Перед Рождеством

           Раннее зимнее утро. В комнате ещё темно. Лишь свет от горящей, оплывшей свечи проникает сквозь неплотно прикрытые двери. Вместе с ним в спальню к Ванюшке тянутся сладкие запахи свежеиспечённых булочек. Ваня лениво потягивается, стряхнув остатки сна, садится на кровати и, сунув ноги в тапки, выходит из своей спальни. Он слышит негромкие голоса кухарки Прасковьи и своей матушки Веры Потаповны.

          – А что, Ефим принёс воды? – спрашивает Вера Потаповна кухарку.

          – Принёс,  матушка-барыня. Всё как приказывали. Сходил к проруби ранёхонько, наносил водицы пользительной.  Я тесто-то на ней и заводила и на булочки и на пироги.  И для хлеба рождественского тоже на ней дрожжи поставлю.
 
           – Надо и в спальню Ванечке кувшин той водицей наполнить, чтобы умылся голубок наш.  Чтобы здоров весь год был, – говорит  матушка радостно.

          – Сей же час, матушка-барыня исполним. Снесём водицы касатику нашему, пущай умывается на здоровьице, – улыбается Прасковья.

          – Поспеши, Прасковьюшка, ещё одиннадцать постных блюд приготовить надобно. Сочево сварить, –  наставляет Вера Потаповна.

Ваня входит в кухню, он одержим любопытством.

          – А почему двенадцать блюд, маменька?

          – Проснулся уже, голубок? Ну, тогда идём умываться и одеваться. Прасковья, Глашу скорей пришли  с водой для умывания, – приказала барыня.

          – Почему двенадцать блюд надо, маменька, Вы не ответили, – настаивал Ваня.

          – Не спеши, Ванечка. Сейчас оденешься, и я всё тебе расскажу.

Глаша принесла воды в кувшине, умыла барчука, приговаривая:

          – Все хвори с Ванечки долой! Чтобы крепким, здоровым был!

Ваня прижался к коленям матушки, вопросительно глядя на неё.

          – Ты знаешь, сынок, что сегодня Сочельник? Последний день перед Рождеством Христовым? В этот день люди водой из реки умываются. Считается, что она целебная, от всех болезней исцеляет, здоровья, сил прибавляет.  А блюд надо за день двенадцать приготовить, по числу апостолов, так как их у Бога нашего Иисуса, тоже двенадцать.

          – А у дворовых тоже Сочельник? – поинтересовался мальчик.

          – Ну, конечно, у всех людей Сочельник, – ответила мать.

          – Можно мне в людскую сходить, посмотреть: как они Сочельник празднуют?

          – Можно, можно, голубок, – разрешила барыня.

Ваня, одевшись  с помощью Глаши, бежит через двор в людскую. И здесь топится печь и идёт необычная суета. До чего же интересно!

          – Что это? – спрашивает Ваня, указывая на необычный предмет.

          – Это кресало, от него нынче огонь зажигать в печи положено. И полешек тоже в печи ровно двенадцать должно быть, – добродушно отвечает Авдотья, крупная женщина, ведущая хозяйство в господском дворе.

          – По числу апостолов? – уточняет Ваня.

          – Да. Так уж полагается. А вам, барин, откуль про то ведомо? – гладит она маленького барина по голове.

          – Так, маменька сказывала. Она говорит сегодня у всех Сочельник.

          – Всё верно матушка Ваша сказывает. Вот сейчас Дуняша намоет пшеницы и ячменя, кутью сварим, мёдом заправим, и будет у нас сочево.  Потому и сочельник, – между делом объясняет Авдотья.

В избу входит Игнат с охапкой ржаных колосьев.

          – Ой, чё это ты несёшь? – словно удивившись спрашивает Авдотья у мужа.

          – Несу в избу злато, чтобы весь год жили мы богато, – отвечает конюх  Игнат, хлопоча над снопом ржи.

Он опоясывает его цепью и ставит под образа. Рядом кладёт хомут и металлический наконечник от плуга – лемех.
 
           – Зачем это здесь? –  удивляется Ванюшка.

          – Так надо, чтобы год был урожайным, – по-доброму улыбается Игнат.

Ванюшка бежит обратно в дом, но во дворе попадает в группу дворовых ребят,  которые увлечённо лепят снеговика. Снеговик получается большой. Вместо глаз у него чёрные угольки, из них же выложен рот в виде улыбки, а на месте носа большая еловая шишка. Руки снеговику детвора сделала из снега. А в одной руке у него старая метла, злую нечисть от дома отгонять. На голове снеговика старое деревянное ведро.  Красавец!
Однако руки у Ванюшки вовсе застыли. Домой пора. От маменьки должно быть достанется, что пальцы поморозил.
Дома накрывают стол к ужину. Под столом  стоит небольшой сноп, сверху на нём маленький горшок в котором курится ладан. Запах ладана плывёт по комнате, смешиваясь с запахами еды из кухни.

          – Вот и касатик наш вернулся, – радостно говорит Глаша, растирая Ванюшке замёрзшие пальчики, – как же можно, барин, столько играть? Поморозились все.  А я тут жду подмоги Вашей. Поможете мне, барин?

          – Конечно, Глаша! Что помогать надо? –  отвечает Ванечка, довольный, что и его участие требуется в подготовке к празднику.

          – Вы в Вашей семье самый младший. Стало быть никто эту работу кроме Вас исполнить не может, – загадочно говорит Глаша, наклонившись к Ванечке.

          – Что, что за работа? – так же полушёпотом спрашивает он.

          – Вот мы с Вами сейчас на стол несколько колосков положим, и сена чуть постелим. А Вы на это сено хлеб положите и соль поставьте. Делать это только самый младший в семье должен, чтобы все домашние здоровы и счастливы были. Вот какая важная Ваша работа.

У Вани перехватило дыхание от волнения. Он сделал, как велела ему Глаша.

          – И это всё? – спросил он.

          – Нет, покуда не всё, – ответила Глаша, – сейчас мы с Вами чеснок по углам разложим и маку везде чуть посыплем от нечистой силы.

Ванюшка воодушевился от этого поручения, выискивая уголки для чеснока и мака.

          – Ой, Глаша, смотри! Какой большой костёр во дворе разложили! Я хочу ближе посмотреть! – стал просить он.

          – Не надо, касатик, барыня заругаются.  Одёжа ваша сырая, не просохла ещё, да и отсель хорошо всё видать.

 В комнату вошла принаряженная Вера Потаповна.

          – А что Ванечка не одет?  Скоро ужин. Смеркается уже, скоро и звезда Вифлеемская загорится, – говорит она, оглядывая стол с постными блюдами для поминовения усопших.

Ванечка торопливо рассказывает ей, как помогал он Глаше в хлопотах, что увидел в людской и какого красивого снеговика слепили они с ребятами во дворе.
Вот и сам барин Василий Федотыч прибыли к столу. Семья трапезничает молча, не нарушая традиций, начав ужин только после появления на небе первой звезды.
      После ужина взрослые отправляются на праздничное  богослужение в церковь, которое  продлиться до утра. А Ванечка полный впечатлений о Сочельнике отправляется спать.
      На следующий день, в Рождество на столе будут другие блюда: наваристые щи, студень и молочный поросёнок, сладкие пироги и пряники.
Веселье будет литься рекой, песни и пляски, ярмарка с балаганами, бродячими артистами. Всякие состязания в силе и ловкости. Катание на тройках с бубенцами.  А ещё  ряженные, которые будут ходить по дворам, распевая колядки, развлекая хозяев. Но всё это будет завтра. А пока Ванечка спит и видит волшебные  сны. 


Рецензии
Читал, как сказку! Доброе утро, Людмила! Так красиво и умно Вы описали все приготовления и празднование Сочельника, и Рождества Христова! Спасибо Вам, очень понравилось. Настоящая ЖИВАЯ СКАЗКА!!! С теплом и уважением,

Николай Кирюшов   16.01.2024 06:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай!
Спасибо за похвалу. Мне было очень интересно, что такое сочельник и почему его празднуют? На все вопросы ответил интернет и получился этот рассказ.
С уважением,

Мила Стояновская   18.01.2024 03:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.