C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

052 Притягательный лингам пещеры Амарнатх Индия

Раздел 3. Мистика подземного мира

Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?


052 Притягательный лингам пещеры Амарнатх (Индия)

Пещера Амарнатх — одна из наиболее известных индуистских святынь, расположенная в автономном штате Джамму и Кашмир на севере Индии. Пещера находится в Гималайских горах в ледниковой долине на высоте около 4 км, в 141 км от летней столицы штата — Шринагара и в 315 км от зимней столицы — Джамму. Амарнатх — место ежегодного паломничества индуистов, поклоняющихся богу Шиве.

Пещера Амарнатх большую часть года находится под снегом и для посещений открыта лишь в июле-августе (сезон дождей), «в период с полнолуния месяца Ашад до полнолуния месяца Шравана». Паломники едут на мулах, пони, лошадях, осликах, идут пешком, некоторых несут на носилках кашмирские носильщики-мусульмане. В Амарнатх ведут две дороги: одна из Пахальгама (45 км), другая из Балтала (14 км). Путь по высотным горным перевалам «по-над пропастью», изобилующий крутыми подъемами и спусками, ледниками, глубокими ущельями, бурными горными реками и водопадами при температуре ниже нуля, непрост, даже опасен. Старики и больные люди, не выдержав холода, физических нагрузок, низкого давления и разреженного воздуха, нередко умирают в пути. В 1996 г., например, из-за внезапного похолодания и снега погибли свыше 200 паломников.

Усложняет паломничество и длящийся с 1947 г. территориальный конфликт между Индией, Пакистаном и Китаем, и экстремисткие вылазки мусульман-сепаратистов. Тем не менее по этому маршруту, охраняемому множеством военных и военизированных полицейских, к пещере ежегодно отправляются сотни тысяч индуистских паломников. В связи с большим числом смертных случаев организаторы паломничества установили в 2013 г. квоту паломников — 7500 человек в день и их возраст — от 13 до 75 лет. При этом индийцы обязаны представить справку о состоянии здоровья.

Пещеру открыл бедный мусульманский пастух Бхута Малик. Однажды Малик встретил аскета-садху в бледно-желтом одеянии, который подарил ему полный мешок угля. Подходя к своему дому, Бхута почуствовал, как ноша вдруг резко потяжелела. Пастух открыл мешок, а тот оказался доверху наполненным золотыми монетами! Бросился Малик назад, чтобы поблагодарить благодетеля, но того и след простыл. А в том месте, где они встретились, оказалась пещера, которую позднее и назвали Амарнатх. Весть о чуде быстро разлетелась по округе, а затем и по всей Индии, привлекая всё новых и новых приверженцев бога Шивы.

Есть, правда, и другое, совсем древнее предание о том, что ледяная долина Кашмира некогда образовалась на месте огромного озера, которое осушил божественный мудрец, сотворец мира Кашьяпа риши. Другой божественный мудрец Бхригу муни первый побывал в пещере Амарнатх и поведал о ней богам. От богов об этом «святом месте вечного счастья» узнали и люди.

Что же влечет паломников к этому священному пещерному храму?

Амарнатх имеет впечатляющие размеры: высоту 45 м, ширину 27 м. Одновременно здесь могут поместиться более сотни человек. 

Внутри пещеры находится двухметровая ледяная глыба — сваямбху мурти, лингам (упрощенно: фаллос), являющийся олицетворением верховного бога Шивы в нерукотворном образе Амарнатха (с санскрита «Владыка бессмертия»; с современного хинди — «Царь богов»). Ледяной Шивалингам является главным объектом поклонения шивиистов. Сталагмит, образованный замерзшими каплями воды, упавшими со сводов пещеры, меняет свой размер в зависимости от времени года и фаз луны. Он максимален летом, увеличивается с ростом луны, и уменьшается — с ее убыванием.

Лингам в древнеиндийской мифологии — символ божественной производящей силы, бесконечный вселенский огненный столб, из которого вышел (которым, собственно, был) и явил себя верховному богу творения Брахме и верховному охранителю мироздания Вишну третий верховный бог Шива. Брахма и Вишну спорили тысячи лет, кто из них важнее, и Шива поставил в этом споре точку. С той доисторической поры именно лингам считается причиной существования материальной Вселенной, а Брахма, Вишну и Шива составляют верховную божественную триаду — тримурти. Как известно, треугольник — самая жесткая и самая устойчивая фигура, даже в Небесах.

Лингам — культовый предмет в индуизме, является средством соединения верующего с господом Шивой. «Этот архетип бога, как и другие его проявления, не имеет начала и конца, формы и описания, но поклоняясь ему, мы можем стать частью его сущности» (Татьяна Петренко). Но было бы ошибкой сводить почитатние лингама только как символа слияния мужского и женского начал; это еще символ тримурти и тройственной структуры земного мира — трилоки (небес, земли и подземного царства).

В пещере есть еще три ледовых образования, которые считают статуями божеств: супруги Шивы — Парвати, сына Шивы и Парвати — бога мудрости и благополучия Ганеша, и Бхайравы, представляющего собой разрушительный и ужасающий аспект самого Шивы.

Лингам ограждён железной решёткой. К нему нельзя подойти ближе, чем на 10 м. За решеткой находится брамин, читающий мантры. Паломники передают ему свои ритуальные предметы, тот проносит их вблизи лингама, заряжая мощью и божественной силой, и возвращает хозяевам. Пилигримы же лицезреют Шивалингам, обретая тем самым бессмертие.

Статуи Ганеши, Парвати и Бхайравы также обладают целительными свойствами, несколько меньшими, и паломники могут прикасаться к их поверхности своей одеждой, платками, шарфами и т.п. На выходе из пещеры из желоба-водостока можно набрать «святую воду», а возле пещеры омыться в ледниковом ручье. На всякий случай свои сокровенные желания путнки нашептывают еще и на ухо каменному бычку Нанди, на котором ездил Шива, стоящему у основания бетонной лестницы.

Культ Шивы — один из самых распространенных в Индии. По воззрениям индуистов, Шива, погруженный в медитацию и отрешенный от мира, обитает на священной горе Кайлас в Гималаях. До середины XX в. индуистские паломники совершали «ятру» — паломничество и обход горы Кайлас, но после аннексии Тибета Китаем многие паломники сменила место поклонения на пещеру Амарнатх.

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую цивилизацию, индоарийскую культуру, ассоциируемую с Ведами, сборником самых древних священных писаний «вечной религии» индуизма (санатана-дхармы) на санскрите, относящихся к I-II тысячелетиям до н.э. (иногда начало относят к VII тысячелетию до н.э.).

Согласно индуистской мифологии, и в частности, Ведам и послеведийским Пуранам, именно в этом месте Шива и Парвати (другие имена: Дэви, Шакти) сочетались браком, и именно здесь верховный бог объяснил тайну жизни и бессмертия своей супруге. Индуистские сказания весьма пространны и сложны. Урощенно суть легенды о браке Шивы и Парвати такова.

Первой супругой Шивы была Сати, дочь бога Дакши, одного из сыновей Брахмы. Как-то Дакши организовал яджну — огненное жертвоприношение. Из-за разногласий с Шивой он не пригласил на священнодействие своего зятя с дочерью. От оскорбления и горя Сати всё же явилась на яджну и бросилась в огонь, пожертвовав собой. Потеряв любимую жену, Шива принял строгую аскезу и удалился в Гималаи. Сати же спустя какое-то время возродилась как Парвати в семье бога Гималаев. Парвати пришла к Шиве, но тот, не желая выйти из транса, отверг ее. Тогда шакти попросила бога любви и страсти Камадеву помочь ей. Парвати стала танцевать перед Шивой, а Камадева пустил в бога стрелу (по другой версии, не успел пустить), чем нарушил божественную аскезу. Шива, открыв третий глаз, испепелил Камадеву, правда, потом смилостивился и вернул бога любви к жизни. Парвати же, поняв, что может соединиться с Шивой только тогда, когда сама погрузится в строгую аскезу, приняла на себя этот подвиг. Шива оценил самопожертвование Парвати и женился на ней. Этот день союза Шивы и Парвати празднуется как Махашиваратри каждый год.

Все эти события сопровождались непрестанным диалогом Шивы и Парвати, высший смысл которого, как трактуют специалисты, сводился к тому, чтобы донести до людей главные правила жизни. С пещерой же связаны главные откровения Шивы, которые он хотел дать по настойчивой просьбе Парвати только ей одной. Супруга жаждала узнать тайну бессмертия и сотворения Вселенной, суть самой жизни.

Верховный бог объездил на своем быке Нанди множесто мест, пока не нашел эту святую пещеру, где не было живых существ, могущих подслушать его. Шива усадил на шкуру оленя Парвати, уселся сам и, решив подстраховаться, создал огонь вечности — Калагни, который выжег всю местность вокруг пещеры. После этого он начал свой сказ. Шива допустил одну оплошнось — не посмотрел, нет ли какой живности под шкурой. Как раз под ней и лежало одно голубиное яйцо, из которого, разогретого жаром самого Шивы, родилась пара голубей, ставших бессмертными. Эти голуби, как и Парвати, узнали тайну вечной жизни и вобрали ее в себя. С тех пор существует примета: если человек увидит в этой пещере пару голубей, он обретёт счастье. Паломники ходят и ходят к пещере, чтобы соприкоснуться в ней с непостижимой Вечностью. Многие из них впадают в состояние эйфории, поют религиозные гимны  в святилище и вокруг пещеры. Похоже, в этой радости и проявляется суть самой жизни — счастье жить в Боге и с Богом внутри себя.

P.S. Сталкиваясь с феноменом паломничества, невольно задаешься вопросом: «Чем вызвано оно? Что толкает людей преодолевать внешние препятствия и собственную немощность? Неужели в другом месте, даже святом, даже высоко в горах, ты станешь ближе к Богу?» Ведь тот же Шива сказал «тем, кто ищет Бога вовне, а не внутри»: «Здесь одно место паломничества, там другое. Люди статичной природы бродят от места к месту. Но как они могут достичь освобождения, не стремясь к истинному месту паломничества, находящемуся внутри них?»

А давайте заглянем в блог российских паломников, тех, кто уже побывал в пещере Амарнатх — что пишут они? Вот типичная запись накануне очередной поездки в Гималаи. «В этом году нашей паре исполнилось 16 лет. 16 лет вместе. Мы хотим посвятить это паломничество Любви. 8 лет назад наша пара стояла перед непростым выбором: спасать отношения или завершать их. Мы нашли выход — это был выход в горы. Гималаи. Непал и Индия. Это нас снова объединило. Дало силы жить, любить и творить вместе». 

Может, в этом разгадка, может, это и выход…

Фото из Интернета
https://ru.pinterest.com/pin/625437466977766288/
Пещера Амарнатх.


Рецензии
Виорэль, спасибо. Сегодня прочитала две публикации, одна лучше другой. Вера даёт силы на преодоление опасного пути для поклонения Святыне. Какой трудный и опасный путь к пещере за счастьем… 7500 человек в день! Скорее всего мои рассуждения смешны, но чтобы поклониться Богу далеко ходить не надо - Он внутри нас. Другое дело прикоснуться к истории, к древности, к искусству, к чудесам природы и рук человеческих и влечёт многое другое - это трепетно и увлекательно. Спасибо, Виорэль. Дай Бог Вам здоровья и вдохновения. С теплом и признательностью,

Людмила Алексеева 3   15.01.2023 14:04     Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила!
Вовсе не смешны Ваши рассуждения. Так и есть: Бог внутри нас. А вне нас - это скорее история и культура. Что касается паломничества, оно не только дает возможность увидеть или прикоснуться к святыням, а еще и настраивает паломника на молитвенный лад. Так, наверное.
Спасибо большое!
С теплом,

Виорэль Ломов   15.01.2023 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.