Анализ альбома Автократор группы Otto Dix
«Электронный авангард» - детство главного героя, мы уже сейчас слышим определённы мотивы – черты его характера. Они близки следующей песне – «Автократор». Все основные черты характера человека формируются именно в детстве, с возрастом мы не так уж и сильно меняемся, или же для этого необходимы огромные усилия, на что способен не каждый.
О чём же следующая песня? Юноша молод, амбициозен, желает власти, а ещё… внимания. Да-да. Чтоб его услышали, увидели, ждали. Можно предположить, что в детские годы он был далеко не самым счастливым ребёнком. Чего хочет Автократор на подсознательном уровне? Счастья. Внимание со стороны людей, чувство своей значимости принесёт ему счастье. Но это лишь на первый взгляд. В душе герой понимает, что «тот, кто избрал путь силы и власти, часто лишён покоя и счастья». Несмотря на это основная мысль его, цель, выходящая на первый план – стать Автократором. Сомнения же в сравнении с этой целью бледны, как туман поздним утром.
Но вот происходит встреча автократора с неким незнакомцем, о чём повествует нам «Антибиотик». Автократора спускают с небес на землю, как бы он ни сопротивлялся. Ему показывают то, каков он в глазах окружающих – точно такой, как и они сами. Говорят о том, что он тот же, что и все люди, и грязь, которую он видит, не их, а его, ведь люди отражают нас, словно зеркала. Есть и прямая отсылка к роману Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой – Родион Раскольников – делил людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Автократор этому персонажу очень близок. Только вот теперь перед нашим Антибиотиком встала преграда из собственных сомнений, о которых узнаем далее. Его мир дал трещину, и скоро расколется.
«Полночь». Первая песня альбома, где встречается женский образ. История проста: жила девушка, мечтающая о красивой жизни, принце, жить, словно в сказке. Но её мечты разбиты, ведь жизнь – не сказка, волшебных хрустальных туфелек тут нет. Это больно осознавать. Думается, её судьба – выйти замуж за нелюбимого человека, что было нормой в старые времена. Брак по расчёту. Но это ещё не всё. Жизнь быстротечна и полна событий, словно бал, и как кончается в полночь торжество, так и жизнь имеет своё логическое завершение. Хоть ген, отвечающий за самоуничтожение организма, и открыт, отключать его никто не будет. Не выгодно это. Нет ничего об этом в песне. Это я к тому, что бессмертие простым людям вроде нашей Золушки не доступно. Солнце утром встанет, но мы уйдём в небытие. Жизнь пойдёт своим чередом, но уже без нас. Над временем не властен никто, что, опять же, докажет невозможность воплощения мечтаний Автократора. Мы теперь видим двух молодых людей с разбитыми мечтами, которые после их смерти и вовсе станут пеплом, что на рассвете унесёт ветер.
Но Автократор, как это свойственно людям, теплит в своей грешной душе надежды найти новый способ получить власть – оправившись от ран, он вновь возомнил себя всевластным и понял: чтобы властвовать, нужно разделять. «Но я здесь не затем, чтобы спасать, а затем, чтобы властвовать и разделять». А не Антихрист ли это? Он может понять боль, суть человеческую. Но не затем он пришёл.
Не много ли на себя взял наш Антибиотик? Он не замечает ничего вокруг, увлечённый своей страстью. И вот, в голове уже продуман чёткий план. Но вдруг… герой осознаёт, что есть кто-то, имеющий власть большую, чем он сам, а потому и сам Автократор не что иное, как часть эксперимента. Эта мысль преследовала его, кстати, на протяжении всех его поисков после встречи с незнакомцем.
«Пена дней». Герой разочарован, он впадает в крайность. Думает, а что было бы, если б не встретил он ту девушку…. Да-да, именно её. Золушку. Мне кажется, что они встречались, а, может, именно Автократор и стал её супругом. Это их судьба, и не прими они её – повесились бы каждый на своих же мечтах о красивой беспечной жизни и неограниченной власти. Мне кажется, именно тот факт, что эти два человека рядом, не даёт им до конца окунуться в бездну своих страстей. Автократор наконец осознаёт, что мы все хотим лишь власти, но не можем её добиться, потому что воля человека вовсе не крепче стали, потому что холодной головою нельзя работать – мы люди, а не машины без чувств и эмоций. Мы охотно берём на веру удобную «правду», ложные истины, падая их жертвами, но мудрость отцов, их опыт, их собственные грехи нас остановят – та самая встреча Автократора с неназванным персонажем. Наш герой понимает, что конец близок – он пытается насладиться хотя бы пеной отведённых ему уже прошедших дней, кровавой, последней пеной. Он вёл холодную войну со всем миром, как и многие, но вся истина вскрылась, причём ещё и так бесславно и даже глупо…. А что было бы, не будь той девушки, а главным образом, того незнакомца? Да и опыт, возраст дают о себе знать. Автократор уже не автократор (прошу простить мне тавтологию).
Что делает человек, когда теряет всякие надежды? Идёт к Господу. То же самое делает и бывший Антибиотик – он начинает молиться. Начинает понимать смыслы и истины. Он уже не верит, что полностью управляет своей судьбой, но и не считает, что ничего изменить нельзя. Судьба всегда знает обходные пути. Каждый сам обратит свою жизнь Адом или Раем. Если хочешь – страдай, но лучше просто лети по этой жизни, принимая её такой, какая она есть. Герой осуждает себя прежнего: «Весь мир ополчился на меня одного…, а не много ли я на себя взял?..». Он понимает, что наша правда всегда чья-то ложь, ведь мир мы видим в ощущениях субъекта. По улицам могут ходить демоны, но в наших глазах они люди. Это уже возвращение к «Эксперименту». Мы можем всё и ничего одновременно. Амбициозный юноша, наконец, понял законы жизни. Лишь Бог один имеет власть. И он смеётся над людьми, как родитель над маленьким ребёнком, всерьёз думающим, что он принц или принцесса, бегая по комнате с пластмассовой короной на голове. Только вот не поздновато ли для осознания всех этих вещей?..
«Она носит чёрные перчатки, потому что руки её выдают...». Она, наконец, поняла, что молодость не вечна. Она, наконец, осознала, что беспечная юность давно прошла, и ничего кроме призраков тех роз в её снах не осталось. Автократор же познал сотни смыслов, но уже стар и болен. Он не может кричать, ведь на устах стоит печать смерти. Он нем и слеп. Говорит жестами («его руки могут гораздо больше голоса сказать»). Он не видит ничего, не имеет власти над бездной тьмы, не видит света, лишь формы и тепло доступны теперь. Два израненных судьбой человека, две окровавленные души стоят на пороге жизни. Наступает "полночь".
«В скафандре». Автократор обездвижен. Ему всё хуже. Его душа закована в тело, словно в каплю янтаря. Он ничего не слышит и не видит, ему больно, не столь физически, сколько душевно. Он мучительно умирает. Теперь герой понимает, что его просьбы к людям проявить чуть терпенья – ерунда. «Знает лишь Он, как научить терпению» - говорит он о Боге. Он молит небеса, но всё тщетно. Приходит отчаяние. Бессилие. Значит, у Бога – вся власть, а у него – никакой. Он все эти годы был рабом собственного эго, танцевал босиком на лезвиях ножей и целовал свою боль в алые уста.
Рано или поздно мы смиряемся со своей судьбой, адаптируемся, привыкаем. Женщина наверняка не оставит старого больного Автократора, ведь и сама уже стара…. Он обращается к ней, скорее всего мысленно. «Мне сегодня приснился заброшенный сад в доме между моим и твоим этажом…». Имеются в виду отношения между людьми, любовь. В молодости, да и в зрелых годах, нашему герою это было не нужно, потому сад любви и не расцвёл. Он лишь расставил сети, ловя в них любые попытки привнести жизнь в это царство непонимания. Убил всякую надежду. А кто виновен? Арфа своей мелодией способна соединить несовместимое, абсолютно разное, примирить две противоположные стороны. Но арфа их любви была расстроена, да и играли на ней невпопад. Этот горе-музыкант не показывал себя, не хотел, чтоб его раскрыли, убегал во тьму. Но теперь известна правда – сам Автократор играл на этой арфе. Сам он стал виновником всего. В молодости владел вселенной, вершил судьбы мира, был грешен. Теперь же – свят, слаб и беспомощен. Но пути назад, в тот сад, не найти. Сожжены все мосты, заперты двери и потеряны ключи. А ведь давно видел он уже точно и ясно прибой, приближающуюся тёмную волну, небо в кровавых бинтах – израненные души двух несчастных людей. А что если не двух? Ведь сколько ещё на Земле было, есть и будет таких вот Золушек и Автократоров…. И все они осознают всё слишком поздно. Все они проживут бессмысленную молодость, а в старости будут мучиться от боли, причиняемой осознанием того, что самое прекрасное в жизни время безвозвратно утрачено…. Все идеи и мечты стали пеплом. Они умрут.
Есть ли вообще смысл жить, если всё сводиться к смерти? Есть. Ведь именно сейчас вы читаете эти строки. Испытываете определённые чувства. Разве хотя бы только ради чувств не стоит жить? Вы можете испытать любовь, радость. Видеть мир вокруг, чувствовать тепло солнца и холод дождя, тут уж что кому больше по душе, наслаждаться каждым глотком воздуха, что тоже – счастье. Эта жизнь никогда не повториться. И, умирая, уж лучше вспомнить горстку маленьких достижений и радостей, нежели безумное влечение и стремление к недостижимому. Эти маленькие радости не дадут сердцу стать холодным, не дадут вам стать Каем («Вечность») или Антихристом, не позволят превратиться в посмешище в глазах Бога и Дьявола. Давайте тратить жизнь не на пустое желание невозможного, не на уныние, а станем замечать маленькие радости и людей вокруг себя. Возможно, нет, наверняка, есть прямо рядом с вами одинокий человек. Помогите ему. Не позвольте нас разделить и превратить в рабов. Не изобретайте безумных, «гениальных» теорий. Не нужно бежать из прекрасного сада, не нужно лететь против урагана, стремиться к холодному рассудку, ведь все мы рано или поздно пожелаем вдруг вернуться, но будет уже слишком поздно…
Свидетельство о публикации №223011401453