Офицерская честь

ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ

Я много лет пишу песни и выступаю с концертами на различных площадках - от церковных трапезных и сельских библиотек до больших залов с элитной публикой. Мои песни известны в России и за рубежом, некоторые из них разучивают и исполняют под гитару самодеятельные авторы. Но таков по-видимому закон жанра, что даже добившись известности, сам исполнитель собственных песен сохраняет в душе привязанность к каким-то чужим произведениям, ставшими классикой для всех или для него в частности. Таковыми для меня являются песни Александра Вертинского, Булата Окуддавы, Владимира Высоцкого. Из современных духовных авторов непревзойденным мастером мне видится иеромонах Роман Матюшин, я также очень люблю творчество матушки Людмилы Кононовой. Из представителей современной эстрадной авторской песни я выделяю Сергея Трофимова. Искренний тон его песен, невзирая даже на небезупречность некоторых суждений его лирического героя, подкупает и заставляет внимательно прислушаться. Такова и известная песня «Трофима» «Вне закона». Проникновенный тембр голоса буквально втягивает слушателя в содержание песни: «На паркетных фронтах генералов не счесть, но в связи с театральным сезоном в новой драме страны офицерская честь - вне закона, вне закона…” И далее, как говорится, по тексту…
Помнится, что в моей юности вопрос об офицерской чести неожиданным образом возник в советской школе. На каком-то собрании директор школы, преподаватель физики, сказал нам, комсомольцам: «Ну, не все определяется моральным кодексом строителя коммунизма. Любой царский, или даже белый офицер, в вопросах чести был гораздо щепетильней иного советского…» Не ручаюсь за дословность, но смысл фразы был именно таким, и , вероятно, многие тогда задумались, я - во всяком случае. Сыграли роль, конечно, и русская поэзия - Давыдов, Лермонтов, декабристы…
В студенчестве я активно разучивал и исполнял так называемые «белогвардейские» песни, хотя практически все они были написаны советскими авторами.
Но вот началась перестройка. 90-е годы многие называют эпохой развала страны и армии. И не только развала, но и перерождения кадрового состава вооруженных сил СССР в иную социальную породу. Кто-то, уволившись из армии, ушел в бизнес, кто-то пополнил ряды охранных структур, некоторые попали в криминальные структуры, а иные стали «джентльменами удачи», влившись в ряды наемников , столь востребованных на территории бывшего СССР в постсоветское время.
Пройдя через свой опыт «перерождения» из советского инженера в православного барда и вступив в 2015 году в Союз писателей России, я обнаружил в Союзе писателей большое число бывших кадровых военных, занимающих по-видимому в силу профессиональных и личностных качеств командные должности. Надо сказать, что в сознании среднего обывателя, к каковым я отношу и себя, образ «человека с ружьем» в целом отвечает вполне сформированному советским кинематографом представлению - это мужественный и храбрый защитник, его не надо бояться. Анекдоты вроде  разговора двух военных: «Я узнал, что и среди гражданских есть умные люди…» - «Да? А почему они тогда строям не ходят?» - остались в перестроечной юности.
Тем не менее стремление заменить волевым началом законные права писателей на обусловленную обстоятельствами данность, к большому сожалению очень часто берет верх в среде руководства Петербургского отделения СП, и в этом смысле формирование некоей военизированной опричнины видится делом малоперспективным, как для межличностных отношений, так и для творческого процесса в Союзе.
Сложная военная обстановка требует твердого руководства и строгого контроля. К сожалению, опыт войн в постсоветский период говорит о том, что подобная обстановка создает, казалось бы, вопреки здравому смыслу наиболее благоприятную почву для коррупции и злоупотреблений , и писательская организация - это далеко не островок безопасности.’
Ни для кого в Петербургском отделении СПР не секрет, что именно стремление контролировать финансовые потоки Комитета по печати, которые в большинстве случаев направляются не по их прямому назначению (издание книг членов Союза) привело к неблаговидному конфликту между руководством Петербургского отделения СПР и редакцией журнала «Невский альманах». Данный конфликт, часто попирающий этические нормы, разрушает целостность творческой среды в Союзе писателей, вербует с обеих сторон новых участников и, в целом, несколько напоминает актуальный политический конфликт двух братских народов, на фоне которого он и развивается.
Обе стороны поддерживаются правительственными и правоохранительными структурами, и, по-видимому, обе считают себя правыми.
Говорят, что в любом конфликте виноват более умный. Я не стал бы выносить в заголовок священное для многих россиян понятие офицерской чести, если сам не столкнулся бы в  Союзе писателей с моментами грубого хамства и откровенного шельмования при оформлении документов на издание книг.
«Игуменский окрик» работает тогда, когда зиждется на заповеди Христовой. В противном случае следует дать место гражданскому и уголовному законодательству, коль офицерская честь в нашем Союзе, где значительную часть составляют кадровые офицеры, «вне закона».

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

14.01.2023


Рецензии