путь паломника-4. радость праздника

Тренинг личностного роста, на который я собрался через 7 лет повторно, освежить впечатления, не состоялся. И в моем распоряжении оказалось три свободных дня. Своеобразный подарок на Рождество. Время для нового путешествия.

Топ десять паломнических мест России подсказывает направление очередного  маршрута. Толга- Сергиев Посад - Боголюбово. По трём монастырям. Ярославская-Московская-Владимирская области. Чтобы получить новые впечатления достаточно добавить несколько новых штрихов. Например, стартовать днём, когда в прогнозе морозы - 24-28 градусов. В время полнолуния.

Сегодня по плану парное катание. Не фигурное, не на коньках , слава богу, асфальт подмерз, но сцепление колёс с дорогой чёткое. Компанию мне составляет ценительница индийской культуры с итальянским темпераментом, знакомая моим читателям по предыдущим историям. Коллега, медицинский работник,  активная участница йоговско-барабанно- сплавной движухи, уважающая традиционные христианские ценности. Надёжный штурман в дальних поездках.

Моей спутнице не очень нравится когда я   шучу и иронизирую про неё , однако я не могу удержаться:

- В ночь перед Рождеством каждый путешествует со своей нечистой силой!
Николай Васильевич бы оценил, - намекаю на автора "Вечеров на хуторе близ Диканьки".

Ценительница культуры на то и ценительница, парирует в тему:

-Так или иначе, каждый путешествует вместе со своей Тенью!

Обмен любезностями неотемлимый компонент каждого совместного эксптриенса. Как соль и перец.

Участок трассы М7 - притча во языцах- Семьяны-Воротынец-Лысково при дневном освещении  вызывает широчайший спектр эмоций. Тут можно снимать видос, как  джип Сузуки-самурай делает "харакири на все четыре балона."  Тут шины и колеса будут продаваться, как горячие пирожки, а мастера шиномонтажа и ремонтники дорожного полотна озолотятся, как арабские шейхи. Я тут трижды ночью ездил. Яма на яме. И на легковуху, и на грузовичек, и на фуру. На любой вкус.
Уважуха всем, кто ежедневно выбирает двигаться по этому участку.

По мере продвижения по маршруту подкрадываются сумерки. В деревеньках дым из печных труб - вертикально. Значит, не врёт прогноз, не врёт.

Опасные участки местами подсвеченны. Некоторые лампы мигают, возможно из-за неплотного контакта. Словно предупреждают, будь внимательней!

За бортом - 27, поэтому отопитель работает на "четверочке", на максимуме.
В принципе в салоне комфортно и ворчание "сверчка" - звук вращения вентилятора печки - за панелью почти не слышно. Время от времени делаю остановки, чтобы размяться. Отгоняю сон, растираю лицо и руки снегом который пушистым одеялом лёг поверх облеленевших сугробов накануне.

Приближаемся к цели. Штурман загружает сайт монастыря и вдруг осознает, судя по фотографиям, что она уже бывала в Толге, в 2014 году, в 700-летний юбилей обители. Но, пока не доедем, точно утверждать не берётся. Интрига, однако.

А тем временем вентилятор печки устает  справляться со своими обязанностями - на "четвёрке" крутит, как на "единичке". Едва-едва. Сколько не щелкай регулятором. И вместе с тем, мы благополучно добираемся до места, находим парковку, предварительно сделав "бублик" около монастыря в потемках,  заселяемся в паломническую гостиницу. Потому что созвонились по дороге. По тысяче рублей с человека. Плюс два приёма пищи входят в эту сумму. Воистину, по-божески. Для сравнения гостиничный номер на двоих в центре Казани, в рождественскую ночь стоит около  восьми тысяч.

Спутница узнает место. То самое. У неё летнее впечатление дополняется зимним. Неосознанное посещение дополняется осознанным. Словом, инь-янь, в полный рост. В полнолуние, на Рождество.

Мы успеваем в аккурат к началу ночной службы. Нам показывают дорогу к храму по территории монастыря. Такое только по телевизору видел. Самое удивительное для меня -  люди. Черты лица иные. чем в Чувашии. То же самое в Оптиной. Это градиент, контраст. Очень интересное переживание.

Службы в разных храмах проходят по одному регламенту. Я не знаю в точности текст молитв, молюсь как умею  В меру способностей.

Потом все идут кушать, разговляться после рождественского поста. Мы не соблюдали аскезу , но идём кушать со всеми.
Потом спать с дороги, поэтому приём пищи чисто символический. Да и нет аппетита особо, на эмоциях.

Утром иду прогревать автомобиль. К чести компаний Ниссан-Рено, их техника заводится в наши морозы. Заводится и едет, в отличии от некоторых других марок. Мы видели, как грузят тачки на эвакуаторы на пути следования. Но...

Вентилятор обогревателя. Да уж. Печка не работает. Реальность поворачивается другим краем. Однако радость праздника продолжает быть.

Мы справимся...

Утро время созерцания красоты. В столбе пара над хозяйственными постройками монастыря преломляется солнечный свет, играет всеми красками. Зимняя радуга. Не чудо ли?

Ворота в кедровую аллею с киотом - мозаичным панно Толгской Божьей Матери - открыты. Так бывает только по праздникам. В этом месте произошло одно из четырёх явлений её образа. Поэтому многолюдно.

Информационный стенд сообщает, что на территории монастыря с 1936 по 1987 годы располагалась "малолетка" - колония для несовершеннолетних осуждённых. Более чем полвека. И  становится понятно, что в комнате под колокольней, где ныне расположен рождественский вертеп - инсталяция изображающая  пещеру, место  рождения  Христа - располагался штрафной изолятор. Специфическая дверь и отсутствие окон - прямое указание на функцию помещения.
Реальность поворачивается другим краем. Однако, радость праздника продолжает быть.

Неисправная печка лишь слегка меняет планы. Мы в любом случае едем через Лавру в Боголюбово. Двести четыре плюс двести десять, плюс четыреста пятьдесят. Чуть дольше по километражу,, чем если сразу развернуться домой, но точнее по сути. Бог троицу любит.

Иногда я спрашиваю сам себя :
"Кто создаёт испытания  в моей жизни?"
Возможно причина в двух рюкзаках с вышивкой "Экстрим", которые лежат в салоне. В чёрном   "сороковнике" - с ним я ходил в Тибете - упакованы веники и банные принадлежности.  В его  кофейном, индийском собрате-близнице предусмотрительно взятые  с двойным запасом тёплые вещи. Поэтому мы, в принципе, готовы к усложненному варианту перемещения во времени и пространстве.

Окна открыты по-летнему, чтобы пар от дыхания не покрывал изморозью лобовое стекло. Стартуем. Очень быстро выясняется, что открытых окон недостаточно. Безрезультатным оказывается обращение к ДПС и в магазины автозапчастей. Праздник нынче у людей и выходной, а  завтра воскресение . Доезжаем до ближайшей заправки, отогреваемся. Ищем решение.

Разглядываю полки с товаром для автолюбителей. Вот оно! Эврика! Размораживатель для стёкол и зеркал, плюс маленький скребок - размером с ложку для обуви. Лишь один маленький нюанс. Наносить разморажиаатель мы будем на лобовуху изнутри. Химический состав даст  плёнку и отскрябывать изморозь станет  существенно легче. Прямо на ходу, по необходимости.

Выдвигаемся. Выстроенная схема действий оказывается рабочей. И я разгоняю аппарат до ста двадцати, до ста тридцати  километров в час, где разрешено, от одной камеры видеонаблюдения до следующей   камеры , чтобы преодолеть максимум до очередной  заправки. Где можно десять-пятнадцать минут погреться, подзарядить  смартфон, потому что ему тоже приходится фурычить при - 28 по Цельсию. На холоде аккомуляторы  разряжаются быстрее.

Окна открыты наполовину, так чтобы были видны зеркала заднего вида. Не хватает только развевающихся волос спутницы, чтобы, как в голливудских фильмах. Свитера натянуты до ноздрей, двойные перчатосы по-байкальски, тройные носки. В капюшонах понятное дело. Только глаза видны, только пар от дыхания. Катим...

В Лавре отогреваемся. Заходим на поклон к Сергию Радонежскому. В трапезной уминаем по тарелочке горячего супца. Порцайку вареничков с рыбой делим пополам, успели зацепить на раздаче  крайнюю на сегодня. Жизнь налаживается. Из монастырский лавки дозваниваемся до Боголюбовского монастыря. Хорошие новости. Возможность ночлега есть. Эта мысль помогает преодолеть, практически на одном дыхании, ещё пару сотен вёрст уже по ночным дорогам.

Нас размещают по разным кельям. Сестры отдельно, братья отдельно. По монастырским понятиям. Готовим ужин. Вода в продуктах превратилась в лёд. Поэтому перед приёмом пищи  раскладываем по батарее отопления почти каменные мандарины и пирожки. Горячий чаёк в тему.

Успеваем подискутировать о взаимоотношениях. Насчёт общих и частных моментов. Дабы накопленное в пути  напряжение  нашло выход.  По результатам дискуссии размещение в разных кельях оказывается весьма кстати.

Сон в теплом помещении  воспринимается, как награда за преодоленные трудности.  Вот такое маленькое паломнические счастье.

Утренняя служба в Боголюбово дополняет до целого вечернюю службу в Толге. Они, как две руки, делают общее дело, настраивают дух, душу в резонас божественного. Сестринкие голоса, хоры монахинь обоих монастырей, чудесным образом превращают печали в благость, в благодать, в благословение. И словно дирижирует всем этим волшебством сам Радонежский. Каждая клеточка откликается...

В  Боголюбово, в монастыре 12 века, молились почти все. русские цари от Ивана Грозного до Николая второго. Так написано о истории обители на именном сайте. Это ещё одно место где являлся образ Богородицы. Причём, проезжая ночью через Владимир, я неоднократно соприкасался с этими энергиями, потому что монастырь расположен прямо у дороги. Сюда можно приехать даже на пару дней трудничества, лучше в четверг и пятницу. В отличии от других локаций, где срок послушание  минимум - неделя. Так что сразу несколько открытий, по большому счету, благодаря выключенному на время отопителю салона. Ом намо Шивая! Господи, помилуй!

Обработав стекла и зеркала размораживателем по-тихонечку выруливаем на М7. Четыреста пятьдесят километров до дома это шесть остановок на автозаправках. Это работа плечевого пояса по расчистке лобовухи прямо на ходу. Это разгон до 155 вёрст в час на прямых участках, когда чувствуешь себя эскимосским каюром, погонщикои оленьей упряжки, героем рассказов Джека Лондона "Жажда к жизни" и "Время не ждёт". Когда на практике понимаешь, что все мы с детства выбираем персонажей, к чьей судьбе нам хотелось бы прикоснуться. Например вот так. От русской к английской классике, где опять же действия происходят на русской когда-то Аляске...

Если бы  меня попросили сделать рекламу для автомобилей "Ниссан" какую бы я выбрал идею, концепцию?
Ответ на поверхности. Ниссан - самый паломнический автомобиль! Потому что в названии марки зашифрованны пара смыслов на то указывающих. Прислушайтесь, присмотритесь. Н-исс-ан. ИСС - изменённые состояния сознания(ананда или благодать) и одновременно - индивидуальная страховочная система (альпинистская обвязка) на этом пути. Как вам такое?

Сотня оленей под капотом "Ниссана" пожирает бензин и мотает километры на счётчик спидометра. Благодаря выключенному по техническим причинам  отпителю расход почти летний. Это радует.

Перед завершающим  часовым  перегоном до Чебоксар, мы дозваниваемся до общественной бани и оказывается, что ближайший сеанс в номере с бассейном свободен. Мы впервые,  с удовольствием угощаемся  хот-догом из меню автозаправки - в парилочку  натощак не желательно. И прямо с маршрута, минута в минуту, успеваем  в баню. Потому что в чёрном рюкзаке "Экстрим", за спинкой сидения водителя, все нужное  в наличии имеется.

В тепле организм отмякает. Ещё минут пятнадцать на вспотевшей коже лица ощущаются контуры "горнолыжных очков", на голенях контуры "сапог до колена", а на руках будто "перчатосы" до запястий. Холод мало-помалу отпускает свою цепкую хватку.

Вода, проходящая через горячие камни, с шипением превращается в пар. Пшшш! Штурман, которая не очень любит горячую баню, кайфует. Она всю дорогу мечтала об этом вслух. После выхлопывания парой  дубовых веничков, в течении нескольких мгновений она собирается с духом, прежде чем окунуться в холодную воду купели,. Оно понятно после семи часов на морозе - 29 градусов.
Преодолевает внутренний барьер, решается и трижды макается с головой, погружаюсь так, чтобы вода сомкнулась над теменем. Согласно традиции.
С любовью, с благодарностью, с благословением!

Реальность вновь  поворачивается другим краем. И радость праздника продолжает быть...


Рецензии