For Whom the Рында Tolls

For Whom the Рында Tolls
Симфоническая поэма с элементами фуги в шести картинах с прелюдией

Tableau 1, Отдать швартовы!
Tableau 2, Очертания града
Tableau 3, Back to Podmoskovnaya Meschyora Suburbs
Tableau 4, Ярмарка в Павшино
Tableau 5, Московские зарисовки
Tableau 6, С возвращением.

Prelude.

     Ohthere sade his hlaforde, AElfrede cyninge, that he ealra Northmonna northmest bude. [Охтхере сказал своему господину, королю Альфреду, что он бывал у самых северных из всех людей севера (O.E.)]. Оттар.. Двинул по Норвежскому морю, потащился на север. Повернул на восток. Кольская Губа. Баренцево море. Обогнув Кольский полуостров, вышел к Белому морю. Северная Двина.. Архангельск.. Карелия..Чудь белоглазая.. Поморы. Саамы. Лопь. Лопари.. Терский берег.. Беармия. Финское наречие. Калевала.
     Морж и северный Олень..
     Таяние Скандинавского ледника. Потянулась на северо-запад Восточная Европа?.. Славяне... Русь... Варяги.. Оселедец. Чудья карна. Чуб..
     Свеи, квены, биармы.. Норманны, взимающие дань с финнов. Куньи шкурки. Медвежьи, оленьи.. Амберы пуха. Шуба из выдры. Корабельные канаты из китовых и тюленьих шкур.
     По морю Балтийскому, сиречь Варяжскому, сели курши и сембы.
     На датский юг и английский брег спускался Оттар.. Викинги атакуют Англию.
     Кельты, теснимые римлянами. Север Британии осаждают норманны: норвежцы и шведы.
     Англы, юты и саксы колонизируют Британские острова. Англосаксонские королевства..
     Франция подвергается опустошительным нападениям норманнов.. Герцогство Нормандия.. Нормандское завоевание Англии. William the Conqueror.. Нормандский герцог и английский король. Династия правителей Нормандии, ведущей происхождение от норманна Роллона. Битва при Гастингсе. 1066.. Нормандцы разбивают англосаксонского короля Гарольда. Саксонский мужлан [как говаривал герой баронета Скотта ("Айвенго" (англ. Ivanhoe))] проиграл.  Язык знати в Англии — англо-нормандский.
     Военный туризм..

               


Картина первая.

     Склянки бить! Крытый железный шарабан лениво раздувает из ноздрей чёрные клубы дыма. Продувает пазухи.
     Продышаться.. Раскочегариться..
     Раздуваются огоньки в маленьких печурках. Теплится хлипковатая гарь. Пахнет углём.
     Непривычно пусто и тихо на площади, вокзале и перронах. Дрожит стылый эфир. Нарастающее напряжение вокруг. Полузабытые призраки оживают в разменявших девятый десяток древах и лезут, слепо протягивая со стволов окостеневшие щупальца свои к обесточенным людским фигуркам. Заполоняют улицы. Разгорячённые пепельные угольки  прожигают до корней волосы и въедаются в эпидермис колючей сеткой из тысяч обмороженных иголок...
     Выдох.. Чуть отступает мутная дрёма.
     Вдох через нос. До отказа набить лёгкие холодным воздухом. Можно идти дальше.
     Кажется, будто бы разом все стали добрее, спокойнее, учтивее.. Накрыло неслабо. Прибило крепенько.. Что, так сильно отморозились? Всего-то.. Ещё не растаяли просто?
     Выжженная степь.. Душ и судеб.. Пепелище.. Трепещет черный саван.. Преследует.. Всюду химерическое предыхание Скальпицы..
     Кровавая барышня...
     Новый фарш под старыми знаменами. Половецкие пляски. Жуаньжуаны. Жужани. Верблюжья шапочка.. Шири. Манкурт.. Манкуртизация. Стрекозиные крылья.. Молоточками казнили..
     Телега старого типа. Вполне сносная. Такие курсируют ещё по всей Тартарии.
     Тусклые фонари внутри. Мерцающими точками горят светильники на потолочной крыше. Из- под пелены матового пластика разливается стелящийся млечно-сусальным соком свет. Оттаивают кончики пальцев.. Вспоминаешь, что давеча сковало осенним поветрием и холодом иным. Сходит оцепенение.. Редкие, неклюжие говорки.. Стиснутые скулы. Судороги эпилептика. Попытки немого заговорить. Вываливаются слоги абырвалгов. Отходят кашлем слова.
     Давлеет впотьмах зыбкая тишина. Повисла камнем. Живым. Всё вербальное. Даже то, что не вслух... Будто кто-то верёвочку держит. Узда на бантике.. Шнурочек то, невзначай дёрнется. Потянется и развяжется узелок.. Выскочат наружу кочергастые слоги. Оборвётся струнка и грохнет вниз камень..  А потом снова.. Говорить или молчать? Молчать или говорить? Будто передразнивает кто. Издевается. Mockingbird..
     Призраки, приклеенные к дермантиновым обивкам сидений. К окнам.. Взгляды в никуда.. Уткнутые в сетевые страницы стеклянных кристаллов лица... Глаза, рассеянно пролистывающие Vecernje novosti. Бороздящие неизвестность.. Жижа..
     Принесли постельное бельё. Только из laundry [прачечная (англ.)]. Влажное, сырое бельё. Wet linen. Скрипит отутюженными парами стирального порошка. Запаяли в целлофан. Сыро и неуютно. Неуютно и сыро.Уэт линан.. Сырое бельё...
     Поскреблись, озираясь по сторонам, робкие, вполголоса, разговоры... Бабские. Кошачьи.. К Людке то тоже заходили. А сколько лет? Сорок два.. Сорок два? Ну это ещё нормально.. А она им, мол, не прописан он здесь. Нету его дома. Не знаю..
     Говоришь.. Словно бухнуло что и понеслось вниз по стенкам ржавой трубы. Погремушкой покатилось.. Эхо. Камертон.. Ауу...
     Чайная пыль в пакетиках для заваривания. Кофейный порошок... Тянет букетом затхлого складского пола и мышиными экскрементами.. Очень доходный Geschaft. Можно выручать прибыль больше, чем с продажи отборных зёрен высокогорной колумбийской арабики и элитных сортов цейлонского чая..
     Но, кипяток в наличии почти всегда...
     Две уборных. Или даже нет, четыре туалета — по два с каждой стороны: сальные дверные ручки, панели, полки, сантехника... Прикасаться аж не хочется.. Туалетная бумага с завода им. Зубоскрежетпенопластова.. Зато над унитазом с антисанитарным железным стульчаком кнопка автоматического смыва..
     Век высоких инноваций и нанотехнологий! Что за чубась [Чубась (чубысь, бесенок рыжий) — в низшей мифологии великороссов и латгальцев маленький зловредный домовой дух. Чубась представляли в образе пузатой рыжей крысы «с лицом вроде человеческого»] посмеялся над нами, перед тем как воровато улизнуть?
     Разные тележки есть. И премийем есть и протчее вам.. Деньгу платите за конфорт и енджайте в люкшуре. А коли не заработали на энто, то и не туфтите..
     Luxury.. Tres bien! [ Роскошь..Очень хорошо (англ., фр.)]. Ну да, ну да..  Но неужели не можно сделать так, чтобы клозеты были чистыми?
     Сороки все умолкли. Чем бы отвлечься.. Блокнот и ручка... Вот отрада! Чернила бледные. Шариковый кончик корябает бумагу. Две строки, как одинокие березы, вязнут в сознаньи.. Не пишется. Стужа..
     Приди ко мне, брате, в Москов.
     Чух-чух.. Чух-чух...


Картина вторая.
               
     Рань. Глухомань. Мелькают за окном хвойные пейзажи. Прорезается утро.
     Сливочно-желтые звезды на черно-синем небосводе. Близится рассвет.
     Проносятся платформы. Все чаще. Вываливает люд. Все больше. Понеслась предтечная. Перегонами..
     Крупная станция. Намоленные места.. Давай за встречу. Чокнемся. За знакомство. Звон бокалов. Хрустальные ножки. Mazal Tov! [мазл тов - удачи, поздравляю (идиш)]. Lucky you!
     Большой рынок вдоль полотна. Примыкающие торговые ряды. Бульдожьи металлические конуры гигантического типа. Снаружи прихоругвленные сарафанные и платяные висячие сады.. Дешево и сердито.. Барахолка. Нижний ярус занят мешочниками и коробейниками. Столики, ящички, приступочки, самобраночки. Сarpetbaggers.. Тут найдешь и яркое тряпье и подернутую тленом застоя книжонку и, если повезет, медный самовар с сапогом..
     Торговцы еще не развернулись. Только подымаются толкучники на блошиный.
     Спозаранку, гля, тащится помятая бабенка в меховой тужурке к прикормленному местечку. Плетется, нет... не лениво. Неспешно. Вальяжно.. Длинная синяя шевиотовая юбка. Что-то дворянское сквозит под личиной неряхи. Мякина немытых волос под платком. Не старая еще.. С утра навеселе. Тянет за собой кофр с аккордеоном. За нею волочится вприпрыжку ейный ребятенок на...hobby horse. Лошадка на палке..
     Сколько за инструмент просишь, сударушка?. Застыла... Баян.. Обернулась.
     Что такое? Дрогнуло.. Пробежало.. Затрепетало.. Нутро мечется..
     У нее тоже как блеснет.. Светом озаренным. Слайды. Фотовспышки ...  Заколошматило. Ладони крест-накрест к лицу.. К губам приложила.. Глаза в глаза.. Ахнула... Осела... Слезы безудержно.. Всхлипы.. Завыла баба. Захрипела. Мычит..
     И двор.. И фрейлины .. И наряды бальные.. Всё-всё. По положенью..  Милость и расположение ее императорского величия.. Вкус и стать..
     Теперь же кутафьюшка поневоле..
     Приложится к фляжке с горькой. Слезу утрет барским взмахом. Чумазые разводы на скулах и щеках. Гармошку растянет и в пляс. Хмельная удаль. Забвение..
     Дома у обочин.. Страны на перепутье.. И люди. Вдоль полотнищ.. Узлы и развязки. Сортировочные.. Перекрестки...
     Аккордеон не на продажу.. Кормит.
     Лошадка на палке.. С колесиком.. Ride a cock-horse to Banbury Cross...
     Нет остановки. Не сойти.. Смывается картинка. Шелест последнего ускорения.
     Заберу, вас, родные! Вот-вот. Сейчас.. Только доеду и сразу обратно.. Только никуда не уходите! Только дождитесь.. Теперь уже близко совсем. Скоро..
     Мерцает переливчатыми огнями Град.
     Подползает состав. Скрежещут тормозные подпруги. Дёрг! Встал. Карета подана.
     Московия Стольная!


Картина третья.

     К пригородным поездам. Suburban trains. Пригородная ветка. Suburban branch. Промозглые вагоны. Открытые двери. Безлюдно.  Хочется кофе и горячего душа. 
     Игривое накатывает.. Суставчики  на шарнирах. Живые забегали.. Сплясать не дурак! Подрывает дать представление.
     Ряженые. Mummers' plays. Бродячие рифмоплеты. Verse sketches.. Актеры. Фигляры. Galoshins.
     Закатить концерт в пустом вагоне!. Разом бы понабежали! Подливай винца! Не скупись на табачок! За рассказец пятачок!
     Неразборчивый голос машиниста в шипящем микрофоне. Тронулись. Потянулись станции. Первая.. Позади Бауманка. Яуза. Station by station. Вторая. Третья... Ждановская. Скомканная бумажка безвольно катится по пустынному асфальту. Бьется о камень. Шарахается. Прибивается к нечистым углам. Афишные тумбы. Обклеенные пыльной суетой. Обглоданные. Пограничье. Буферная зона. Шатко. Ветер..
     Запах водки и бананов в вагоне. Кто-то выпивает.. Закусывает. На полу  пятно от счищенной рвоты. Еще сырое. Пятно. На полу.. Стойкий табачный дым из тамбура.
     Замкадье.. Потекли однообразной рекой серые мотивы.
     Мельчает высотность. Вспыхивает вновь островками каменных опят. Плотность построек варьируется. Раешные ящички деревянных домишек. Обветшалые лачуги соседствуют с  подворьями усадебно-дворцового типа. Высотки лепятся к частному жилью. Последнее обрастает стяжками, сцепами, скрепами, перемычками. Город ты или деревня? Размытые границы и края. Необъятные просторы. Неухоженно величавая.. Окраинная Непромыха..
     Низины. Поймы. Буераки. Овраги. Вот и знакомые хвойные леса. Истуканы.
     Капища. Частоколы. Игры вятичей. Пищик. Волынка...
     Водонапорная башня. Мясная лавка. Сельская изба-читальня. Библиотека. Парк культуры. Летний театр. Перезрелые моховички дач под сенью косматых бровей спящих гигантов. Сосен. Ветки.
     Петруха? Петрухан!
     Ах, ты! Кривляка. Ломака.
     С приездом!


Картина четвертая.
               
     Куда путь держим? Мохлин? Кильмарнок?
     Павшино! Пав-ши-но! Как это по русски! Павшино. Пакши. Простокваша. Повеяло ветерком с Cевера!
     Леденцы на палочке! Вареный сахарный сироп. Петушок - золотой гребешок. Harlequin Crest [ гребень Арлекина (англ.)].
     От Казанского через Комсомольскую площадь. Развозчики еды  на велосипедах. Рюкзачники преимущественно азиатского типа.. Каланча. Старые складские помещения. С платформы виден ретро продуктовый магазин. Продукты. Фасад в млечной побелке. Цвета бледной, салатово-желтой туберозы. Довоенной постройки? Дореволюционной? По таким еще шастал Фокс.. Разгуливал в Марьиной роще.. Куски истории.
     Неспокойно и тревожно. Веет фронтом и репрессиями..
     Каланча. Алексеевская соединительная линия. Рижское направление. Как много в этом слове для сердца рижского... Пересечение с Московско-Виндавской железной дорогой. Поезда категории "стандарт плюс" : комфортные сиденья, туалеты. Климат-контроль. Просторные. Уютные.
     Стрешнево (Что за слово! Целовать да и только!). Тушино. Спартак. Пойма. Шлюз.. Человейники. Снежком (горнолыжный комплекс в микрорайоне Павшинская пойма).. Встаем на якорь.
     Покупки. Обед в "Мак был вкуснее и точка". Гулять по Московии.
     Хорошо, ежели брат! Держу пальчики за! Судьбу Благодарю!


Картина пятая.
               
     Дорога обратно. Пересадки. Переходы. Метро. Центр. Выход в город. Тверская.
     Дом 19А по Тверской. Некогда обитель основателя спортобщества "Спартак"  — Николая Петровича Старостина.
     По соседству музей современной истории России. До него в старинной усадьбе квартировал английский клуб. Во дворике разбит живописный садик. Picturesque. Цветочные клумбы на стриженом газоне. Кустарники. Островки растительности.  Маленькая Англия.
     Пару минут на лавочке. Мысленный взор уносит к Арбату. Rhino Gentlemen's Club. Metelitsa. Cherry... Смоленка. John Bull Pub. Ирландская пивнушка..  Панчо Вилья. Текила с яичницей по утрам. Перчено-подвальная Мексика. Старый Арбат. Татарское - арба. Что-то арабское сквозит..  Рабад. Арбад [предместье, пригород (ед., мн., араб.)]. 
     Длинная французская пушка во дворе музея. Из нее палили красногвардейцы в октябре семнадцатого по занятому юнкерами Кремлю.
     Львиные маски на фасаде усадьбы. Классицизм. Ампир. Скульптуры львов на пилонах ворот.
     У бенеттоновского бутика в квадрате приствольного бордюра развалился разноперый прощелыга. На мягкой перине из пропитанной малиновым багрянцем щепы, присыпанной к дереву. Ноги разбросаны по прохожей. Молодой оборванец. На стиле. Потертая узкая джинса. Бежевый короткий пиджак. Шарф на длинной шее. Шляпа с полями. Задрипанные клоунские выворотки. Щеголеватая бородка. Элитный рыцарь мостовой, блатной бродяга центровой.. Собрал возле себя еще двоих-троих. Вожак стаи. Банда-пропаганда (Grazie, Daryal!). Воркуют на своем кокни [Cockney (англ.) — лондонское просторечие местных уроженцев из средних и низших слоёв населения, с характерными для диалекта особым произношением, неправильностью речи и рифмованным сленгом]. Этот держится уверенно. Городской продукт. Дитя центра. Ориентируется в волнах. Мегаполис — родная стихия. Столичная штучка. Копов не боится. Знает мазу. Ходы и выходы. Таксу. Вертлявый. Скользкий тип. Может по случаю приболтать и охмурить забредшую, подгулявшую чистенькую овечку из приличного круга. Bet ya!
     На пересечении Тверской и Старопименовского пристроился знатный домишка. Кто ж тут живет? Купцы первой гильдии? Нет, те за городом.. Здесь воздух грязноватый. Тут они, скорее, содержат своих любовниц. Для встреч.
     Другой приток. Речушкой вниз по Благовещенскому переулку. Внутренние садики домов. Снаружи уютные лавчонки у ограды. Пузатенькие церковки. Александро-Невская.
     Ермолаевский.. Особняк Шехтеля. Красавчик..
     На углу Ермолаевского и Малой Бронной разговаривают двое. В цивильном. Озираются. Маскируются у всех на виду. Мерещатся шпионы и слежка. Заговорщицкий дух.
     Масонские символы. На домах. Знаки. Жесты...  Кто занес сюда эту заразу? Аутоимунные жучки. Вирус.
     Бежать. Бежать! Без остановки. Нестись..
     Игра между линиий. Полупозиции. Шаткое балансирование жонглера. Жмурки. Косые взгляды из под полы. Скрипичные ключи звуков переливаются в сказочном шорохе тишины. Сюита страха. Маргиналы. Диссиденты. Эмигранты.. Держащие и не имеющие. Повидавшие и не узревшие. Жизнь прошедшая по касательной... Нашкодить, а потом навострить лыжи? Как бы не так! Ах, малышка-латышка... Дуреха, любимая..
     Москва мистическая.. Молчаливые особняки. Таинственные седоки в каретах. Львы молчания. С кольцами в зубах. С человеческими лицами. Коты с верчеными хвостами в получеловеческий рост. Воланды. Нехорошие квартиры.. фон Мандрашка. Cестрица Аленушка.. Галлюцинации русалочьего мира..
     Виток по Партиаршим. Лебеди. Ресторан на воде. Блеск столового серебра. Легкие занавеси. Тумбы с зелеными побегами. Столики. Вечерние платья. Нежный млечно-желтоватый свет. Знакомо..
     Bulvarnoye Koltso.. Впитываешь? Вдыхаешь? Смакуешь?
     Золотокупольные храмы прижимаются к домам с лепными мифическими  грифонами. Теснятся. Потайные тропки, дворики, закоулки.
     Из наполовину утонувшего в толще тротуарного асфальта окошка виден силуэт музыканта в белой сорочке с бабочкой. Клуб полуподвального типа. Паря в трильби лабает на контрабасе. Хочется туда. Не сегодня. Time limit.. Money limit..
     Притушенные огни из элитарного местечка. Шампанское. Молодежь тусуется.
     Чуть поодаль на улице, по низким подоконникам здания и на полу у угла расселась другая молодая сворка. Скитальцы. Опытный доходяга и юные девицы в коротких юбках. Стройные ноги. Чулочки. Длинные, слегка растрепанные волосы. Запачканные пташки и веселый нищий. Ушлый малый. Растит на паперти подружек, младых зеленых побирушек.. Вот так встреча! Встретились лет эдак так восемьсот спустя! Сменили шотландские пустоши и ярмарочные площади на московский центральный диаметр! Кружки к бою! Бражничать! Понеслась азартная! Брэг! Ах, ирландочка! Ах, резвушка.. Отстучим джигу?
     На Пушкинской неоновый ярлык отведать фирменный шашлык зовет зажиточных барыг в сети мясных таверн "The Бык"..
     Случайно выхваченная ухом русская фамилия. Овсянникова. Ов-сян-ни-ко-ва.. Овсянникова! Стойкий северный шлейф.. Восточнославянская этнография. Белое море. Архангельск. Холмогоры. Каменные лабиринты. Окающий говор. Поморы..
     Чистые пруды.. Аннушка. Прокатиться б! Мимо Новокузнецкой! Ууу...
     Pressed for time [Поджимает время (англ.)]. Метро. Таганско- Краснопресненская ветка. Китай-город..


Картина шестая.
               
     Подземка. Теплый сквозняк. Стук колес.               
     Предотъездное..               
     Ватная тишина.. Плавающий свет.. Мерное постукивание. Приглушенное. Колес. Tapping litany...
     Vykhino.               
     Выхино.. Прежняя обитель. Текущая? Её... Былые любви.. Скифская дщерь! Любовник старый и красивый (благодарю, Иосиф). Недоскок. Перескок. Оптический фокус. Предельное увеличение. Размытое изображение. Белка в колесе. Тщета..
     И понесет дымком вечерним обратно к подмосковным деревням... Еще одна ночь. Готовиться к отъезду.  Pennsans.. Or?
     В маленьком городе Пенном, в юго-восточном Зы...
     Чух-чух.. Чух-чух..               
    
               
 
________________________

For Whom the Рында Tolls — обыгрывается название романа Э. Хэмингуэя

Стрекозиные крылья.. Молоточками казнили.. — О. Мандельштам, А небо будущим беременно...

Приди ко мне, брате, в Москов — с такими словами, сбереженными Ипатьевской летописью, обратился в 1147 году князь Юрий Долгорукий к своему союзнику новгород-северскому князю Святославу Ольговичу, стоявшему со своей дружиной в верховьях реки Протвы.

Carpetbaggers (англ.)  — саквояжники

Ride a cock-horse to Banbury Cross... — nursery rhyme
Ride a cock-horse to Banbury Cross,
To see a fine /an old/ lady upon a white horse;
Rings on her fingers and bells on her toes,
And she shall have /so she makes/ music wherever she goes.

Galoshins (англ., рег.)  — ряженые

фон Мандрашка. Cестрица Аленушка.. Галлюцинации русалочьего мира.. — реминисценции на тему персонажей и событий романа А. Белого "Москва"

Tapping litany — S&G, "A poem on the underground wall"

Pennsans [корнск. (англ. Penzance )] — Пензанс, портовый город в Корнуолле, Юго-Западная Англия

В маленьком городе Пенном, в юго-восточном Зы — стихотворение О. Москалика. Ссылка на произведение автора Олег Москалик2  на сайте Стихи.ру — https://stihi.ru/2022/12/14/3676









               
      


Рецензии