не возвёл в абсолют, не объявил истиной в последней инстанции, а оставил открытой дверь в мир познания и выпустил в неё своего сына – Адама-человека.

Вот мы и прикоснулись к ещё одной тайне человеческой жизни – откуда есть пошло человечество. О прежних расах, населяющих Землю (лемурийцах, атлантах), мы вскользь уже упоминали. Но они были давно да и не слишком-то на нас похожи – легенды говорят, что рост лемурийцев достигал 10 метров, рост атлантов – мог быть более 3,5 метров. Нам, пожалуй, ближе ветхозаветный Адам, которого христианская религия считает прямым нашим прародителем. Много споров вызывает эта история у людей, но, полагаю, что большинство из них так и не решило для себя, как к ней относиться – то ли как к легенде, то ли как к реальной истории. Было или не было, нам неведомо, а вот разобрать по существу её смысл было бы интересно, так как она затрагивает фундаментальный мировоззренческий вопрос – об изначальной первородной греховности человека. Вот именно это самое главное в легенде об Адаме. Грешен ли первородно человек, и если грешен, то в чём?

Бог создал мир, который мы называем природой, и мир этот по своему логическому содержанию, красоте и гармонии не перестаёт нас восхищать: «...и увидел Бог всё, что он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1;31). Богат и разнообразен мир Божий! Но в этом разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Богом. Все растения и животные расселены по земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Всему дана определённая и разумная цель. Всё в мире рождается, растёт, стареет и умирает – одно сменяется другим. Всему Бог дал своё время, место и назначение.

Но при всём совершенстве природы, выражающемся в невообразимом многообразии, в незыблемом постоянстве и ритмичности биоциклов (смена сезонов, циклы вегетации, биосинтеза и т. п.), мир оставался бы мёртв и бездушен без включения в него творческого элемента, каковым и стал первый человек Адам. Да и какая радость Творцу, если сотворённое им ни в ком не вызывает отклика душевного восторга? «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни. И стал человек душою живою» (Быт. 2;7).

Далее легенда говорит нам, что до какого-то периода Адам жил в идеальном мире, созданном Богом, то есть в РА-ю, и наслаждался жизнью, полностью полагаясь (как и положено дитяти) на волю своего Небесного Отца. Правда, согласно некоторым легендам, сынок нередко огорчал родителя своей ленью, то есть волевым без-силием, без силы, без которой трудно представить жизнь. Но вот настал час, когда ребёнок созрел (приблизился к стадии волевой активности и плодоношения), о чём говорит появление в его окружении женщины Евы (в метасмысле Е-ВА – сила реального действия, то есть сила воли, по латыни evo – начало, первичный импульс). Кстати, вопреки религиозной трактовке, представляющей из себя компиляцию далеко не всегда правильно понятых предшествующих мировоззрений, но включенных в библейское учение, Ева как первая женщина была создана не из ребра (лат. costa) мужчины Адама, а через ребро или через грань (лат. meta) подобно тому, как создаётся обратная сторона монеты. Каждая из сторон монеты по отношению к другой является прототипом (гр. protos – первый), что исключает первичность кого-либо из этой пары.

Но что такое для человека войти в стадию плодоношения? Это значит самому стать Творцом, Отцом своим детям, взять на себя ответственность за них, то есть стать для них своим богом. Но мог ли Всевышний вот так, с бухты-барахты перепоручить Адаму хотя бы малую часть своих полномочий, не будучи уверенным в его дееспособности? Конечно же, нет! Как же ему было убедиться в способностях сына? Разумеется, через опыт. И совершенно очевидно, что не обошлось здесь без воли Отца, иначе откуда же в идеальном мире возник змей-искуситель? Возможно, эта тяжёлая роль – искушать – была поручена змею самим Богом, чем был положен первый в мире конфликт между отцами и детьми. Ну а если возникли сомнения в истинном величии Отца, в абсолютном совершенстве созданного им мира, то ему ничего не оставалось, как отпустить от себя своего сына строить свой мир, свою жизнь и таким образом на практике убеждаться в истинности божественных замыслов.

Уж не знаю, какие основания были у Адама сомневаться в беспредельной мудрости и совершенстве Отца, но строптивый дитятя был выпровожден из Рая не с пустыми руками. Приданым Отец наделил библейскую парочку знатным, целую Землю предоставил им для экспериментальной жизни, оснастил её наглядными пособиями (природной средой), в избытке обеспечил средствами существования – живи и твори! Сможешь – создай мир лучше, возникнут сомнения – думай, сравнивай и выбирай! Этим он навсегда заложил непреложность принципа познания – свободы выбора. А чтобы человек Адам не забывал о своём великом предназначении, Бог-Отец сопроводил его, согласно легенде, словами «Mеmento mori!» – «Помни о смерти!», а если точнее – «Помни о времени!», ибо смерть есть непрерывное умирание во времени. На санскрите слово «память» читается как «смерть» (смрти), а это значит, что память – есть та содержательная доля времени, которую сумел освоить (накопить) человек в возмещение (в уплату) отпущенной ему доли вечности. Вот чему Бог-Отец намеревался научить своего сына – знать меру и цену всего.

Но посмотрим, что же послужило поводом к такому немилосердному отцовскому шагу, трагически изменившему жизнь Адама и его отпрысков на долгие, долгие века. А всего-то и случилось, что юный Адам соблазнился вкусить готового плода с Древа Познания Добра и Зла, нарушив тем строгий запрет Отца. И тут напрашивается вопрос: а в чём собственно смысл запрета? Ответ очевиден: нельзя вкушать готового плода, не приложив усилий к его созданию, не потрудившись в поте лица над урожаем, не познав цены ему. Безнравственно это! Ведь древо то и есть сама истина! Вкусить готового плода от истины – значит уверовать в ценность чужой истины, не познав своей. Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано. Слепая вера открывает путь к сомнениям. Возможно, будучи мудрым, Бог-Отец и сам засомневался в своём непререкаемом и окончательном совершенстве и признал, что всё истинное поверяется экспериментом, познанием, а не слепой верой. Этим Бог-Отец дал понимание разницы между верой и знанием.

Но состояние сомнения – не самое страшное состояние. Лучше усомниться в истине, чем довериться неведомому. Сомнение пробуждает волю к постижению истинного, выверенного пути. Тогда как слепая вера, лишённая сомнений, устилает путь к самому страшному рабству, подчиняющему сознание чужой воле, отнимающему у человека желание самому выкладывать дорогу ко всеобщей истине. Только это желание воли делает человека творцом. Фактически момент выдворения Адама из Рая следует считать началом долгого пути эволюции (лат. evolutio – развертывание) человека-творения к человеку-творцу.

Решившись на изгнание Адама из Рая на Землю для постижения истины, Всевышний проявил себя как гениальный экспериментатор и поистине Создатель Великого Духа Познания, так как только через преодоление сомнений и трудностей познания, основанных на опыте осознания личной ответственности за свой выбор, можно выйти к свету истины и вечной жизни, преодолевающей смерть. В этом и заключается великая триада, святая троица истины: идея мироздания-идеал, Бог-Отец (тезис) + преодоление сомнения через практический земной опыт постижения истины, Бог сын (антитезис) = новый Дух, вылепленый сознанием истины (синтез, возрождение). Но что интересно, в этой формуле-триаде всегда упускается один, казалось бы, малосущественный фрагмент – знак плюс (+), тогда как он несёт в себе очень существенную смысловую нагрузку. Эта тема вскользь уже была затронута нами при рассмотрении понятий «души» и «духа», однако смысл плюса настолько глубок, что в поиске истины невозможно обойти этой темы, не разобравшись в ней до логического конца. Именно в этом знаке закодирована вся идея мироздания, и нам стоит попытаться разгадать её.

Дело в том, что, как известно, Бог отправил своего сына познавать истину на Землю. Адам по шумерски «Adamah» (АдАма крест) значит «землянин» (адама – земля), «человек ада(мы)». Но это также значит и то, что Земля – это и есть Ад, а земная жизнь есть чистилище, которое следует пройти, чтобы очистить своё сознание от всех сомнений, переосмыслить все минусы отрицательного жизненного опыта (–) и, наложив на него своё  понимание света, луча (1) постигнутой истины, принципа вечной жизни, создать в себе творца нового Духа, новой созидательной, позитивной (+) единицы энергии, так необходимой для поддержания равновесия во Вселенной. В метафизическом смысле человек должен опытом своей земной жизни воздвигнуть свой крест (+), который должен влиться в пространство Абсолюта (в котором всё есть плюс).

Так в чём же заключается первородная греховность Адама? В том ли, что он не внял отцу, пренебрёг истиной, а следовательно, усомнился в ней? Но способность сомневаться есть естественное свойство, приводной ремень мышления, работы ума. Для чего же тогда Бог наделил человека РА-З-У-М-ом, частицу (з-зерно) своей истины (ра) посеял (у-углубил) в его материальное тело (м-материя)? Какого урожая он ждал? Полагаю, он ждал благодарности, проявления непреложного закона любого устойчивого существования – обратной связи! «Бог ждёт от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога» – говорил Николай Бердяев. Благодарность – это чувство понимания идеи добра, выраженное в признательности, в высокой оценке его полезности и ценности, то есть в осознании истинности, которое в реальности откликнется в не менее благой деятельности. Безусловно, для благодеятеля это самая желанная реакция на его действия и устремления, которая оправдывает эти устремления. В противном случае у Бога тоже могут возникнуть сомнения. Куда тогда податься ему? Ну уходить-то Богу некуда, он везде, а вот отвернуться от неблагодарного сына, предоставить его собственной воле, оставить без своего попечения и внимания – это, пожалуй, вполне адекватная мера в ответ на пренебрежение и неблагодарность. А неблагодарность сия велика до чрезвычайности.

Представьте картину – проявил сын строптивость, ушёл из родного дома, с треском захлопнул за собой дверь, забыл об Отце, но продолжает тянуть из созданных отцом ресурсов себе на пропитание и сладкую жизнь, то есть транжирить не принадлежавшее ему по нравственному праву – не усвоил строгий урок отца. И формула наша поменяла свой знак с плюса (+) на минус (–). Вот в чём вина и грех Адама – в том, что он нарушил непреложный закон этого мира: за всё надо платить. Даже за подарки судьбы... благодарностью. Так Адам, не став Со-творцом, Благо-дателем, чего ожидал от него Отец, превратился в паразита, подлинного Адама – берущего (ад) от материи (ам – зеркальное от ма(мон); на санскрите «adhamar» значит должник. И этот грех действительно до сего дня несёт на себе всё человечество, не желая искупать его. Более того, человек по-своему уразумел этот закон, извратил его до неузнаваемости, решив его в свою пользу: «человек цивилизованный» + природные ресурсы (мир бесхозный) = счастье «золотого миллиарда». Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!

Не научила нас жизнь ничему со времен Адама. Вкусив готового плода истины, присвоив себе часть её, Адам увидел себя голым, элементарным нулём, вывернувшимся (эго) из общей Воли. «Иди, облачись!», – сказал ему Отец, отсылая в МиР – сферу Материи и Разума, тьмы и света, существующих в соразмерном единстве и мире. Облако – самый очевидный показатель этой соразмерности: его объём, вес и соответствующая энергонапряжённость (разность потенциалов) чётко обуславливают его место в пространстве мира – чем они выше, тем оно ниже, тем скорее благодатной влагой насытится земля. Мы же привыкли поступать вопреки законам этого мира – стягиваем на себя земную благодать, имея целью возвыситься.

Бог-Отец, выпроваживая сына своего из сферы духовного мира, заботился вовсе не о внешней наготе, а о духовной пустоте его, позволившей вверить себя чужой воле, на самом деле, проявив своеволие. Думаю, не случайно в этой связи возникла  тема яблока или незрелого плода, на который соблазнился Адам. Различие в созвучности этого слова со словом «облако» раскрывает суть произошедшего - Адам пренебрёг общим ради удовлетворения своего "Я", по сути ничтожного (пустого) относительно того мира, законом которого пренебрёг. На санскрите «облако» звучит как «абхрам» (аб – начало, отсюда аба – отец; храм – хранилище), хранилище изначальной идеи Творца, Облако Высшего Разума, единого для всех, что трактует завет как «Иди, наполнись!» или «Стань Отцом!». Но чем наполнять себя? – вот главный вопрос. К чему стремиться? К какой  реальной цели мы должны направлять волю свою, свои желания и помыслы? Вечность, знаете ли, это что-то очень абстрактное, туманное. Как там у Шекспира? – «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться».

Господи, ну что за несчастное существо человек?! Почему он всегда сомневается в лучшем, тогда как сломя голову кидается в худшее?! Какие основания у нас остались не доверять Творцу этого Мира? В чём, где и когда он нас подвёл, соблазнил, обманул? Вот мы узнали, что, оказывается, живём в реальном аду, а так ли уж некомфортно устроено наше существование? А если и испытываем кое-какие неудобства, то это, оказывается, наш исторический выбор. Ну почему у нас, таких авантюристов по складу ума (а как иначе назвать тех, кто избрал для своей жизни ад?), не возникает желания те усилия, которые мы тратим на преодоление жизненных трудностей, направить на устройство для себя светлой дороги в рай?! О каком таком рае мечтает человек, которого он не смог бы сотворить сам на этой прекрасной Земле? Нет же, опять подавай ему иной рай, иное сладкое яблочко с запретного древа. Как говорится, многие могли бы попасть в рай вместо ада, затратив вполовину меньше усилий, однако, подобно неистовому маньяку, мы делаем всё, чтобы избежать участи рая. Помните, как говорил апостол Павел в обращении к римлянам: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Бедный я человек!» (7; 15,19).


Рецензии
Разве о незрелом плоде шла речь?
Древо познания добра и зла.
Начало суждения хорошо-плохо
Отсюда и пошли болезни,и всякие неудачи. Вспомните Иванушку из русских сказок - у него все хорошо, потому и все проблемы (уроки) решаются как орешки.
не стоит разделять внешние причины (травмы,укусы) и внутренние,которым виноватыми бактерии назначили. ВСЕ они созданы в голове,тем самым разделением,это я люблю, этому завидую,на это обижаююсь. И организм чутко реагирует на обиды невыведенными токсинами, на гнев-воспалениями, на обиды -самоуничтожением в виде онкологий .
Даже "рожать будешь в муках" из той же оперы. Когда женщина считает любовь чем -то постыдным,грязным, - у нее и токсикозы ("грязь в себе несу") ,и роды трудные . Все в голове.
Рай и ад не исключение. Плод разделения и сотворил в головушке подозрения,страхи,зависть.. Ад тоже у каждого свой карманный,ибо никто так изощренно не накажет,как сам себя

Татьяна Стемплевская   09.04.2023 19:35     Заявить о нарушении
Под незрелостью понимается неспособность судить о добре и зле не на основании своего жизненного опыта. Ведь как было? Змий соблазнил, Ева убедила, что, вкусив готового яблочка, познаешь. Но это не познание, а доверие, которое всегда надо оправдывать. Вот Бог и отправил сыночка познавать в чём она, истина состоит. В зрелости познающего.

"...ибо никто так изощренно не накажет,как сам себя".
--------------------------------------------------------
Это воздаяние, как проверка на качество усвоенного. Не дозрел ты - не получишь зрелый плод. Всё в тебе.

Наталья Благушина   10.04.2023 16:59   Заявить о нарушении