Загадка Курочки Рябы. Пленарный доклад

      Мало что известно про Курочку Рябу (КР). Отрывочные, искаженные сведения, которые дошли до нас – касаются лишь того периода ее жизни, когда случилась трагическая история с яйцом. Иными словами, в «сказке» в аллегорической (иносказательной) форме отражен лишь один эпизод из жизни этой замечательной особы. К сожалению, полностью пропущен период ее формирования как творческой личности, способной производить принципиально новые, но, увы, невостребованные обществом продукты. О встрече КР с Петухом также нет точных сведений, но то, что она была – к счастью, уже никем не оспаривается.
       Неизвестна и дальнейшая судьба КР. Надеемся, что когда-нибудь на основе анализа новых свидетельств и документов мы сможем заполнить хотя бы некоторые лакуны.
 
     Понятно, что наша героиня вовсе не была птицей, обладавшей высокоразвитым куриным мозгом, осмысленной речью и уникальным яйценосным аппаратом. Такое прямое, крайне примитивное прочтение текста «сказки» было давно уже отвергнуто как ведущими рябакуристами, так и их давними принципиальными оппонентами – курорябистами. Первые, как известно, исходили из того, что первична пра-пра-курица, а яйцо – вторично. Вторые же утверждали, что первично яйцо, ссылаясь на фразу У.Гарвея: «Omne vivum ex ovo (с лат.— «Всё живое из яйца»).

     Разрешение загадки КР – настоятельно требует системного междисциплинарного подхода, совместных усилий литературоведов, историков, этнографов, философов и психологов. К примеру, существуют различные точки зрения относительно того, какого пола было это необыкновенное существо. Одни ученые-рябонологи уверяют нас, что женского, другие, последовательно отстаивающие точку зрения, что текст «сказки» носит сугубо символический характер, — приводят веские аргументы в пользу мужского. Некоторые исследователи заявляют, что мы, на самом деле, имеем дело с феноменом множественной личности. Они отрицают индивидуальное существование всех персонажей сказки, заявляя, о наличии 4-х личностей в одном субъекте. Именно в его разуме, раздираемом амбивалентными бессознательными драйвами, и происходят описываемые в истории события. Кстати, такая точка зрения, в какой-то мере, объясняет странность в поведении Деда и Бабы, сначала, усиленно пытавшихся разбить золотое яичко, а затем – плачущих, искренно потрясенных его гибелью.

     Впрочем, существуют и другие интерпретации. Общепризнано, что сказка про КР содержит поистине бесценные сведения для этнографов и культурантропологов. К примеру, в ней приводится четкое описание состава древнерусской нуклеарной семьи (Дед, Баба, Курица, Мышка). Совершенно определенно констатируется, что они «жили-были». В то же время, остается загадкой практика поочередного разбивания яйца, впервые встречающаяся в текстах такого рода. Некоторые исследователи полагают, что посредством данной процедуры определялись статусно-властные отношения в семье. Кто разбил яйцо – тот и «бугор». В этом случае успех Мышки означал, что она займет самое высокое место в семейной иерархии и остальные будут у нее «на посылках». Естественно, фрустрированные таким неприятным для них поворотом событий, Дед и Баба плачут. Их успокаивает КР, обещая, в следующий раз, поставлять им легко разбиваемые яйца.
Некоторые историки и литературоведы, не найдя каких-либо еще документальных свидетельств разыгравшейся драмы, задают сакраментальный вопрос: «А была ли КР, а может КР и не было?».

     Отвечая на этот и другие вопросы, я буду излагать свою версию случившихся вполне реальных, на мой взгляд, событий. Ряба была, Ряба снесла, явила миру уникальный продукт, яичко не простое, а золотое. Мы можем только предполагать, в результате чего произошло данное событие. Курорябисты объясняют его всплеском невиданной энергии созидающего либидо КР. Рябокуристы, придерживающиеся пассионарной теории этногенеза Л.Гумилева – настаивают, что это случилось вследствие мутации, вызванной мощной вспышкой сверхновой звезды. Одно совершенно очевидно – к появлению золотого яичка не были готовы ни древнерусский социум в целом, ни конкретные окружающие КР люди.

     Вместо того чтобы получать эстетическое наслаждение при восприятии кокушки, они дали волю своим деструктивным побуждениям и попытались разбить яичко, ибо просто не могли выносить его совершенства. Здесь явственно проглядывает заявленная А.С.Пушкиным тема зависти посредственности к гению. «Коллективный Сальери» в лице Деда, Бабки и Мышки уничтожил прекрасное творение моцартоподобной Рябы – яичко не простое, а золотое, очевидно, намереваясь, затем, после соответствующей «кулинарной обработки» – поглотить и его создательницу.

     Есть у меня и другая версия. Предполагаю, что разбитое яйцо Дед и Баба обнаружили лишь на следующий день, после безуспешных попыток расправиться с ним накануне. «Как это могло случиться?» – недоумевали они, узрев по утру, лишь золотую скорлупу. Кто съел содержимое?» Иными словами, они впервые столкнулись с до сих пор еще неразрешенной проблемой выеденного яйца. В результате – дедо-бабовский «тандем» пришел к выводу, что во всем виновата Мышка. Если принять эту версию, тогда получается, что они плачут вовсе не потому, что им жалко разбитого золотого яичка. Они ревут от бессильной злости, поскольку упустили уникальную возможность реализовать свои садистические наклонности.
 
     При анализе рассматриваемого нами древнерусского текста неизбежно возникает ряд философских по своей проблематике вопросов, касающихся таких категорий, как: причина и следствие; необходимое и случайное; внутреннее и внешнее. Действительно, почему все усилия Деда и Бабы были безрезультатны, а якобы случайное воздействие со стороны мышиного хвоста, привело к катастрофе? Возможно, Мышка владела (или владел), так называемым «личностным, неявным знанием», о котором, упоминал  философ М.Полани, знанием, связанным с обращением с золотыми куриными яйцами.

     Что на самом деле могло быть в яйце, если все же рассматривать его не символически, а в качестве материального образования, «объективной реальности, данной нам в ощущениях» (В.И.Ленин)? Вполне логично допустить, что внутреннее, сущностное, явленное в столь блистательной внешней форме – не могло быть обычным, тривиальным желтком, а тем более белком. Осмелюсь предположить, что в золотом яичке был золотой цыпленок-петушок, который вовремя успел дать деру из хаты. Однако травма рождения, которую он пережил, безусловно, в дальнейшем негативно повлияла на формирование его психики и латентных комплексов. Описание (в поэтической форме) того, чем все закончилось – мы также можем найти у А.С.Пушкина в его «Сказке о золотом петушке». Вспомним трагическую кончину престарелого сексуального маньяка царя
 Додона, которая наступила от мощного удара клювом подросшего, но сохранившего ненависть к фигуре «Деда» петуха.

     Позвольте также предложить ответ и на другой, не менее интересный для ученых вопрос: «Что стало с обломками золотого яйца?». По всей видимости, как практичный человек Дед променял их на самогон, сало и невод для рыбной ловли, а Баба – приобрела новое деревянное корыто, которое, впрочем, вскоре пришло в негодность и перестало удовлетворять ее потребности сублимироваться. Но это уже совсем другая история...

     Пытаясь на практике преодолеть односторонность рябакуристов и курорябистов, в ходе длительных изысканий, направленных на интеграцию различных теоретических представлений и анализ прикладных исследований, мною был разработан основанный на мореновской психодраме и сюжете «сказки», психотерапевтический подход, названный «куринотерапия». В кратком изложении суть его такова.

     Клиент в голом виде помещается в капсулу-«яйцо», где находится около получаса. Там, посредством аутотренинга он стремится обрести состояние покоя и внутренней гармонии, постоянно повторяя: «Я совершенен от клюва до хвоста, у меня золотой гребешок, масляна головушка и шелкова бородушка». По команде ведущего члены психотерапевтической группы, отреагируя свои агрессивные стремления, и, одновременно, репрезентируя жестокий, наполненный жизненными невзгодами, людской завистью и злобой мир, с криками: «Вылезай сволочь, куриный ты сын, от нас не спрячешься! Живо марш на разогретую сковородку жизни! Ты – просто жалкая мокрая курица, мы сделаем из тебя чахохбили и куриные окорочка, мы докажем тебе, что курица не птица» – как бы «разбивают» яйцо.

     Повторно, на этот раз, катарсически пережив травму рождения и, оказавшись перед взорами остальных членов группы, невротик находит в себе силы отреагировать, высказать все то, что он о них думает. Обычно, по интенсивности это напоминает первичный крик по А.Янову, но со словами: «Идите по известному адресу, я вас не боюсь, заклюю, распетушу» и т. п. и, не стесняясь своей наготы, демонстрирует «миру» имеющие символический коммуникационный потенциал переднюю и заднюю части своего тела.

     Привожу отзыв одного из клиентов, страдавшего депрессией, импотенцией и кошмарными сновидениями: «После лечения почувствовал себя гораздо лучше, появилась уверенность в своих силах, готов занять более высокий социальный «насест», по утрам чувствую бодрость, радостно многократно кричу «Ку-ка-реку», ночью снятся приятные сны – полностью общипанные курицы с длинными ногами. Появился интерес к их разведению, готов заклевать любого недоброжелателя и т. п.». Как видите, налицо положительная динамика.

     Подводя итоги своему краткому докладу, хочу пожелать всем нам новых достижений, успехов в теоретическом и практическом освоении всего богатства мыслей, заключенного в небольшом, но таком емком тексте «сказки» про Курочку Рябу.


Рецензии