Круги и стрелки

Чтобы ни мне, ни читающим не запутаться, предупреждаю, что я, перейду от частного случая к общему.  Методом индукции,

1. Галина Николаевна.

Среди всех моих школьных учителей учительница химии Галина Николаевна выделялась отсутствием того, что я бы назвал хрестоматийным школьным подходом к учебному процессу, которому учат в педагогических институтах. Учитель, начиная урок, оглядывает класс, и по глазам и позам учеников определяет, кто готов отвечать, а кто нет. Потом сверяется с журналом.  Например, Иванов, судя по журналу, давно не был у доски. Но ведь видно, что этот лодырь опять к уроку не готов.  Вот учитель, и прикидывает, как бы сделать так, чтобы были и волки сыты и овцы целы. А Галине Николаевне было на все это чихать. Ей хватало взгляда, чтобы определить ху из ху. И именно не выучивших она вызывала к доске. И терзала их с таким наслаждением, с таким антипедагогическим издевательством выставляла перед классом последними кретинами, что, если какой урок можно было позволить себе не приготовить, но только не химию. Химию в нашем классе знали и отличники, и лодыри.

 Почему в Галине Николаевне не было той готовности к компромиссам, которая замечалась у других учителей, и негласно поощрялась? Может быть потому, что в институте она не изучала тонкостей педагогики. Согласно слухам, она была по профессии не учителем, а химиком. Химиком и работала некоторое время. Но серьезно траванулась.  И ей даже делали операцию. И пришлось ей, еще молодой, переквалифицироваться в школьную химичку.  Так безопаснее. А от прежней карьеры остались беспощадность к незнающим химию, редкие крашенные в яркий рыжий цвет волосы, возможно, скрывающие преждевременную седину, шрам на шее и серия часто сменяемых газовых шейных платков или шарфиков, которыми она шрам прикрывала. Кроме слухов об инциденте с отравлением, никто из нас, учеников, ничего о жизни Галины Николаевны не знал. Дистанцию она держала строго. Подобна библейскому богу, непознаваемому, всевидящему, всезнающему и карающему за нарушения его завета. 

И вдруг утром в классе девчонки, захлебываясь от восторга, поведали, что им вчера, посчастливилось пить кофе у самой Галины Николаевны. Как им подфартило, они не объясняли. Возможно, преамбулу я пропустил. Но сам факт! Кофе у богини! Девочки ожидали, что их восторги будут поняты. В классе иззавидуются. И они удивились, обнаружив, что не все в классе разделяли их телячьи восторги.

Нужно сказать, что девочки, осчастливленные кофейными посиделками, от этого ничего не выгадывали.  Они и без того были прилежными ученицами. Химию штудировали и знали, как отче наш. Вряд ли они ждали, что после домашнего общения с Галиной Николаевной на них просыплется дождь пятерок. Они просто были в эйфории от самого факта возможности войти в святой алтарь. И действительно, тот вечер никак не повлиял ни на оценки девочек, ни на отношение к ним Галины Николаевны. А ведь, сейчас, когда я прожил жизнь, подозреваю, ей не скажешь, чтобы привлекательной, и, наверное, обойденной мужским вниманием, не имеющей детей, и вместе с тем, еще далеко не старой, не хватало простого человеческого общения. Пусть самого обычного, незамысловатого. Даже беседы за чашкой чая с ученицами. Возможно, было ей тоскливо и одиноко. Но она жила по твердым правилам: никаких любимчиков. Знала ли Галина Николаевна, что она для многих учениц является кумиром?  Если и догадывалась, то она ровным счетом ничего не делала, чтобы подогревать такие настроения.

2.   О желающих прикоснуться к святому.

Этот пример я привел, чтобы отсюда перенестись в огромный клокочущий океан почитателей кумиров. Этот мир широк, но не столь разнообразен и ярок, как непосредственно кумиры. Кумиры могут отличаться друг от друга.  Могут блистать в различных сферах.  Они и выбились в кумиры за счет своей оригинальности. И они могут изощряться в разнообразности подачи себя толпе. А вот их фанаты в своем фанатизме куда бледнее. Они обычно выделяются только одним: фанатичным почитанием кумира.  Фанатичное почитание может иметь индивидуальные оттенки. Но все-таки в нем нет собственной оригинальности. Почитание и все. Например, один болельщик люби «Барселону» а другой «Рому». Они могут друг с другом враждовать по этому поводу.   но они остаются болельщиками. Фанатичное почитание кумиров крадет их индивидуальность и яркость.  Есть понятие таланты и поклонники.  Но кумиры и их фанаты – это жестче. Это ближе к религии.
 
Вы возразите: фанаты составляют малую, вряд ли заметную часть человечества. Как сказать. Даже если учесть, что не столь заметное число фанатов компенсируется их гиперактивностью.  И все равно само понятие фанатичной преданности, не только в футболе, настораживает. Фанатичная преданность может в какой-то развернуться как павлиний хвост.  Если бы только, она может вытянуться как когти тигра. В мире много   так сказать, латентных фанатов. Они до поры незаметны. Когти их втянуты.


Это активные, типа футбольных фанатов, беснуются, дерутся между собой еще до начала матча. Готовы, так сказать, бежать впереди паровоза. А нормальную часть населения   от футбольных страстей в пот не кидает. Большинство спокойно. Ну, можно поболеть за наших.  Но в основном, мало кто бежит впереди паровоза.  Едет себе разночинный народ в разных вагонах: мягких, плацкартных и общих, и не порывается выскочить из вагонов, и бежать впереди. Если жизнь есть движение, то жизнь общества - езда в поезде. Куда едем?  Вспомним «Недоросля». Зачем нам география, когда есть кучер.  Вот и едут люди. Куда паровоз, туда и они. Хоть при различном комфорте, но большинство езда, в принципе, устраивает. И они даже могут не задумываться о направлении. Но когда вдруг некоторые мешают движению, поднимают волну, призывают изменить маршрут, даже готовы стать на рельсы, утверждая, что рельсы ведут не туда.  Тут просыпается в спокойных гнев и негодование: что это за умники выискались?


Что это за умники выискались? Заглянем в прошлое. Непросто давались первооткрывателям: Копернику, Галилею, Дарвину их взгляды. В области социальной противостояние толпы и несогласных с общим направлением движения еще острее. Вспомним, -  только по России, - Радищева, и Чернышевского, и Герцена. И того же Ленина зацепило. Тем, кто тихо едет в вагонах, такие, стоящие на пути мешали.   Ставящих палки в колеса, не любили. Оказывается, что масса, которая едет в поезде, и уверенная, что едет в верном направлении, (ведь туда едут все) благодушна, до того момента, пока состав не начнет подергивать. Но когда начнутся проблемы и серьезно возникнет вопрос, а туда ли едем, эта благодушная масса разражается гневом: не можем поступиться принципами. А принципы самые чистые: вперед заре навстречу, товарищи в борьбе, штыками и картечью проложим путь себе, верной дорогой идем, товарищи, кто не с нами, тот против нас. И выясняется, что они, прежде мирно сидевшие в вагонах, и пьющие свой чай, оказались фанатами сохранения прямого поступательного движения. Простого ньютоновского движения без остановок и поворотов. Они либо боятся, либо просто и не помышляют усомниться в верности маршрута.

А что мешает задуматься?   А потому, что сомнение, перестройка мышления: сложный и подчас болезненный процесс. И для ума, и для души.  Люди – такие же, как все на земле, физические тела, стремящиеся сохранять при движении выбранное направление.   А поэтому большой массе проще смести со своего пути преграды, устранить нарушителей движения, чем само движение сменить. Тут общество становится подобно больному, не желающему слышать диагноз, боящемуся, а вдруг диагноз плох. А вдруг выяснится, что движемся не туда.    


3. Массы и вождь.

Но как общество выбирает путь? Кто ему указывает направление? Каретой управляет кучер.   Автобусом – водитель. Капитан – судном. А если заглянуть в сферы высоких технологий. Кто управляет космическим кораблем?  Им управляют из центра полетов.  Так вот управление обществом из порядка космических полетов.  Обществом управляет мозговой центр под именем лидер нации.  Если мы имеем просто обычного чиновника, выбранного на срок – мы можем назвать его мозговым центром. Но если это вождь, это и мозги у душа в одном флаконе. И больше душа чем мозги. И чем более предан народ своему вождю, тем в управлении меньше мозгов, а больше души. И если уж мы произнесли слово вождь, то это, несомненно, великий вождь.  Очень показателен пример Ким Ир Сена. Мало кто во Франции или Италии знает о нем. Но в КНДР это бог. Даже самые промежуточные. бесцветные вожди метили в великие. Уж они ли не украшали себя орденами, уж они ли не писали книг и статей.  Вождь это вам не какой-нибудь вшивый президент или премьер, которого выбрали на срок и перевыбрать могут.  И даже импичмент могут устроить.

Вождь видит, что масса слепа, мечется, не знает куда идти. И только он, провидец, призван, чтобы вести народ. Вождю масса, доверившись, вверяет бразды правления, наделяет властными полномочиями.  Вождь своей могучей рукой приведет косную массу к великой цели. И масса соглашается, что для достижения великой цели вождю конституционного срока мало. Конституция - это вериги для вождя. В нею вперед к великим целям не рванешь. Как служенье музам не терпит суеты, так и служение великой цели не терпит конституции. Главное, чтобы конституция, написанная некогда в запале, не болталась между ног. И вождь говорит с трибуны, что кривые закоулки конституции мешают движению. Мешают не только ему, вождю, но больше -  его подданным.

И народ входит в проблемы вождя. С одной стороны, править таким великим народом почетно. С другой   стороны тяжело вождю править великим народом.  Ведь великий народ тяжел в управлении. Сложно великий народ построить в шеренги, подобно какому-нибудь малому народу. Мешают править всякие умники, бубнящие о конституции. И недружественное, можно сказать, враждебное внешнее окружение, бубнящее о попрании прав и свобод, не дает развернуться во всю мощь.  Сложно вождю, он ведет корабль своей страны в океане бурь.  При его широком шаге, при его стремлении к быстрому достижению великой цели конституция вяжет по рукам.  Ему приходится, как с мачете прорубать путь в непролазных зарослях конституции. Для упрощения задачи кроме руля и мачете, вождю нужны трибуна и микрофон, и телеканалы, чтобы повторять массе о верности пути, что общество идет к цели согласно заранее намеченным планам.

Достижима ли великая цель? Это зависит от и от вождя, и от управляемого народа, и опять же, больше зависит от народа. Если бы народ, все как один, были бы такими целеустремленными и шли бы к цели с такой же самоотдачей, как великий вождь, давно бы пришли к заветной цели. Жили бы в великой стране, на которую никто бы не осмелился глянуть косо.

Есть еще один фактор, почему движение к цели зависит больше от народа, чем от вождя. Потому что вождь есть продукт народа. Именно народ выбирает (если он, конечно выбирает) или думает, что выбирает. Он слушает обещания, еще толком не понимая, каким путем претендент на статус вождя поведет страну к великой цели. И, по-женски, отдает сердце тому, кто играет на его самых тонких его струнах. Именно народ возносит вождя.  Именно с ним он потом носится, как мать с любимым дитятей, цитируя мудрые речи отца отечества на плакатах и в газетах, высекая их в камне, чеканя его профиль в бронзе, оттискивая на деньгах. А случается и на стенах церкви портрет вождя изобразить. Аки святого.


Правда, если оглянуться вокруг, можно найти разные варианты взаимоотношений лидера страны и народа. В одних случаях лидер нации остается обыкновенным чиновником. Не вождем. И его сменяет другой обыкновенный чиновник. И народ пристально следит, чтобы чиновник выполнял свои обещания.  Скукотища. А в других случаях он становится вождем, тем который идет единственно верным путем. тут гораздо веселее.  И масса забывает про мелкие обещания, сфокусировавшись на одной великой цели – величьи страны. Больше ничего кроме величья страны. Народ помнит, затвержено с юных лет, что «иного нет у нас пути, в руках у нас винтовка».  Не обязательно, что в коммуне остановка. Но в величьи.

 Так в путь. Окажется, что путь тяжел, тернист, требует жертв? А кто говорил, что будет легко? Путь в рай без жертв не обходится. Мы бы хотели пойти легким путем, но там все перекрыли.  Нам не оставили выбора. С винтовкой самый короткий путь рай. Пусть не всем достанется рай на земле. Но для некоторых уже настал. А если кто недотянет до цели, как пел народный бард: «но нет, никто не гибнет зря, так лучше, чем от водки и от простуд».

Воистину не оставили выбора. Выборы становятся формальностью. И удивительное совпадение: чем меньше у массы выбора, тем больше благоговеет масса от вещих слов вождя, от духовного единения с ним. Параллельные процессы. Ну как ни вспомнить: «люди холопского звания сущие псы иногда, чем тяжелей наказания, тем им милей господа». И чем тяжелей наказания, тем больше толпа свирепеет от бормотанья тех, кто смеет заикнуться о правах. Такая слитая в одном патриотическом порыве масса уже может горы своротить.  Если не построить, то разрушить может по полной программе.  Футбольные фанаты могут скамейки ломать? Мелочи. А толпа, идущая за вождем, может стереть с лица земли города.  Это тебе не футбольные фанаты, и не фанаты эстрадных звезд. Сдайся враг замри и ляг, толпа, идущая за вождем - рука миллионнопалая, сжатая в один громящий кулак.

4. Технологические особенности поклонения

 Когда-то давно высеченная в скрижалях фраза «не возведи себе кумира» высечена для галочки. Возводят и возводят. Отношение к кумирам, можно подразделить на два вида:

А.  Религия в чистом виде. Бог почитается всем обществом, и отдельный человек поклоняется ему, поскольку поклоняются все вокруг. В этом религиозном поклонении никто не видит ничего необычного.  К этому привыкли

В. Другое дело, когда общество возносит живого кумира, вождя, и поклоняется вождю, как богу. Это, конечно, тоже не ново. Как богу, поклонялись фараону.  В древнем Риме считалось, что, умирая, императоры становятся богами.  Но это было давно.  В современном обществе откровенно признаться, что считаешь правителя авторитетом, равным богам, что любишь его до отключения мозгов, и не способен обдумывать, прав он или нет, -  такой слепой верой в наши дни мало кто годится. Человек в наше время хочет себе и остальным казаться умным, умеющим рассуждать независимо. Возмутится если ему скажешь, что он творит себе кумира. В ответ обзовет дураком. И тут же начнет повторять тезисы кумира, как попугай. 

Как так получается, что нормальный современный человек поклоняется, как богу, подобному себе человеку, не фараону, не помазаннику? Тут таится фокус. В цирке подобное часто на глазах публики разыгрывает иллюзионист. Он делает манипуляции прямо перед зрителем, вызванным на арену. С трибун цирка видно, как фокусник вызванного на арену обманывает. Но тот, именно за счет того, что стоит близко, не замечает обмана. И обманутый проникается гордостью. Его фокусник выбрал. И сколько ему ни объясняй, что тут гордиться нечем. Ну продемонстрировали прямо перед его носом отменную ловкость рук, и что. Но обманутый уже всем друзьям расскажет о неимоверном таланте фокусника. Долго будет этот случай вспоминать. Так иногда фанаты певца вспоминают, как оказались с ним прямо нос в нос. Теперь обманутый фокусником его фанат. И гордится, что он был приглашен на арену. И на тех, кто заметил обман с расстояния, поглядывает свысока. Пусть говорят, их на сцену не приглашали.

Так и в обществе. Общество обмануть можно. Например, церковь, любая, накопила кучу иллюзионистских трюков: и религиозные трактаты со сказками о чудесах, и повествования свидетелей чудесных явлений, и фокусы с мироточащими иконами и прочее. В современном, не религиозном обществе это место заняли СМИ. Телевизор с ток-шоу эффективнее легенд о расступающемся море, купине неопалимой, непорочном зачатии, воскресении из мертвых, и кормлении тремя хлебами.  Нормальный светский, неверующий человек, если он очень плотно общается с телевизором, оказывается в таком же положении, как тот, кто вызван на арену к фокуснику.  И вот, он начинает верить в особый путь, великие задачи, цели, оправдывающей средства.  Если ему скажешь, что все это требует доказательств, человек обозлится. Заявит, что его, проницательного, не обмануть. Однако обманывали и обманывают. Примеров слепого поклонения обожествленному кумиру среди убежденных атеистов предостаточно.

5. Религиозное поклонения и психотипы фанатов.

 Как видно на примере цирка, заметить обман проще находясь на расстоянии. Для распознавания обмана политического желательно смотреть с   расстояния исторического отрезка. А что делать, когда обожествляемый кумир твой современник и нет исторического отрезка? Тогда учебник истории может подсказать. Увы, если человек уверовал, его мозги перестают работать рационально. Исторические примеры для него - интеллигентская чушь. У него есть свои исторические примеры.  Они похожи на сказки? Верующему милее сказки. Верующему в особый путь и великую цель - сказки о героях и великих победах. Например, о царе-основателе империи, о правителе, при котором «жить стало лучше, жить стало веселее».  а побед вообще не счесть.

От великого прошлого шаг к великому современному, и еще шаг к великому будущему. Ради великого будущего и жизнь положить не зазорно. Нужно откликнуться на призыв вождя. Это и есть волшебный герой.  Не Зевс или Юпитер. Он и громами повелевает и рядом, пощупать можно.  Он прост. Вот они, его натруженные руки. Днем он в хоккей играет, а ночью в черепе сотней губерний ворочает. И фанаты вождя -  современника исполнены мыслью, что, видя его с клюшкой, дотягиваются до своего кумира, входят в круг приобщившихся. 

Благодаря каким силам, магнетизму или особому тяготению верующих тянет к кумиру?  Наверное, социологи исследовали и давали ответы. И заметили, что не на всех эти силы действуют. Есть же люди, не поддающиеся гипнозу. Эффект зависит и от гипнотизируемого, и от гипнотизера.  Девочки из моего класса, которые дурели от вечернего визита к Гарине Николаевне, боюсь уже состояли кандидатками в фанаты и в дальнейшем. После школы, после Галины Николаевны, такие готовы переметнуться на новых кумиров. Подобные люди склонны обольщаться в принципе. Они легко влюбляются, легко доверяют гадалкам, экстрасенсам, верят гороскопам. И конечно, они верят только благоприятным гаданиям. Они верят и благоприятным политическим прогнозам, плохим не просто не верят. А опытные политики, не хуже гадалок тонко чувствуют клиента.

 Итак, некоторые граждане, а чаще гражданки, рекрутируются в фанаты уже на основе своей природной, врожденной склонности верить, возбуждаться радужными перспективами. Обожание кумира, религиозное почитание фанатов объединяет. И объединившись, они наслаждаются ощущением избранности. Как там писал поэт, «в партию сгрудились малые». Они объединяются и в презрении к скептикам, не признающим кумира за бога.

  Есть люди с другим характером.  Чтобы таких довести до религиозного почитания, нужно, чтобы жизнь их крепко побила. И для душевного комфорта им остается только верить. Верить тому, кто обещает райскую жизнь. Иначе теряется смысл существования.  Чем тяжелее, чем беспросветнее жизнь, чем больше ломает судьба, тем больше надежда на чудо, на мессию, героя, который избавит от всех напастей. Так больные, отчаявшись в медицине, доверяют тайным снадобьям, экстрасенсам и колдунам. И бесполезно их,  переубеждать. Нужно понять страдальцев. Трезвый взгляд на реальность таких ввергает в отчаяние. Верующие от попыток их образумить только разъярятся. Тем более, что те, кто взывает к их разуму, взывают к мыслям. Так и народные кумиры взывают к сердцу, надежде.  Речи кумиров ласкают слух.

 Есть еще вопрос, как долго длится наваждение, и чем оно закончится. Певец все равно сойдет со сцены. Футболист уйдет из спорта. Такой расклад фанаты принимают. Если разочаруешься в любимом, с которым собирался жить всю жизнь, с ним можно расстаться. Не видеть его больше.  А как расстаться с вождем, если в нем разочаруешься? Политик в некоторых странах обложен сроками. Четыре года президентом и снова на выборы. Восемь лет – хочешь не хочешь, а до свиданья. Это если он политик, а не вождь. А вождь – он бессменен. Вождя выбирало сердце и теперь он с тобой до последнего вздоха. Своего или твоего.

Хотя любовь коварна. Вождь может зваться президентом. Но между президентом и вождем разница. Положим, у избранного обычным голосованием президента имелись приверженцы. Пусть даже фанаты. Как например, были они у того же Трампа. Что они делают с Трампом после того, как он проиграл выборы? Ничего. И живут себе бывшие президенты в США, Франции, бывшие премьеры в Великобритании, Италии тихо и спокойно. И в ус не дуют. Другое дело вождь, который подпитывается непомерной любовью народа. Если вождь слетел вдруг со своих высот, с пьедестала, это не значит, что он исчез в памяти народа.  Он из ангела превращается в сатану. Одни сразу, другие постепенно.  Бывшего вождя, любимца толпы, можно гильотинировать, расстрелять, как врага народа, сразу после оглашения приговора. Он может и до суда не дожить. Если он умер своей смертью и в почете, и на лафете его хоронили, есть возможность потом ошельмовать. Всю прежнюю любовь вывернуть наизнанку. От любви до ненависти один шаг.   

Почему некоторые, и даже многие, в покорном преклонении перед таким же как они, с руками-ногами, человеком, не видят ничего зазорного, никакой аномалии? А ведь тысячу лет назад Омар Хайям писал: «Если труженик, в поте лица своего добывающий хлеб, не стяжал ничего, почему он ничтожеству кланяться должен или даже тому, кто не хуже его?» Прежде всего, поклоняясь кумиру они видят не реального человека, а очень приукрашенный образ, икону. Эту икону творили коллективно. Доску для иконы, строгал и грунтованная поклоняющийся. Краски на доску накладывал своим колонком уже собственноручно кумир. Сначала тонким колонком, потом малярной кистью, с большим размахом. А потом уже мастихином, а потом и вовсе штыком.
 
Процитирую замечания одного обозревателя «Аналогия между избирателями и болельщиками неполная, несмотря на схожесть поведения. Болельщику не приходится оплачивать приз победителю из своего кармана. И судьбу свою он не вручает победившей команде. А избиратель вручает»

 Кроме того, что доска для иконы строганная. Поклонение льстит самому фанату. Часто поклонник певца похваляется тем, что ночь простоял за билетами. Поклонение возвышает в его собственных глазах. Он думает, что между кумиром и им, возникает некая духовная близость.  Он тем самым приближается к кумиру. И следующий шаг поклонения – это, что поклоняющийся воображает, что его кумир благосклонен к нему.  что дает духовная близость с, например, Христом? Какие дивиденды? Разве что рай на небесах обещает.   Другое дело общность с кумиром здесь и сейчас. Это гораздо сильнее окрыляет. И поклонник   с жаром готов доказывать, что его бог праведнее и сильнее остальных богов, (его певец – остальных певцов, его футболист – остальных футболистов, его фигурист – остальных фигуристов, его гимнастки – остальных гимнасток, его политический лидер – остальных политических лидеров).  А если это касается политики, фанат не только спорит. Он готов карать еретиков.

Но по каким критериям сравнивать качества кумира, а особенно политика? У футболистов, есть какие-то критерии для сравнения их игры. Его любят за то как он играл. И играет сейчас, и не могут любить за то, как он будет играть в будущем.  То же самое у певца.  И есть жюри, чтобы сравнивать исполнение певцов.  А у политиков по отношению к временным категориям: прошлому, настоящему и будущему, - совсем иная картина.  Фанаты политикам прощают прошлые и сегодняшние ошибки. Политиков любят за обещания.

А как сравнивать политиков с бесконечной пестротой их обещаний? Тут жюри – сама жизнь. Но есть жизнь реальная, и есть телевизионная.  На каналах политик вербует фанатов.  тех, кто любит за обещания. Фанатам не нужны ни аргументы, ни факты. И почитатель кумира, окрыленный обещаниями, верит, что, его кумир и швец и жнец, и на дуде игрец.  А значит, и он, лучше тех умников, кто в его кумира не верит.

И вот фанату кажется, что допущен он в круг избранных. И тут он еще активнее встает на священную борьбу с еретиками.  Для него те, кто не верит в кумира, - как минимум недостойные люди, иноагенты, бандиты и заговорщики, наркоманы и представители сексуальных меньшинств. А не верящим остается лишь ответить доказывать, что они не представители секс меньшинств, не бандиты, не заговорщики. И вспоминаются слова Леонида Андреева: «Не заговорщик я, не бандит, я вестник иного дня, а тех, кто сегодняшнему кадит, достаточно без меня» 


6. Кумир.

Каким образом человек ощущает харизму другого человека? Обычный гражданин в своих мнениях ориентируется на мнения общества. Раз говорят, что Эйнштейн великий ученый, значит, великий. Все так считают.  Все считают «Черный квадрат» гениальным? Значит, гениальный. А Ивана Петровича из соседнего подъезда никто не считает выдающейся личностью.  И я не считаю. Вы видели кого-нибудь, кто бы возвел себе в кумиры Ивана Петровича из соседнего подъезда? Даже сумасшедшие считают себя Наполеонами, а не Иванами Петровичами. 

А уж если предмет обожания, заметил своего поклонника, улыбнулся ему, -  море счастья. Автограф дал, - океан радости. Что это фанату дает? То же самое что дает влюбленному, когда он видит, что предмет обожания обратил на него внимание. Говорят, что при влюбленности человек теряет голову.  Потерянная голова и любовные страдания - личное дело влюбленного. Но когда похожее чувство обожания, любовного сумасшествия овладевает массами, тут уж одной потерянной головой не обойдешься. Тут масштаб страданий может быть гораздо больше, поскольку сон разума порождает чудовищ.
 
 Конечно, люди выдающиеся, могут и не догадываться о почитателях их таланта.   Галилей или Ньютон, или Эйнштейн за рейтинг не боролись. Земля вне зависимости от их признания или непризнания вертится, а предметы падают вниз. Но тот, кто намеренно возводит себя в кумиры, почитателей считает поштучно. Привлечь внимание толпы для него первый шаг. Труднее удержаться.  Можно держаться за счет достижений. А когда нет достижений – можно выдумать достижения, наобещать, достижения в будущем. Навербовать фанатов и   держаться за их счет.

 Певцу, исполняющему шлягеры нужно торопиться, пока в форме, пока поклонницы еще падают в истерики на его концертах. Спортивная слава, тем более, коротка. А как быть политику?  Если он пришел на срок, то понимает, что результаты его работы – от сих до сих. А у политика, бьющегося в вожди доля другая. Ему нужно добиться и удерживать внимание и симпатии людей.
 
Как добиться. Добиваться любви масс иногда так же, как добиться любви глупой богатой вдовы.  Есть существенный резон. Вдова принесет состояние. Вдова жаждет счастья, ей тоскливо, неуютно без твердого плеча. Значит нужно явить себя человеком, на которого можно опереться.  А поскольку она глупа, и далеко не заглядывает, и ей нужно здесь и сейчас, то задача упрощается. (обратите внимание, что в обороте «рука и сердце» слово голова отсутствует).
 
У претендента на внимание толпы, как у женихов богатой вдовы, много конкурентов. И каждому нужно  показать себя  массе с хорошей стороны. а что для массы хорошая сторона. Тот, кто охаживает богатую вдову, должен знать ее характер и ее предпочтения. У массы, если это не общество, а масса, характер и предпочтения уже давно изучены.  Об этом чуть ниже. 

Конечно, когда в руках есть документ, когда уже принес торжественную клятву   еще первое время нужно о клятве изредка вспоминать и демонстрировать любовь. Политику, государственному мужу, как новоиспеченному мужу, нужно внимание и любовь масс затем удерживать.  Ведь он женат на государстве. Когда он был только претендентом на звание лидера нации, главное, что требовалось – броситься в глаза, обладать подвешенным языком, мастерски критиковать конкурентов (существующую власть), и соблазнять обещаниями. Но понемногу можно начинать свою игру.   

А когда он стал не просто государственным мужем, а вождем, когда за ним уже дела числятся, и могут судить по делам его, тут нужна методика, не завоевания, а удержания любви масс. И эта методика немного иная. Подвешенный язык и твердый взгляд, конечно, и тут нужны. Но обещания теперь нужно раздавать более изворотливо. Особенно когда с движением вперед не клеится.  И население начинает сомневаться, вперед ли движемся. Критика предыдущей власти уже плохо работает. Лучше обрушиться на внутренних и внешних врагов. А телевизор тут очень полезен.

Какая-то маргинальная часть населения продолжает упираться, противиться выбранному курсу? Отрицают, что выбранный курс приведет к цели. В таком случае к ним нужно и применить разумное насилие.  Твердой рукой привести в покорность. И в великих деяниях растворить всякие сомнения. 

Какие великие деяния? Облагородить земли, на которых проживает электорат? Неблагодарное занятие. А сам электорат на что? Вот пусть он сам себе жизнь и облагораживает. Есть на то мелкий и средний бизнес.  А у вождя задачи помасштабнее. Земли, например, присоединить.  Своей земли хватает? Ну и что, присоединять земли проще, чем обихаживать. А победоносная война сплачивает массы и держит в патриотическом тонусе. Главное для электората не   газ и водопровод, а патриотический тонус.  Газом и водопроводом чувство собственного достоинства не подымешь. А присоединением земель - запросто. И электорат кидает голосует как надо, воображая себя приобщенными, членами кружка вождя, не подозревая, что скорее они – кружки его члена. 

 Но вождь должен помнить, что электорат нужно держать, как птицу в руке.  Сильно держишь – задушишь. Слабо держишь – улетит.  Одной твердости руки недостаточно. Так какой картой пойти? Лучше всего шестеркой бубей. (буби, на английском даймонд, что значит бриллиант. Эта масть означает денежное богатство).  И вот перед электоратом как бы ненароком раскрывается карта, которая знаменует качество вождя, самое импонирующее народной массе – простота и незатейливость, доступность. Конечно лидеру страны, руководителю государства в его работе нужны ум, образованность, проницательность, умение оценивать ситуацию, умение подбирать советников, честность, порядочность, не циничность, понимание что от правильности твоих решений зависят судьбы народа, - много нужно качеств. И главное - гуманность, человечность. Без гуманности о предыдущие лидерские качества могут стать качествами со знаком минус. Все это так. Но массе нужна простота. Как будто прямо для этого случая написано: «Мне говорят, он маленького роста, мне говорят одет он слишком просто, мне говорят пойми, что этот парень тебе не пара, совсем не пара. А он мне нравится, нравится, нравится. И для меня его на свете лучше нет. а он мне нравится,  нравится, нравится. И это все, что я могу сказать в ответ»


Да, массам больше всего импонирует простота. Смотрите, он такой же простой как мы. В хоккей играет, собачку дома держит, шутки всякие отпускает. А во время отпуска, как мы, с обычным лукошком в самый обычный лес по грибы ходит. А вот мы по телевизору увидели, как он в простой забегаловке пьет самую простую минералку. Так просто, так скромно, так человечно. Правда, от массы скрыто, что вокруг на километр территория очищена от подозрительных, и не замечает, как рояль в кустах, телевизионщиков с их камерами.  Не замечает или не хочет, и умиляется.   

Гитлер, к примеру, любил собак, рисовал по молодости картины, и внешне держался как обычный человек, на своих собеседников с ножом не кидался, а к тому же обладал несомненными лидерскими качествами, умением заворожить толпу. Но не обладал гуманностью и человечностью.  Результаты его деятельности на благо государства и народа известны.   


7. Круги и стрелки.

Вернемся от кумира на землю грешную. к кругам, с которых начинали. Религиозный человек высоко ценит, что он вхож в узкий круг отмеченных богом. Вокруг каждого кумира свой круг. Маленькие, большие. Предметом обожания может быть совсем не выдающийся человек. Для школьника это учительница. Если школьница кайфует от чашки кофе у учителя, то это только первый из тех узких кругов, которые попадутся ей на пути.  Вот вчерашний школьник попал в институт. Школьные учителя забыты. Возникают новые силовые поля, другие круги.  Кто-то ценит, что вхож в дом декана. И вовсе не за успехи в учебе. А фортуна улыбнулась. Для студента декан – величина.  А если фортуна улыбнется еще шире. Если вхож в дом ректора?

И тут стоп!  Ректор - уже иной круг общения. Избранные, я уже не говорю о небожителях эпохи социализма, - это круг, в который так запросто не проникнешь. Такой круг сам себя охраняет. Это уже круги не на воде, а на иной субстанции. Попадаются конечно, исключения. Но правил распределения кругов по поверхности это не меняет.

  Не обижайтесь, студенты и бывшие студенты. Конечно, далеко не все ждут благосклонности фортуны. Про институт эпохи развитого социализма я упомянул исключительно потому, что в те годы был московским студентом. И среди изучаемых предметов были законы гидродинамики. В том числе и волновые процессы. А параллельно, постигая жизнь с ее правилами, мы, студенты, (а точнее я и мой сосед по комнате в общаге) забавлялись поиском аналогий между законами природы и законами жизни общества.

 А почему бы нет?  Маркс доказал, что жизнь общества подчиняется тем же законам, что и вся материя. А почему нам нельзя?  Вот мы и искали аналогии.  Сравнивали   жизнь человека с долгим движением, на котором ему попадется много кругов, похожих на круги на воде. И мы делали свои заключения, что жизнь человека в обществе похожа одновременно и на перемещения из круга в круг, и на общее движение по рельсам. И в то время, как в процессе переходов из одного круга в другой, не избежишь, чтобы качнуло на волне, - суета сует, - то во время движения всего общества, похожего на движение в поезде по рельсам к светлой цели, тут общество желает двигаться без толчков и поворотов. Тут   от суеты только досадные ссадины. И в результате вырисовывалась у нас такая общая картина: по рельсам движутся вагоны с жидкостью, на поверхности которой возникают круги. Пребывая внутри вагонов, человек за свою жизнь переходит из круга в круг. Одновременно все общество – субстанция, на которой образуется круги, движется в вагоне.  Это как задачка по физике за седьмой класс.

В какие круги занесет человека, зависит от многих обстоятельств: от личных качеств человека, от того, из какого он круга рождением, воспитанием, образованием, и от того, какие круги ему на пути попадутся, какие круги он для себя выберет. Однако, делали мы вывод, общее генеральное движение по рельсам от кругов в вагонах не зависит.  Оно зависит от того, кто управляет поездом.  Можно перескакивая из круга в круг, добраться до паровоза. Дорваться до рычагов.  А толку? Мало кто берет на себя бремя, управляя поездом, изменить его движение. Да это и невозможно. Для этого нужно стрелки передвинуть. А чтобы стрелки двигать, нужно не в поезде сидеть, да в окошки поглядывать, и не в паровозе уголь в топку кидать, а выскочить на рельсы, иногда на полном ходу, и рискуя быть раздавленным махиной, двигать стрелки.
 
Такими мыслями о кругах и стрелках мы забавлялись в те наши молодые годы. Мы тогда были знакомы с жизнью только в нашем великом социалистическом отечестве. И ничего больше. Теперь, когда я стар, и повидал больше, оказалось, что жизнь в других обществах совсем не похожа на громыхающий бег поезда к великой цели. Оказалось, что в других обществах, без гонки к великой цели, среди отдельных людей есть то же самое желание войти в манящий круг, но при этом так много желающих управлять стрелками, что поезд не несется на всех парах, а движется аккуратно. Каждые несколько лет сверяется маршрут. И вот что удивительно, не несется поезд – а тем не менее проходит большие расстояния. И с меньшими потерями. Нет на рельсах ни крови, ни перемолотых костей.  Вроде бы русские пословицы: тише едешь, дальше будешь, и спешка нужна только при ловле блох, но…. Такой вот универсальный закон движения.    


Рецензии