История с географией
Нефть, большие территории, являющиеся собственностью Native Americans, жаркий климат, огромные ранчо со стадами крупного рогатого скота и лошадей - все это вместе сделало Оклахому неповторимой с исторических, социальных и природоведческих позиций.
Мы не рабы, рабы - не мы. Истории о рабовладельцах в Америке стали уже «притчей во языцех». Черные рабы надрывались на белых хлопковых полях от Флориды до Арканзаса, но не в Оклахоме. Здесь рабства не было никогда. Но, несмотря на это, в Оклахоме есть город, население которого представлено исключительно чернокожими жителями. Это Taft, его так и называют - черный город. Здесь в 18-19 веках находили убежище беглые рабы, а потом так и осели в этих местах.
Однако всегда, даже после отмены рабства, в Оклахоме было относительно немного чернокожих жителей. Такая уж тут история с географией. Здесь им просто нечего было делать. Индейцы на своих землях управлялись сами. Фермы «белых» в основном тоже были семейными. Бывшие рабы потянулись в крупные города севера, востока и запада с развитой индустрией или делающие деньги на курортном бизнесе. В этих городах они находили работу или, наоборот, могли себе позволить не работать, а жить за счет социальных программ, подаяний или воровства.
В Америке даже появилась социальная прослойка: «чернокожие люмпены». Об этом не принято говорить громко. Американцы несут груз вины своих предков перед чернокожими африканцами молча. Они расплачиваются за «былые грехи», предоставляя потомкам рабов множество социальных льгот. Для них выделена особая «квота» в университетах и колледжах. При прочих равных обстоятельствах на работу берется, как правило, чернокожий претендент. Для них строят дома, где жилье предоставляется бесплатно.
Но нельзя сказать, что все социальные программы успешны. Известно много случаев, когда бесплатно доставшиеся квартиры, приходят в непригодное для жизни состояние в течение нескольких лет. Они разрушаются просто варварски. Появились и «большие специалисты», которые в случае необходимости обернуть ситуацию в свою пользу начинают громко кричать, о расовой дискриминации, что «их предки гнули спину на белых в прошлых веках и сейчас их вынуждают уехать обратно в Африку», что они обратятся в дискриминационный суд. И обращаются. И многие дела выигрывают. Поэтому у «белой» части граждан Америки уже выработалась привычка уходить от «острых ситуаций» и не отвечать «ни словом, ни взглядом». Такие слова как «негр» или «черный» вне закона в США. Положено говорить «Black American» или «African American».
Исторически сложилось, что в Оклахоме отношения между Native Americans, Black Americans и белокожей частью населения не были напряженными. Страшная подпольная организация «Ку-клукс-клан», родившаяся после победы Севера в Гражданской войне, простирала свои щупальца из Алабамы в восточные штаты американского юга. Для Оклахомы это не было характерно. Однако «эхо» ответной реакции имеет место и здесь.
В городах Оклахомы также можно встретить чернокожих люмпенов. Они «заселяют» центральную деловую часть городов - down town. Каждое утро, когда мы подъезжаем к офису, расположенному в одном из небоскребов, то видим как мужчина неопределенного возраста, заросший щетиной, катит тележку с рюкзаком к «месту службы» около выхода из подземного гаража. Через эти двери проходят все, кто приехал по делам или на работу в соседние высотные здания, а, значит, все пройдут мимо него, и у каждого он попросит 1 доллар. Это повторяется ежедневно, все уже к этому привыкли и «делают взносы» в зависимости от настроения. Надо полагать, что в любом случае, доход у «бездомного» хороший, на наркотики хватает. И не только ему, а и всем «коллегам», «работающим» в четко определенном для каждого месте.
Основная же часть Black Americans живет обычной с американцами другого происхождения жизнью. Хотя справедливости ради, следует сказать, что века общего проживания мало изменили их человеческую природу. Они говорят на своем наречии, отличаются манерами, поведением, реакциями, даже пластикой. Они более эмоциональны, по-другому одеваются. Если видишь в толпе какую-нибудь немыслимую шляпку, на 100 процентов можно быть уверенным, что это чернокожая американка. Они любят яркие и блестящие наряды, особенно подростки. У них особые прически. Порой на голове такие сооружения, что даже описать невозможно. Во всем проявляется яркий африканский колорит. Но они правы. Чернокожие женщины в блеклых «сдержанных» европейских одеждах совершенно не смотрятся.
Очень многие black Americans работают в сфере обслуживания, в госпиталях, в шоу-бизнесе. Считается, что они лучшие секретарши. Особую группу представляют собой чернокожие американцы из высокообразованных семей. Воспитание и природная пластика формируют в них, можно сказать, «совершенные манеры». Эти люди говорят и двигаются так, что от них просто невозможно отвести глаз. Впечатление совершенства, как от статуэток черных Богов.
Мой муж работает в очень крупной фирме, поставляющей электроэнергию и проектирующей электростанции не только в Америке, но и во многих странах мира. Состав сотрудников в ней многонационален. Я имею возможность наблюдать, как складываются отношения между ними, потому что часто бываю у него в офисе, мы участвуем в спортивных турнирах, ходим на пикники и банкеты. При абсолютном «официальном» равенстве имеет место некоторое «поведенческое» обособление чернокожих американцев, причем, по их собственной инициативе.
Например, когда мы участвовали в спортивном турнире по боулингу, в нашей команде был коллега black American, кстати, всеобщий любимец, душа общества, шутник и балагур. Мы представляли собой команду и держались все вместе. Однако, когда мы встретились в ресторане на Рождественском банкете, где за столиками сидели по 10 человек, он вежливо отказался от приглашения сидеть с нами. Потом я увидела, что все чернокожие сотрудники собрались за одним столом. То есть в данном случае, все было совершенно очевидно, ни о какой расовой дискриминации здесь даже речи не могло быть, просто так им удобнее и интереснее.
Индейские резервации и политическая корректность
Чтобы избежать многочисленных светофоров и «пробок» на городских улицах, мы используем HW75. Он идет с востока штата и пересекает Тулсу. На дороге мы часто встречаем автомашины с красными номерными знаками и надписью Native American. Такие знаки могут получить только исконные жители этой земли, индейцы. На HW75 таких машин много потому, что на северо-востоке штата у подножия гор Озарк, около реки Иллинойс и озера Тенкиллер располагается Cherokee county. Земли, принадлежащие индейскому племени Чероки. Мы любим ездить в эти края, поездки каждый раз оставляют неизгладимые впечатления.
Многочисленные боевики и приключенческие романы сформировали в моей голове устойчивый образ Индейской резервации. Это некое тесное пространство, обнесенное проволокой, с вытоптанной землей, заполненное вигвамами или жалкими домишками с толпами полуодетых детей. Конечно, эта картина не имеет ничего общего с действительностью.
Так называемая, резервация - это огромная территория (751 квадратная миля) покрытая холмами, степями и лесами. Эти богатые земли, содержащие уголь и нефть, принадлежали Cherokee Nation с незапамятных веков. Более того, в 1838 году все Cherokee people были насильно изгнаны с их племенных территорий в Северной Каролине, Джорджии, Теннеси и Алабаме и переселены сюда. В настоящее время здесь проживает 42521 Native American, причем треть населения - это жители столицы Tahlequah.
Поселение по строению напоминает клеточную «мембрану», поток различных веществ через которую возможен только в одном направлении. Индейцы могут жить везде, в том числе, и на своей исконной территории, а вот остальные граждане Америки селиться здесь не имеют права. Только если документально докажут в своей родословной наличие не менее 1/8 «индейской крови».
В этой «стране» свои города, правительство, суды, школы, университеты, центры народного прикладного искусства. Ее народ гордится, что здание Правительства здесь сохранилось с 1867 года, здание Национальной тюрьмы с 1874 года, здание суда - с 1844 года. И при этом, у них отличный web-сайт, дающий обширную справочную и правительственную информацию.
Конечно, изгнание индейцев с собственных земель было ужасным преступлением Южан. До сих пор путь, по которому двигались индейцы в Оклахому, называют «дорогой слез». Но следует отметить, что приняла то изгнанников мирная Оклахома.
Кроме того, прошло уже почти два века с того постыдного в истории момента, а вся страна продолжает расплачиваться за деяние южных колонистов. Native Americans имеют право на бесплатное обучение во всех школах и университетах страны, даже частных. У них бесплатное медицинское обслуживание, даже лекарства, они получают безвозмездную ссуду на строительство домов на принадлежащей племени территории. Они обладают лицензией на торговлю табачными изделиями в стране, на их территориях имеют право работать казино, запрещенные по закону во всех штатах кроме Невады и Нью-Джерси, и т.д., и т.п. То есть, правительство создает им привилегированные условия, позволяющие заработать.
Native Americans живут не только в Cherokee county, но и в других районах Оклахомы. Поэтому осенью во многих городах традиционно проходят Индейские фестивали. Зрелище яркое. Но делаются эти фестивали не столько для зрителей, сколько для участников. Празднество открывают вожди племени, облаченные в красочные одежды, передающиеся по наследству. Под звуки барабанов в священном танце они проходят по площади. Несмотря на всю серьезность момента, они остаются простыми и милыми людьми. Я насмелилась попросить разрешения сделать фото. Разговаривали они очень приветливо, и не только позволили сфотографировать, но ответили на многие вопросы.
На фестиваль жители пришли в национальных одеждах. Было много разных конкурсов, в том числе и конкурс индейских ритуальных танцев. На площадь выходили все, кто был в национальном костюме. Женщины, мужчины, подростки, совсем маленькие дети ритмично двигались, почти в неизмененном виде повторяя движения, которые индейцы вытанцовывали много веков назад. Всех привел в восторг двухлетний карапуз. Крепкий, загорелый, он был в традиционном индейском мужском головном уборе, мокасинах и… памперсах.
На прилегающих улицах яркими красками притягивала прохожих ярмарка-продажа изделий народного творчества. Серебряные украшения с бирюзой, шерстяные одеяла, одежда из замши, картины, керамика… Безумной красоты изделия. Но и цены, конечно, очень высокие. Ручная работа высоко ценится.
Осознать такой феномен, как индейская культура, существование ее в современной действительности без вопиющих атавизмов, невозможно. Всякий раз, когда я общаюсь с Native Americans, наблюдаю за их жизнью или просто держу в руках изделия, сделанные ими, я испытываю удивление на грани шока.
Свидетельство о публикации №223011401704