Мост

Рождество Христово и новый год - праздники семейные, поэтому и думалось в эти дни о семье.

Вечером 13-го января, в старый новый год, всегда ходили у нас по домам-квартирам колядовать дети, и мой сын ходил со сверстниками, когда помладше был.

Вчера приготовила заранее угощение-подарки, а никто не пришёл! Спросила у сына, был ли кто в прошлом году без меня, когда я к старикам-родителям уезжала, не вспомнил. А я помню, что в позапрошлом году работала в этот день и вернулась поздно, но приходили при мне детки, а три года назад, до ковида ещё, несколько компаний друг за дружкой приходило.

Куда они пропали? Наверное, просто выросли все соседские дети, их у нас в доме немного, а ходят же по ближайшим соседям, ходили и мы с братиком в детстве по своему подъезду в Минске, не одеваясь для улицы. Тогда в нашем подъезде больше было детей, чем сейчас в моём, и для меня это не открытие, но всё равно расстроилась, ещё одна ниточка оборвалась.

Считала на досуге: вот есть у меня 12 подружек, за всю жизнь накопленных, с первого класса. Все сейчас далеко от меня, но если человека больше 50 лет знаешь, или 40-30-20, то отношения устоялись, можно видеться редко, а в памяти и душе всегда держать.

Во второй половине жизни как-то уже не приобретаешь новых друзей, просто по-добрососедски приятельствуешь с теми, кого Бог послал. А по молодости много ещё сил-времени-валентности, притягиваешься и связываешься крепче.

У подружек я и родителей, и мужей, и детей знала, меньше всего внуков, это уже своя жизнь их детей. И у всех примерно одно и то же происходило в семьях.

В советское время у троих только мамы с высшим образованием были, но зато у всех был брат или сестричка, а то и оба, и не было практически разводов у родителей. Сейчас уже ни у кого почти не осталось родителей в живых, не спросишь, но и без расспросов всё понятно.

У всех подруг высшее образование, одна докторскую защитила, трое кандидатские диссертации, в основном филологи, как и я, но есть и технари, и естественники, профиль значения не имеет.

На 12 - 16 детей, то есть в среднем по одному ребёнку. Большинство в разводе. Одна вышла повторно замуж и сохранила этот брак, другая вышла и не сохранила, две овдовели уже (после развода). Кто-то разъехался, не разводясь. А у троих живой и здравствующий супруг ушёл к молодайке, это, по-моему, тем обиднее, чем больше было прожито вместе.

Практически все уже  пенсионерки и большинство дождалось внучат. Воцерковлены, причащаются, пятеро из двенадцати, на количество детей в семье это обстоятельство не повлияло, а вот на сохранение брака - пожалуй. Церковь же как учит: смиряйся и терпи, жена! Вот и терпят. Это я ответственно пишу, у самой не хватило бы терпения на таких мужей, да и не у меня одной не хватает, несмотря на желание и попытки.

Разделять по здоровью или по бедности не родили второго ребёнка, не стану, во-первых, потому, что это соотносимые понятия, у бедных и здоровья меньше, а, во-вторых, потому что и по себе знаю основную проблему: жильё. Моё поколение ни материнского капитала от государства не получало, ни ипотеку практически не брало, не дали бы под наши зарплаты.

Выкручивались как могли: кто-то снимал, кто-то от бабушек или других родственников, а потом и от родителей по наследству получил, но "покуда травка подрастёт, лошадка с голода умрёт", пока решалась проблема с жильём - поздно стало второго рожать. А кто-то так и остался совсем без семьи.

Вот так и вышло, что у поколения наших советских родителей было меньше разводов и больше детей, чем в "свободной России". Конечно, кто-то решился и на второго и даже третьего ребёнка, кто-то на ипотеку, но это скорее исключения из общей картины.

Знаю случай, когда взяла ипотеку моя ровесница, а потом узнала про свой тяжёлый диагноз.

- Ну и что теперь? - спросила я её.

- Да как получится, - ответила она, - деньги же не пропадут, если не захотят дочка с внучкой после меня платить - уже выплаченные деньги банк им вернёт.

А что только основную сумму, на которую ещё столько же процентов накручено - ну, таковы условия, и выбор невелик, или подписать их, или так и скитаться по чужим углам без своего, если не досталось по наследству или от мужа/при разделе имущества жилья...

И единственного ребёнка пока вырастишь-выучишь - много воды утечёт, никто из деток не остался без образования, и вот они уже стали и влезать в ипотеки, обзаводясь семьёй, и получать материнский капитал.

Помню, как в юности учёные-образованные или верующие мамы подруг вызывали у меня смешанное чувство: с ними можно было поговорить про книжки или про церковь. Моя мама выросла в многодетной семье, семеро братьев и сестёр, и бабушка одна их поднимала, высшее образование только самая младшая сестра из четверых получила, остальные три сестры нет, и у всех одинаково получилось: рано вышли замуж, родили 1-2 ребёнка и сами строили свою жизнь, бабушке помочь им кроме того, что нас, внуков, на лето у себя принимать, было нечем.

В советское время с работой проблем не было, но далеко пришлось разлететься, чтобы устроить свою жизнь, бабушкиным детям, от Якутска с Новосибирском и Сыктывкаром до Крыма-Прибалтики-Подмосковья. Но была перспектива - больше было устойчивости в семьях, и тогда уже городская семья своим детям высшее образование давала, это считалось нормой.

Вот и меня родители выучили, не в спецшколах, но и не мешали самой определяться, филолог так филолог. Потом я пыталась  на них повлиять, приучить книжки читать и воцерковить - не смогла, так и остались при своём крестьянско-инженерно-советском менталитете: семья-дача-телевизор. Раньше на первом месте у них была работа, ну а на пенсии осталось вот это, как и у большинства советских родителей у подружек. Очень устойчивое было поколение, "дети войны", мало их уже осталось.

Зато моё книжное поколение в отличие от тех, кто лет на 10-15 младше, не имело с алкоголем таких  проблем, как "предпринимательницы", знаю, увы, не по наслышке, что пишу, насмотрелась в социальных педагогах/психологах и просто по жизни на пьющих мам.

Хотя и некорректно сравнивать, нет у меня подруг этого возраста. Ох, ладно, что толку сравнивать, жизнь прожита, другой и больше детей ни у кого из нас уже не будет, разве что внучат.

Как быстро случился этот переход - из внучат в бабушки! Я своих бабушек помню и люблю, на то же и надеюсь больше всего, но при этом часто вспоминаю название небольшой книжки Татьяны Михайловны Горичевой - "Дочери Иова", про советских женщин.

Цитирую:"Очевидно, что иметь и одного ребенка для советской женщины - это почти всегда значит отказаться от себя, от возможности не только отдохнуть, но и твор­чески расти, развиваться, читать, ходить в театр и кино, вести интересные беседы с друзьями. А это для русской женщины, которая сегодня - самая образованная женщина в мире, необычайно тяжело".

Милая Татьяна Михайловна! Если бы только от возможности отдохнуть и творчески расти приходилось отказываться матери!  В современных реалиях отказ от карьеры становится равнозначен отказу от социальных благ/платной медицины.

Приходит в голову, банальное, но верное сравнение - мост. Как бы то ни было, а от наших бабушек к нашим внукам именно мы этот мост и есть.


Рецензии