Чудеса под старый Новый год

Старый Новый год… Всё-таки странный это праздник. Его, кроме как в России, ни в одной стране не отмечают, в лексике ни одного другого народа, кроме нашего «советского многонационального», такого сочетания слов не встретить. Приходится старый Новый год на Святки, а в эти дни, по народному поверью, происходят разные чудеса. Много, очень много лет тому назад я видела собственными глазами одно такое чудо.
1995 год. В дни зимних каникул стояли сильные морозы. Детей в школу не приглашали, но мы, учителя, работали исправно – с 9 до… Не помню до какого времени… Наверное, это зависело от количества учебных часов.

Я жила на улице Школьной. Обычно в школу и домой ходила через главные ворота. В тот день решила пойти домой через коопторговский магазин – праздник как никак… Нужно мужчин моих порадовать, чего-нибудь вкусненького к чаю купить.
Вышла из школы, натянула шарф до глаз (вот какой был мороз!) и пошла в сторону магазина. Сразу за школьной калиткой – улица Гагарина. Мой путь лежит через двор дома № 2/1. Ресницы мои инеем покрылись – ничего не вижу. И всё же бабушку, стоящую под деревом, заметила. Старенькая, сгорбленная, в зимнем пальто, валенках и шали. Руки засунула в рукава пальто, словно в манто, стоит и «пританцовывает», ногой об ногу бьёт – видимо, давно уже здесь находится, замёрзла.
Господи! В такой холод хозяин собаку на улицу не выгонит, а тут старушка –«божий одуванчик»… Разве можно мимо пройти? Вдруг человеку помощь требуется. Подошла, опустила с лица шарф – воздух тут же обдал морозом распаренные дыханием щёки и нос. Спрашиваю: «Аби, что Вы тут делаете в такой холод? Где Вы живёте? Почему домой не идёте?»

Подняла моя бабуля голову, и я разглядела её лицо, маленькое, изрезанное глубокими морщинами. Из-под платка едва виднелись заплаканные глаза. На щеке -  слезинка замёрзшая. Женщина, ничего не говоря, кивком головы и взглядом пригласила посмотреть наверх. Глянула – и глазам не поверила: на нижней ветке старого тополя птица сидит! Я её сразу узнала… Это была горлица, птица, похожая на нашего сизого голубя, но песочного цвета и с черным кольцом на шее. Откуда она в наших краях?
Я как-то ездила к сестре в Узбекистан, в Андижанскую область. Там и увидела впервые горляшек, правда, в клетке. Оказывается, узбеки их очень любят, содержат дома, как мы канареек или попугайчиков.

Тут бабушка поведала такую историю… На днях она похоронила единственную дочь. На следующее утро пошла в магазин и заметила, что птица эта её сопровождает: отлетит немного вперёд, сядет на провода или ветку дерева и ждёт, когда она поравняется с ней. Подумала: наверное, показалось. Вышла из магазина – ждёт! Так друг за дружкой до самого дома и дошли. Мать сразу догадалась: дочь к ней птицей-горлинкой явилась!
Холодно на улице. Бабушка звала птицу домой – согреться, а она села вот на эту ветку и сидит. Сходила домой, согрелась, хлеба вынесла – сидит голубка! Старушка ей:
- Спустись ко мне, покушай. Тебе, наверное, очень холодно – я тебя обогрею.
Воркует горлинка, но не спускается. Так весь день и простояли: птица на тополе, бабушка – внизу, под деревом. Безутешная мать ей:
- Скоро ночь наступит, я сейчас пойду домой и окно тебе открою…
А горлица вспорхнула и улетела.
Назавтра всё повторилось. Бабушка вышла утром во двор, а голубка уже на ветке сидит…
- Вы же замёрзли, наверное, - говорю. - Сходите домой, погрейтесь, а я, если нужно, вместо Вас постою.
- Я уже ходила домой греться, она ждёт меня, не улетает до самого вечера, - говорит моя случайная собеседница.
Попрощалась я с пожилой женщиной и, погрузившись в свои мысли, пошла по своим делам.

Не помню, в тот день или другой, мы горлицу (её ещё диким голубем называют) вдвоём с сыном видели: она, видимо, на ночёвку куда-то летела. Вот тогда я ему и рассказала о мистической истории матери, к которой, по её словам, прилетела душа дочери в образе птицы.
Сегодня я сыну  позвонила, чтобы спросить, помнит ли он нашу встречу с этой птицей, не видел ли он её в посёлке позже…
... Вот и я не видела. И бабушку не видела – не ходила я той дорогой больше. Может, кто-нибудь из жильцов дома № 2/1 по ул. Гагарина с. Субханкулово помнит эту историю?


Рецензии