Авторство человека на объекты патентного права

Авторы: Руслан Галифанов, Реджеп Карлиев, Геннадий Галифанов

В различных источниках информации трактовка таких понятий, как авторское право, патентное право, новшество, имущественное право, личное неимущественное право в принципе одинакова, имеющиеся же отличия носят в основном характер уточнений и дополнений. Под авторским правом в большинстве своем понимают совокупность прав, которыми обладают авторы на свои литературные, научные и художественные произведения. Упомянутые права на произведение включают в себя исключительное право, право авторства (право признаваться автором произведения), право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ). Кроме того, в определенных обстоятельствах автор имеет право на отзыв произведения (отказ от обнародования произведения), право доступа (право на воспроизведение произведения искусства) и право следования (право на получение вознаграждения от каждой перепродажи произведения искусства).
           Право авторства на объекты авторского права, то есть на произведения науки, литературы и искусства возникают автоматически с момента их создания независимо от того удостоверяет или нет государство создание этих объектов при условии, что они являются результатом творческой деятельности, носят оригинальный характер и существуют в какой-либо объективной форме, прежде всего в письменной (рукопись, публикация), изобразительной (живопись), объемно-пространственной (скульптура, барельеф, произведения архитектуры). Устная форма (например, публичное выступление) тоже приравнивается к объективной форме существования произведения, однако отстоять право авторства на такое произведение иногда достаточно сложно. До известной степени это относится также к хранящимся у автора записанным в виде текста, звуко- или видеозаписи на электронных носителях произведениям, поскольку не исключен риск их утраты вследствие неправомерных действий третьих лиц. Именоваться создателем произведения в этом случае будет нелегко, особенно если учесть, что большинство современных произведений авторы создают с использованием компьютерных технологий, рукописная же форма создания произведений все более уходит в прошлое. В целом же с древности и до наших дней история науки, литературы и искусства пестрит обвинениями в присвоении и публикации чужих произведений (плагиате) под своим именем, в чем легко убедиться, если затронуть эту тему в Интернете.
          В отличие от авторского права, под патентным правом понимают совокупность прав авторов и патентообладателей на охраняемые патентами технические, художественно–конструкторские и биологические достижения, которые обобщенно можно именовать новшествами. Новшества, в свою очередь, состоят из таких объектов патентного права как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, а в некоторых странах, кроме того, из компьютерных программ.
          Что касается хранящегося в режиме коммерческой тайны секрета производства, на него не распространяется предоставляемая государством легальная охрана имущественных прав и прав авторства. Владелец секрета производства обязан сам охранять и защищать его от неправомерных посягательств. В случае же его рассекречивания в результате недобросовестных действий к виновным лицам могут быть применены меры юридической ответственности. Но устранить негативные последствия утраты секрета производства такие меры уже не помогут. Нельзя исключить также утрату секрета производства в результате добросовестных действий третьего лица, после которых он может оставаться в режиме коммерческой тайны у нового обладателя, либо монополизирован им посредством патентования.               
          Патентные права автора новшества обобщены в ст. 1345 ГК РФ двумя фразами, гласящими, что автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат исключительное право и право авторства. Однако это не значит, что автор новшества лишен других прав, присущих авторскому праву. В частности, никто не может запретить автору опубликовать статью о созданном и запатентованном им изобретении и тем самым реализовать свое право на обнародование новшества. Автор имеет право также запрещать использование своего новшества третьим лицам (право на неприкосновенность). Аналогично этому автор новшества имеет право на указание своего имени в качестве автора в приводимых сведениях о патенте. К сожалению, это право носит половинчатый характер, поскольку в ГК РФ ничего не сказано о возможности предоставления автору права указывать свое имя в названии изобретения (право на имя). В принятых же на основе ГК РФ, подзаконных актах содержатся лишь дипломатичные рекомендации о нежелательности указания личных имен изобретателей в названии изобретений .
            Такой подход к праву на имя объясняют иногда тем, что произведения науки, литературы и искусства имеют более творческий характер, чем запатентованные новшества. Однако это объяснение не выдерживает критики, поскольку авторы нередко публикуют содержание своих изобретений в научных и научно-технических журналах. Выходит, после таких публикаций новшества странным образом обретают существенно больший творческий характер по сравнению с практически тем же содержанием существа новшества, которое приведено в патентах. Добавим, что в основе технического творчества всегда лежит мысленное представление новшества, на что способен только человек, обладающий талантом продуктивного творческого воображения. Лишь порождающее творческий результат воображение является основным двигателем создания новшеств . К слову сказать, текст посвященной результатам эксперимента научной статьи завершается выводами по итогам эксперимента, а описание изобретения - формулой нового, неизвестного ранее продуктивного знания, которое зачастую творчески много ценнее выводов, вытекающих из опубликованной статьи.      
            Крайне редко встречающееся в названии изобретения имя изобретателя связано скорее всего с малым сроком действия патента и тем, что практически мало кто интересуется именами изобретателей, стоящих у истоков создания различных новшеств. Кроме того, в отличие от известных под определенным именем литературных произведений, право авторства на изобретения и полезные модели даже в репутационном плане мало что дает авторам. Лишь в очень редких случаях имена изобретателей волею судьбы получают известность. Это в частности: винт Архимеда (изобретен в III веке до н. э.), машина Жаккарда (французский патент от 1804 г.), Дизель (немецкий патент от 23 февраля 1893 г.), двигатель Стирлинга (английский патент № 4081 от 27 сентября 1816 г.), трансформатор Теслы (патент US 593138 от 2 Ноября 1897 г.), тормоз Матросова (53 авторских свидетельства СССР), пулемет Максим (английский патент № 3493 от 16 июля 1883г.), автомат Калашникова (изобретен в 1947 г., не запатентован), аппарат Илизарова ((авторское свидетельство № 98471 от 09.06.1952), кубик Рубика (венгерский патент № 170062 от 30 января 1975 г.) и т.д.
           Среди получивших имя изобретателя перечисленных изобретений ярким показателем бездушного отношения чиновников к создателям новшеств является тормоз Матросова. Заявка на изобретение принципиально новой конструкции тормозной системы для железнодорожных поездов была подана И.К. Матросовым в январе 1925 г. в Народный комиссариат путей сообщения СССР. В течение длительного времени изобретатель добивался рассмотрения, испытания и внедрения новшества, но так и не добившись продал его американской фирме «Френкель» за 250 тысяч долларов. Это вызвало резонанс в руководящих кругах и стало объектом расследования специальной комиссии Рабоче-крестьянской инспекции, которая признала действия И.К. Матросова «неправильными», но основную вину за случившееся возложила на чиновников. Матросову же были созданы все условия для плодотворной работы, в результате чего его новшество было успешно внедрено на отечественных железных дорогах .
           Возвращаясь к вопросу о правах автора, отметим, что в авторском и патентном праве они во многом являются одними и теми же. Отличие же кроме невозможности указания в названии изобретения имени изобретателя состоит в том, что исключительное право на новшество у автора или его работодателя возникает не автоматически, как в авторском праве, а только после признания новшества патентоспособным, его регистрации в государственном реестре и выдачи патента. В случае же судебного оспаривания права авторства во внимание будут приниматься в основном дата подачи заявки на патентование новшества и иные письменные доказательства, например, более ранняя публикация или свидетельство о наличии выставочного приоритета.
         В этой связи отметим, что право авторства на объекты патентного права у ученых-правоведов вызывает наибольшие споры. Одни полагают, что право авторства возникает с момента создания новшества и не обусловливается необходимостью получения на него патента, другие этот момент увязывают с датой признания патентным ведомством созданного новшества охраноспособным, третьи с даты выдачи патента. Если же обратиться к логике, то поскольку действие патента начинается с даты подачи заявки, а не с даты регистрации патента в государственном реестре, то и возникновение права авторства на новшество с официальных позиций логично считать с даты подачи заявки, хотя его возникновение и существование в объективной форме у изобретателя было, несомненно, много раньше.
         Отметим также, что право авторства носит бессрочный характер, неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче права пользования произведением или новшеством по авторскому, лицензионному или договору отчуждения другому лицу. При этом как аксиому, следует принять к сведению что, будучи неотъемлемой частью авторского и патентного права, право авторства неотделимо от личности автора, его мыслительных способностей, знаний и творческого воображения. Именно оно является источником возникновения имеющих временный характер имущественных прав, по истечении которых остается только право авторства. Изложенное означает, что жизнь творческого достижения, как результата творческой деятельности, не заканчивается с уходом из физической жизни создавшего его автора. На самом деле он продолжает свое виртуальное существование в созданных им творениях. Именно в этом состоит нетленность духовного богатства в отличие от подверженных тленности материальных приобретений.
В отличие от авторского права особенностью технических новшеств является то, что они не являются специфическим отпечатком духовного мира создавшего их творца, его чувств, эмоций, настроения, вследствие чего их сущность излагается лишенным эмоциональной окраски сухим техническим языком. Вследствие этого технические новшества по стилю изложения существенно отличаются от принадлежащих авторскому праву литературных творений человеческого духа, которым свойственна индивидуальность, оригинальность, самобытность и узнаваемость творческого почерка автора. В заявках на патентование новшества творческий почерк создавшего его автора практически неузнаваем. Отчасти поэтому автором новшества считается указанное в заявке лицо, если не доказано иное (статья 1347 ГК РФ). Термин «считается» употреблен в ГК РФ не зря, поскольку в отличие от термина «является» допускает присвоение авторства, чему способствует, наличие в патентном праве правило первой подачи заявки.  То есть тот, кто первым подал заявку на патентование новшества, тот и автор.
          На самом же деле техническое достижение может вполне легально принадлежать не автору, чьим творческим трудом создано, а третьему лицу, которое каким-либо образом узнало о сущности технического решения и поспешило запатентовать его раньше истинного автора. Поскольку процедура рассмотрения заявлений по оспариванию авторства на новшество не входит в компетенцию патентного ведомства, то оспорить авторство можно только в суде, при условии представления неоспоримых доказательств недобросовестного присвоения третьим лицом созданного новшества. Важно при этом отметить, что судами рассматриваются споры об установлении патентообладателя только в отношении зарегистрированного изобретения, полезной модели или промышленного образца, или более конкретно после выдачи патента на новшество .
          В соответствии со статьей 147 УК РФ нарушение изобретательских и патентных прав, выражающееся в объявлении себя автором чужого новшества или принуждении к соавторству могут повлечь за собой в зависимости от тяжести содеянного, как минимум штраф в размере месячной зарплаты, и как максимум лишение свободы на срок до пяти лет. В реальности, однако, многие авторы предпочитают помалкивать о нарушении их изобретательских прав, поскольку сами изъявили желание поделиться своим творческим достижением с третьим лицом за получение различного рода возмездной помощи. Вследствие этого судебные разбирательства по поводу нарушения чьих-то авторских прав на созданное техническое новшество в Российской Федерации и странах СНГ встречаются крайне редко.
        Значительно чаще встречается ситуация, когда одно и то же техническое новшество создается независимо друг от друга разными физическими лицами, при этом один из них, либо его работодатель патентует новшество, другой же или его работодатель использует новшество в своем производстве без патентования. Законодательство в этом случае считает автором новшества физическое лицо, указанное в заявке на выдачу патента. Другому же не запатентовавшему  новшество лицу либо его работодателю законодательство предоставляет право преждепользования, в соответствии с которым оно наделяется правом его дальнейшего безвозмездного, но без расширения объема, использования. При этом не исключено, что на самом деле истинным автором может быть физическое лицо, создавшее новшество раньше, указанного в заявке на патентование изобретения или полезной модели лица.
         Следовательно, в отличие от права авторства на объекты авторского права, право авторства на объекты патентного права является более уязвимым, поскольку допускает возможность признания автором новшества не того физического лица, которое первым его создало и использует без подачи патентной заявки, а того лица, которое первым подало заявку на патентование новшества и указано в ней в качестве автора. Предотвратить возможность возникновения такой ситуации можно лишь посредством упреждающей подачи заявки на патентование новшества, либо раскрывающей ее суть блокирующей публикации.
          Однако, следует иметь ввиду, что при использовании блокирующей публикации или выставочного приоритета в отношении потенциально патентоспособных новшеств в случае истечения предусмотренного ГК РФ льготного срока для подачи заявки (статьи ГК РФ 1350, 1351, 1352) удастся сохранить только право авторства и право на защиту авторской репутации. Сохранить же право запрета на использование новшества третьими лицами не удастся, вследствие чего раскрытая в открытой публикации суть новшества может быть безвозмездно использована любым лицом. Это обусловлено тем, что в отличие от объектов авторского права охрана объектам патентного права предоставляется только после экспертизы новшества патентным ведомством на охраноспособность и выдачи на них патента в случае положительного результата.
          В определенных обстоятельствах вышесказанное, однако, может быть неприменимо к промышленным образцам и патентуемым в некоторых странах мира компьютерным программам. В частности, в относительно выигрышном положении по сравнению с изобретениями и полезными моделями находятся технические новшества, которые могут охраняться, как в режиме авторского, так и патентного права. К ним относятся, в частности, промышленные образцы и патентуемые в некоторых странах мира компьютерные программы. Отметим в этой связи, что в период с 1936 года до 1967 года промышленные образцы в бывшем СССР именовались промышленными рисунками и охранялись только в режиме авторского права. В качестве объектов патентного права они стали охраняться лишь с 1967 г. после подписания СССР Парижской конвенции по охране промышленной собственности, однако сохранили при этом возможность признаваться одновременно объектами авторского права .
         Такие могущие охраняться в режиме авторского и патентного права новшества получают автоматическую охрану с момента их создания, в связи с чем не могут безвозмездно использоваться третьими лицами, при условии их легализации одним из известных способов (публикация, авторский договор, лицензионное соглашение, официальный демонстрационный показ и т.п.). Однако следует иметь ввиду, что промышленные образцы в качестве произведений искусства и компьютерные программы в качестве литературных произведений будут охраняться в беспатентном режиме, если действительно будут отвечать, предъявляемым к ним требованиям, в частности представлять собой оригинальный результат творческой деятельности.
         Каждая из категорий прав на произведение и на новшество включает в себя имущественное и личное неимущественное право. Под имущественным правом понимается исключительное право автора произведения или новшества в течение установленного законодательством срока распоряжаться созданным творческим достижением по своему усмотрению, в частности разрешать или запрещать его использование третьим лицам. Исключительное право на творческое достижение принадлежит автору, если оно создано вне рамок выполнения служебных обязанностей. Если же автор передал по договору полностью или частично свое творческое достижение для использования другому лицу, либо исключительное право на него принадлежит работодателю (если создано в рамках выполнения служебных обязанностей), то автор имеет право на вознаграждение.
        Важно отметить, что, передавая другому лицу право использования произведения или новшества, автор созданного вне рамок служебных обязанностей творческого достижения, либо получивший на него имущественное право работодатель сохраняют за собой исключительное право на творческое достижение, как бы не назывался авторский или лицензионный договор. Название «исключительный» означает лишь то, что правообладатель передает право использования произведения исключительно только одному лицензиату, тогда как неисключительные договора могут быть заключены в обусловленном объеме с различными лицензиатами. Другими словами, по авторскому или лицензионному договору передается не право собственности на произведение или новшество, а право его использования одним или несколькими лицензиатами. Исключение составляет лишь договор об отчуждении, в соответствии с которым владельцем исключительного права становится лицо в чью пользу отчуждено имущественное право на творческое достижение.
        Поскольку выданные на новшество патенты имеют нематериальный (неимущественный) характер заключенную в них техническую идею в отличие от физических вещей невозможно уничтожить или запретить материализацию третьими лицами. Обнародованное описание устройства, способа, вещества становится известным обществу, отдельные члены которого, невзирая на установленный законодательством порядок предоставления права использования патента, могут не устоять перед соблазном его контрафактной коммерциализации. Отсюда вытекает, что обладатель патента владеет им в определенной мере условно, тогда как владение физической вещью носит абсолютный характер.   

Использованная литература:

1. Черничкина Г.Н. Право автора изобретения, полезной модели, промышленного образца на имя // Современное право. № 11, 2013. – С. 67-75

2. Киселёва С.Л. Воображение как универсальная способность человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2015. – Вып. 4 (39). – С. 108-117

3. Мемория. Иван Матросов // Электронный ресурс // https://polit.ru/news/2014/06/28/matrosov/

4. Химичев В.А. Доказательства и доказывание в делах о праве авторства и о принадлежности исключительного права на объекты патентных прав на примере служебных изобретений // Журнал Суда по интеллектуальным правам. – № 14, 2016. – С. 47-53

5. Сотавова У.К. Сравнительный анализ авторского и патентного права в советский период и в настоящее время // Вестник международного юридического института – № 2 (61), 2017. – С. 175-186


Рецензии