Китай строит первый зарубежный военный форпост

Перевод с английского языка. Источник: журнал "New York Times".
Опубликовано 12 января 2023 г.
***

Строящийся военно-морской объект в Джибути демонстрирует амбиции Пекина стать глобальной морской державой и защищать свои расширяющиеся интересы за рубежом.


ДОРАЛЕХ, Джибути — В феврале этого года погонщики верблюдов впервые заметили китайские войска, расположившиеся на участке прибрежного кустарника примерно в 8 милях от крупнейшей военной базы США в Африке.

Корабли китайского военно-морского флота уже посещали это крошечное восточноафриканское государство раньше. Иногда они забирали припасы в старом французском порту, расположенном дальше по засушливому побережью, во время антипиратских патрулей у берегов Сомали.

На этот раз китайские военные были здесь, чтобы остаться. Пастухи верблюдов наблюдали, как войска заняли участок рядом со строительной площадкой, где формируется огромный новый порт для сыпучих грузов и контейнеров.

На участке площадью 90 акров Пекин строит свой первый военный аванпост за рубежом - исторический шаг, знаменующий новый смелый этап в его эволюции как мировой державы.

Ожидается, что строительство военно-морского аванпоста, которое должно быть завершено в следующем году, будет включать склады оружия, объекты технического обслуживания кораблей и вертолетов и, возможно, небольшой контингент китайских морских пехотинцев или сил специального назначения, согласно иностранным офицерам и экспертам, следящим за его развитием.

Его скопление малоэтажных бетонных зданий и морских контейнеров, некоторые из которых украшены китайскими флагами, является наиболее ощутимым признаком стратегии Китая по расширению своего военного присутствия в Индийском океане и за его пределами.

Источник: Китайские государственные СМИ
Поступая таким образом, Китай ускоряет свое превращение из изоляционистской континентальной державы в глобальную морскую державу, что может бросить вызов западным партнерствам в области безопасности, которые поддерживали мировой порядок с 1945 года.

Прямо сейчас лишь горстка стран имеет базы за пределами своих границ. Больше всего их в США - в 42 зарубежных странах. В Великобритании, Франции и России они есть примерно в дюжине стран и заморских территорий.

В то время как китайские официальные лица отрицают планы строительства крупных баз в американском стиле и называют аванпост в Джибути “вспомогательным объектом”, они также открыто говорят о переговорах о создании новых зарубежных форпостов, где интересы Китая совпадают.

“Неуклонное продвижение строительства зарубежных баз” является одним из внешнеполитических приоритетов председателя Си Цзиньпина, писал адм. Сунь Цзяньго, заместитель начальника объединенного штаба и, вероятно, будущий главнокомандующий военно-морским флотом, в журнале коммунистической партии в апреле.

Пентагон предсказал, что Китай создаст еще несколько аванпостов в следующем десятилетии. Одним из вероятных мест является оманский порт Салала, где корабли ВМС Китая часто останавливаются для отдыха и пополнения запасов, говорят эксперты в области обороны. Другие возможности включают Сейшельские острова и пакистанский порт Карачи.

Официальные лица из этих стран не ответили на запросы о комментариях относительно того, могут ли там быть построены базы, равно как и Китай.

Обоснование г-на Си заключается в том, что Китаю необходимо защищать свои расширяющиеся интересы за рубежом, включая доли в ближневосточных нефтяных месторождениях и растущий корпус китайских экспатриантов. Это также могло бы украсить его имидж сильного мирового лидера, даже несмотря на то, что экономика Китая замедляется.

Реклама - Прокрутите, чтобы продолжить
С другой стороны, Пекин рискует оказаться втянутым в насильственные конфликты, как это сделали США и другие державы. Трое китайских миротворцев погибли в бою в Африке с июня, в том числе двое в соседнем Южном Судане, где Китай имеет нефтяные инвестиции.

В то время как западные страны поощряли участие Китая в миротворческих и других многосторонних миссиях, долгосрочное военное присутствие в Джибути, противостоящее операциям США, открывает новую арену потенциальных трений.

США, в частности, обеспокоены тем, что чувствительные американские оборонные технологии должны быть удалены, если они будут скомпрометированы в результате такого рода китайской слежки, включая хакерство, которое беспокоит американских чиновников в других странах.

“Китай очень агрессивно вторгается в регион”, - сказал один высокопоставленный западный офицер, отслеживающий действия Китая. “Каковы будут результаты? Я не знаю. Мы говорим о будущем Китая как мировой державы”.

Военно-морская база США в Джибути, Кэмп-Лемонье, насчитывает около 4000 военнослужащих и используется для операций спецназа и беспилотных летательных аппаратов против джихадистских группировок в регионе. Она примыкает к главному аэропорту Джибути, и на взлетно-посадочной полосе часто можно увидеть ударные вертолеты и другие военные самолеты США.

США не хотят, чтобы китайские военные самолеты, включая беспилотные летательные аппараты, летали вблизи их объектов.
Уже есть опасения, что Китай предоставил военно-воздушным силам Джибути турбовинтовой самолет, обслуживаемый китайским персоналом, который, по словам  офицеров США, был замечен приземляющимся на взлетно-посадочной полосе, используемой беспилотниками США. В июле военно-воздушные силы Джибути получили еще два легких транспортных самолета из Китая.

“Мы полностью полагаемся на правительство Джибути в том, что оно позаботится о том, чтобы все, кто может быть враждебно настроен, были надлежащим образом отделены”, - сказал генерал-майор. Курт Зоннтаг, командующий войсками США в Джибути.

Представитель Пентагона не стал комментировать китайскую слежку, но сказал, что Вашингтон и Пекин регулярно ведут переговоры об Африке и что партнерство США с Джибути остается прочным. Вашингтон продлил аренду Кэмп-Лемонье на 20 лет в 2014 году, выплачивая 70 миллионов долларов ежегодно.

Министр иностранных дел Джибути Махмуд Али Юсуф заявил в интервью, что, хотя в интересах Джибути не отталкивать Вашингтон, его страна “позиционирует себя в этом большом проекте, который внедряет Китай”. Он пообещал “соблюдать баланс между теми партнерами, которые здесь присутствуют”.

Китай также пытается снизить напряженность. Аванпост “предназначен для того, чтобы лучше выполнять международные обязательства и поручения, а также для защиты законных интересов Китая”, - говорится в заявлении Министерства обороны, отправленном по факсу. Она обязалась не участвовать в военной экспансии.

Джибути, бывшая французская колония, немного меньшая по размерам, чем Вермонт, выходит окнами на Баб-эль-Мандеб, пролив шириной 20 миль между Африкой и Аравийским полуостровом у входа в Красное море. Примерно 20% мировой торговли и половина импорта нефти Китаем проходят через близлежащий Аденский залив. Джибути также обеспечивает выход для торговли с Эфиопией, не имеющей выхода к морю, и другими районами внутренней Африки.

Французы сохранили базу после обретения Джибути независимости в 1977 году. В Джибути также размещены немецкие, испанские, итальянские и японские войска, в основном для патрулирования по борьбе с пиратством. Американские военные прибыли в 2003 году, чтобы поддержать войну с терроризмом, и с тех пор расширили свою базу примерно до 570 акров, а модернизация обошлась в 1,4 миллиарда долларов.

Многонациональное присутствие придает вялой столице Джибути атмосферу космополитической интриги, сродни Касабланке 1940-х годов. Франкоговорящая местная элита общается плечом к плечу с известными американскими подрядчиками по охране, европейскими военно-морскими офицерами в белой форме, торговцами, дипломатами и шпионами.

Они собираются в западных барах и кафе среди разрушающихся особняков в мавританском стиле или в двух роскошных отелях, "Шератоне" и "Кемпински", в то время как местные жители ищут убежища от палящей жары на пляже Сиеста.

Несмотря на преобладающее мусульманское население, алкоголь разрешен, и женщины пользуются относительной свободой. Президент Исмаил Омар Геллех победил на четвертый срок в апреле на фоне обвинений оппозиции в том, что он подавил многие политические свободы. За пределами столицы Джибути в основном пустынна и бедна.

изображение
Военно-морские силы Китая провели свои первые совместные морские учения с Джибути в прошлом году и заявили, что их новый аванпост будет в основном предназначен для поддержки китайских сил в таких миссиях, как патрулирование по борьбе с пиратством у берегов Сомали.
ФОТО: ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ КИТАЯ
Китай присоединился к этому процессу примерно в 2010 году, когда начал финансировать или строить инфраструктуру, которая в настоящее время включает три порта, два аэропорта, водо- и газопроводы и железную дорогу в Эфиопию, что, как надеется Пекин, превратит Джибути в торговый центр.

В 2013 году подразделение портов китайского государственного конгломерата приобрело долю в портовом операторе Джибути, а в 2014 году они договорились инвестировать 590 миллионов долларов в новый многоцелевой порт Дорале, который станет крупнейшим в стране. Еще две китайские государственные компании выиграли контракты на его строительство.

Официальные лица Джибути заявили в прошлом году, что они тоже обсуждали военно-морской форпост. В феврале Китай подтвердил, что строительство началось.

Во время недавнего визита можно было увидеть китайских сотрудников в касках, брюках и рубашках поло, передвигающихся по торговому порту, который в значительной степени заслоняет военный аванпост с ограниченным доступом. Никто не хотел отвечать на вопросы.

Китайский аванпост находится под пристальным наблюдением других иностранных сил здесь, некоторые из разведывательных самолетов которых пролетают над ним по пути в антипиратские патрули и обратно.

Спутниковые снимки показывают значительное строительство и рекультивацию земель в этом году в районе между портом и частным пансионом, построенным шейхом из Дубая, у которого есть собственный причал, хотя неясно, будет ли он частью базы.

Г-н Юсуф, министр иностранных дел, сказал, что нет точных ограничений на численность китайских войск, но аванпост может вместить не более 2000 человек и, скорее всего, будет иметь только 300. По его словам, там будет один причал для судов и не будет взлетно-посадочной полосы, но, возможно, вертолетная площадка. Это будет стоить Китаю 20 миллионов долларов ежегодно в течение 10 лет с возможностью продления еще на 10 лет и станет единственным военным объектом Пекина в Джибути.

До недавнего времени Китай не стремился демонстрировать силу так далеко с 15 века, когда “адмирал-евнух” Чжэн Хэ отправился в Восточную Африку. Вскоре после этого Китай ввел запрет на морскую торговлю, что способствовало его экономическому спаду, кульминацией которого стала коммунистическая революция в 1949 году.

С момента ослабления открытости своей экономики в 1979 году Китай сосредоточился на внутреннем развитии и часто ссылался на отсутствие у него зарубежных баз в качестве доказательства приверженности невмешательству в чужие дела. Эта позиция становится несостоятельной после десятилетия, в течение которого китайские компании вложили миллиарды в шахты, нефтяные месторождения, железные дороги и другие предприятия от Аргентины до Арктики.

По данным Американского института предпринимательства, по соседству с Джибути фактические и обещанные китайские инвестиции, в основном в нефть и газ, составляют 2,6 миллиарда долларов в Южном Судане, 16 миллиардов долларов в Ираке и 26 миллиардов долларов в Саудовской Аравии.

Расширяющееся экономическое присутствие Китая привело к внутреннему давлению с целью защиты своих гражданских экспатриантов и международному давлению с целью содействия многосторонней безопасности.

изображение
Пастухи верблюдов и другие жители деревни в окрестностях Доралеха, Джибути, многие из которых работают в порту, говорят, что видели, как китайские войска перемещались в этом районе.
ФОТО: ДЖЕРЕМИ ПЕЙДЖ/THE WALL STREET JOURNAL
В 2008 году Китай направил свои первые военные корабли для патрулирования Аденского залива по борьбе с пиратством. С 2013 года она направила сотни миротворцев в Южный Судан и Мали. Гражданские войны вынудили Пекин эвакуировать 35 000 китайских граждан из Ливии в 2011 году и 600 из Йемена в прошлом году.

Китайские официальные лица заявили, что их военно-морской флот испытывал серьезные трудности в защите, обслуживании и дозаправке кораблей, а также в обеспечении питания и отдыха экипажей во время таких миссий.

У Пекина также были проблемы с поставками своих миротворцев, и он был разочарован тем, что другие иностранные военно-морские силы получили приоритет в старом порту Джибути, где у США и Франции есть специальные причалы.

“В настоящее время мы больше полагаемся на сотрудничество в области безопасности для защиты наших интересов. Несомненно, нам необходимо усилить наши собственные возможности”, - сказал генерал-майор. Чэнь Чжоу, высокопоставленный китайский военный стратег. “Будь то с самолетами или кораблями, нам нужна эта возможность для стратегического прогнозирования”.

По словам иностранных офицеров и аналитиков, изучающих китайскую стратегию, военно-морской флот Китая ранее планировал использовать коммерческие порты, построенные или эксплуатируемые китайскими компаниями в таких странах, как Мьянма, Бангладеш, Шри-Ланка и Пакистан. Но коммерческие порты являются дорогостоящими местами для приобретения услуг и имеют ограниченное применение во время боевых операций, требующих безопасных специализированных помещений.

Стратегия Китая сейчас, по мнению иностранных аналитиков, заключается в строительстве небольших объектов военного или двойного назначения, ориентированных на Африку и Ближний Восток и укомплектованных войсками. Китай также создает военные объекты на островах, которые он построил в Южно-Китайском море.

Ястребиные китайские офицеры уже давно призывают к созданию иностранных баз. Лишь недавно эта идея была включена в официальные публикации по стратегии, включая книгу 2013 года, выпущенную Академией военных наук Народно-освободительной армии. В нем содержится призыв к Китаю создать “необходимые зарубежные пункты снабжения и ограниченное присутствие сил” за рубежом для защиты линий связи и “оказания политического и военного влияния в соответствующих регионах”.

В Джибути западные военные чиновники говорят, что они не встречались со своими китайскими коллегами, которые не участвуют во встречах между иностранными силами здесь.

изображение
Китайские рабочие, которых видели здесь в мае 2015 года, построили железную дорогу, соединяющую Джибути с соседней Эфиопией, которая, как надеется Пекин, станет основным торговым маршрутом и в конечном итоге протянется дальше по Африке.
ФОТО: КАРЛ ДЕ СОУЗА/AFP/GETTY IMAGES
В долгосрочной перспективе их беспокоит то, что Джибути, как и многие страны региона, будет уделять приоритетное внимание интересам Китая, поскольку она становится все более зависимой от щедрости Пекина.

Джибути уже ищет больше китайских кредитов и инвестиций, заявил ее министр экономики Ильяс Давале. Он отрицал, что это дало Пекину рычаги для расширения своей базы, но сказал, что Китай имеет такое же право на это, как и другие страны.


Рецензии