N-мерное пространство искусства

Едва разузнав, что уникальное выставочное пространство Дома культуры ГЭС-2 отведено под  проект «Настройки» - экспонирование  серии аудиоинсталляций, я не замедлил туда явиться.
Водя вовнутрь, я оказался в звуковом поле переменной интенсивности с варьированным тембром, что меня подвигло на увлекательное путешествие по всему объему гениального интерьера Ренцо Пьяно. Изменение архитектурного пейзажа, связанное с движением,   сопровождалось, как временной, так пространственной вариацией звуковой картины. Поскольку их сочетания принципиально неповторимы, блуждания по залу эквиваленты перемещению в четырехмерном пространстве (вариация звука добавляет еще одну координату – время).
Но этого мало; в данном пространстве присутствуют потайные проемы, через которые осуществляется выход в n-мерное пространство, о чем свидетельствует наличие шести анклавов – каждый со своим  индивидуальным пространство-временем. Это и пасторальная «Антология» Эдуарда Артемьева, и контрастно освещенная Насосная («Архипелаг» Олега Гудачева), и «подводный» сонный сумрак «Китежа» Владимира Раннева. Самое сильное зрительное впечатление оставляет опера  Дмитрия Власика «Парковка»: непомерному, - разбегающемуся едва ли не до горизонта – пространству, сверкающему полированными поверхностями, - звук сообщает облик Лимба (не Ад и не Чистилище), в котором одна - две заблудшие иномарки предстают не автомобилями, а одинокими автомобильными душами. Самое же сильное звуковое впечатление вызывает инсталляция  Раннева «Настройка», пронизанная остро актуальным апокалиптическим настроением.
Проект «Настройки» служит великолепной иллюстрацией тезиса Сьюзен Соннтаг о том, что область бытования Искусства, взятая в скобки, находится за пределами Реальности, являясь принципиально иным, альтернативным миром.
                Апрель 2022 г.


Рецензии