Случай на уроке труда

               
     (Санькины истории)

        Эта необычная история произошла в самый обычный школьный день на одном из уроков труда. Прозвенел звонок на урок, и ученики, разделившись на мальчиков и девочек, с весёлым гомоном направились по своим аудиториям: мальчишки - в «столярную мастерскую», а девчонки - в класс «домоводства». Двери в кабинеты находились через коридор, как раз друг против друга. Ребятам предстояло научиться как  быстро и правильно  изготовить деревянную рукоятку для киянки - это такой молоток, но только деревянный. Заготовки-киянки (естественно, без ручек) лежали на учительском верстаке. Затем насадить киянку на собственноручно изготовленную рукоятку, в определённом (отмеченном карандашом) месте на киянке завернуть шуруп и уже собранное изделие сдать учителю по труду. И не выполнить эту работу было нельзя, т.к. от этого изделия, увы, завесила оценка в четверти. Что же творилось в мастерской у девочек, ребят интересовало мало. Наверняка, чтобы получить хорошую оценку за четверть, девчонки пекли оладьи или блины. Из двери их кабинета обычно пахло чем-то вкусным.
      На верстаках уже лежали круглые палки, вероятней всего, это были новые ручки для швабр. Одной палки хватало на три рукоятки. От палки нужно было отпилить заготовку длинной сорок сантиментов и остаток передать на соседний верстак. Из этой заготовки, обстругав рубанком один из концов под уже просверленное отверстие в киянке, изготовить рукоятку, и, насадив на неё киянку, в отмеченном месте завернуть шуруп. Второй конец рукоятки с помощью того же рубанка и крупного напильника закруглить и обработать куском наждачной бумаги. В общем, работа несложная, не очень пыльная и… вполне выполнимая.
     Чтобы как-то успокоить ребят, учитель труда Владимир Николаевич трижды хлопнул в ладоши и громко проговорил:
 - Та-ак, ребята, все одеваем фартуки!  Ти-и-ихо! Разбираем заготовки-киянки с моего верстака, подходим к своему рабочему месту и, не теряя времени, приступаем к работе. Что и как делать вы должны помнить с прошлого занятия. Оно, если мне не изменяет память, было позавчера, и мы весь процесс записывали в тетрадь, ну, а кто не помнит, может свои записи ещё раз просмотреть, и-и-и… Вперёд, приступайте! Да! Весь необходимый инструмент уже лежит у вас на верстаках. Ходить по мастерской и в полголоса общаться разрешается, но прошу этим не злоупотреблять. Ну, всё! Работаем, работаем! – он опять трижды хлопнул в ладоши и, заложив руки за спину, стал степенно прохаживаться между рядами верстаков, бросая любопытные взгляды на действия то одного, то другого ученика.
       Для нашего Саньки эта работа была пустяшной. Вы спросите,  почему? Дело в том, что совсем недавно подобную работу он уже выполнял дома в гараже. Папа поручил ему изготовить ручку для молотка, и  ничего, он успешно справился. Я даже уверен, что и для большинства ребят эта работа была не очень трудной. В общем, все дружно бросились выполнять задание, ведь готовая киянка – это положительная оценка по труду в четверти…
        Минут за пятнадцать до конца урока дверь мастерской неожиданно открылась, в мастерскую заглянул старшеклассник с повязкой дежурного по школе и, подозвав  учителя,  что-то тихо ему  сказал.
- Хорошо, я сейчас подойду, - проговорил в ответ Владимир Николаевич, оглядев мастерскую и обращаясь уже к ученикам, добавил, - Та-а-ак! Сазонов, я назначаю тебя старшим по классу. Доделывать свою киянку будешь у моего верстака, и ты отвечаешь за порядок в мастерской. Всем понятно? Я скоро вернусь.
– Поня-я-ятно… - нестройно ответили ученики.
        Дверь за учителем закрылась, и уже через минуту в мастерской словно вулкан проснулся. Всем вдруг сразу захотелось громко поговорить с соседом, зачем-то сходить к учительскому верстаку или просто походить между рядами, пытаясь с умным видом знатока давать советы товарищам. В общем, начался самый настоящий бардак.
      - Эй, Сазонов! Тебя вызывает на бой лучший командир Красной армии Чапай! - вызывающе громко прозвучал голос самого хулиганистого мальчишки класса. От такого неожиданного заявления шум в мастерской даже поутих. «Чапай-самозванец» стоял во весь рост на последнем верстаке первого ряда. К левому боку он прижимал напильник обёрнутый в обрывок наждачной бумаги. Эта импровизация с напильником выглядела, как готовая к бою сабля в ножнах.
-  Я не желаю подчиняться тебе и поэтому вызываю тебя на поединок. Пусть честный бой рассудит нас! – видно, просмотренный всеми на днях художественный фильм «Чапаев» оставил неизгладимый след в душе этого мальчишки. Он, как «истинный командир Красной армии», лихо выдернул импровизированную саблю из импровизированных ножен и резко махнул ею в сторону стоящего рядом с учительским верстаком Сазонова. Конечно, всё это была игра на публику, бравада, спектакль, возможно даже, и шуточное представление, но то, что произошло следом за этим, уже на шутку не походило совсем…
      От резкого взмаха напильник выскочил из нетвёрдой детской руки и, пролетев по дуге через всю мастерскую, с громким металлическим стуком врезался в учительскую доску, а потом так же громко  звякнув, упал к ногам не успевшего даже испугаться Сазонова. В полном оцепенении все замерли… Успокаивало лишь то, что напильник пролетел рядом с головой Сазонова, хотя вероятность попадания была о-о-очень велика.
       Раньше всех пришёл в себя «Чапай-самозванец». Побледневший, он кубарем скатился со своего верстака и кинулся на помощь Сазонову, которая, а это было самое главное, ему не понадобилась!
      Когда Владимир Николаевич вернулся, к его великому удивлению в мастерской был полный порядок. Для своей положительной четвертной оценки ребята с усердием и практически  в полном молчании доделывали каждый свою киянку.

         
               


Рецензии
Уважаемый Александр!

Прочитал я Ваш рассказ, и подумал: "какая всё-таки рискованная профессия у нас, педагогов". Учитель ведь был уже одной ногой в тюрьме. Сазонов мо остаться без глаза, и с дыркой в голове. А вообще не оставлять детей тоже нельзя, да и неправильно. Вот и ходим по лезвию ножа.
Кстати, как я помню со школы, напильник по дереву называется рашпилем.
Киянка - очень полезный инструмент, если по стамеске, или долоту стучать обычным молотком, то ручка скоро сломается. Но в домашних условиях киянки обычно нет.

Я ещё не понял, какая связь между ручками для швабр и рукоятками от киянок?

С теплотой вспоминаю уроки труда, хотя не был среди лучших учеников. Мои сыновья, когда учились в школе, не имели настоящих уроков труда, больше дурака валяли. А у девочек хорошо ведётся до сих пор.

Григорий Рейнгольд   23.01.2023 12:27     Заявить о нарушении
Уважаемый, Григорий!
Спасибо, что заглянули к Саньке в гости и прочли одну из его многочисленных историй.
:))) Сам я не учитель, но вырос в семье, в которой папа и мама были учителями, и
ваша реплика - "какая всё-таки рискованная профессия у нас, педагогов" - это я знаю, увы, не из сторонних рассказов.
:)))Хотелось бы сразу ответить на возникший у вас вопрос по поводу "...какая связь между ручками для швабр и рукоятками от киянок?"
Всё дело в том, что круглая и практически отшлифованная ручка от швабры сама по себе уже готовая заготовка рукоятки для киянки. Надо только отпилить нужный кусок, по необходимости заточить оба конца и всё. "Работы на копейку, а разговоров на рупь", как-то так... надо отдать должное сообразительности учителя по труду.
Как называется напильник по дереву, вы правильно заметили и это "рашпиль", но рашпиль предназначен для грубой обработки древесины, или мягких металлов, дабы потом обработать напильником с мелкой насечкой. В данной же истории был именно напильник по металлу, но только с крупной насечкой, а вот почему? Вопрос, конечно, интере-е-есный. Видно учителю по труду было виднее...:)))))))))))))))
И последнее - реплика про "Киянка - очень полезный инструмент....Но в домашних условиях киянки обычно нет."
Да! Если вы проживаете в современной городской квартире, то в киянке большой необходимости нет, можно воспользоваться и молотком, но не всякий (в том числе и я)сельский житель с вами согласится...:))))))))))))
--------------------
Всего Вам хорошего и обязательно здоровья!:)))



Александр Мой Брат   23.01.2023 17:58   Заявить о нарушении