Профессор
Две вещи несовместные. Не правда ль?»
(А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
1.
С семьёй профессора доктор Рощин столкнулся ещё в студенчестве… Учился в одном институте с сыном медицинской знаменитости. Дружить не дружил, но приятельские отношения поддерживал.
Сергей был достаточно эрудированным молодым человеком, интересным собеседником. Как и Вадим Рощин проявлял интерес к будущей специализации по урологии.
Ребята вместе посещали студенческий научный кружок на одноимённой кафедре. Неоднократно после заседаний кружка забегали в кафе поблизости, где за чашкой чая или кофе горячо обсуждали свежие новости в избранной профессии.
Вадим знал, что отец Сергея - известный в медицинском мире профессор, заведующий кафедрой в одном из столичных ВУЗов. Чрезвычайно талантливый в профессиональном отношении, но крайне суровый и деспотичный человек в семье. Сын боялся отца… С его слов, профессор в детстве мог жестоко наказать за малейшую провинность.
Как-то, по приглашению Сергея, Рощин побывал в квартире у приятеля в престижном жилом многоэтажном доме, расположенном в элитном квартале Москвы. Интерьер и убранство квартиры впечатляли. По всему было видно, что семья профессора далеко не бедствовала и светило медицины не жалел денег на роскошь.
Из дружеских бесед Вадим знал, что мама Сергея умерла шесть лет тому назад от сердечной недостаточности, и его отец, недолго думая, женился на другой. С мачехой - женщиной молодой и внешне привлекательной у пасынка были достаточно ровные отношения. За несколько лет она, как могла, старалась заменить ему мать. И молодой человек, в ответ за заботу, испытывал к ней только тёплые чувства.
Однажды, во время очередной беседы в кафе, в ответ на вопрос приятеля о причинах плохого настроения, Сергей поделился с Рощиным своими переживаниями.
-Знаешь, Вадим, мне как-то муторно и неспокойно на душе. Не за себя волнуюсь - за мачеху тревожно…
-Почему?
-Знаешь, это, конечно, отдельная тема для разговора, но я постараюсь кратко передать тебе самую суть. Перед тем, как умерла мама, у нас дома чуть ли не ежедневно происходили жуткие скандалы. Из-за отца и его, скажем так, любвеобильности. Ходок он ещё тот… Скажу тебе по секрету - в тот момент он уже встречался со своей нынешней женой - моей мачехой. Тогда они были любовниками. Мама, каким-то образом, узнала о внебрачной связи отца и пригрозила, что обратится в Парторганизацию института с соответствующим заявлением. А это было чревато крупными неприятностями - лишением партбилета и исключением из рядов КПСС. Ну и, кроме того, после подобной «аморалки» могли запросто прогнать даже с должности заведующего кафедрой. А лишиться своего тёплого местечка отец, разумеется, не хотел.
И вот тут у мамы вдруг появились проблемы с сердцем, чего раньше никогда не отмечалось. Она была моложе отца и всю жизнь почти профессионально занималась несколькими видами спорта - плавание, бег, лыжи, коньки.
Так вот, поболев непродолжительное время своей «сердечной недостаточностью», мама скоропостижно умерла. Не прошло и полугода, как отец женился на своей любовнице - моей мачехе. Не скажу про неё ничего дурного. Она хорошая женщина и искренне, как мне кажется, любит отца. Заботится обо мне… Со своей стороны я, как могу, плачу ей тем же. Вот так, все вместе мы живём уже почти шесть лет.
Однако, не так давно, у мачехи заболела мать. И опять что-то с сердцем… Её перевезли из другого города к нам домой. Мачеха очень надеялась на помощь отца. Он ведь человек с огромными связями в медицинском мире. Рассчитывала, что отец сможет помочь. Но, увы… Пожилая женщина пожила недолго. С каждым днём ей становилось всё хуже и хуже. И однажды она умерла. Кстати, тоже от сердечной недостаточности. Во всяком случае, именно так значилось в заключении о смерти. Мачеха обвинила отца в том, что он не помог её матери. Вернее, не захотел помочь… Отец в ответ стал опять вести себя так, как будто у него нет жены и семьи. Приходил домой часто под утро и навеселе, со следами губной помады на рубашках и трусах, весь в засосах. Мачеха стала вести с ним долгие разбирательства… Естественно, какой женщине, да и любому человеку, вообще, понравится факт супружеской измены? И опять дома почти ежедневно стали вспыхивать семейные ссоры…
Всё бы ничего, я уже привык… Но недавно мачеха пожаловалась мне, как будущему врачу, на периодически возникающие боли в области сердца. Спрашивала совета… И снова диагноз - «сердечная недостаточность»…
Вадим, тебе не кажется странным, что уже третий человек в семье вокруг меня страдает одним и тем же заболеванием? Причём двое из трёх от этого заболевания уже умерли?
-Что ты хочешь этим сказать, Сергей?
-Вадим, я хочу напомнить тебе «золотое правило» геометрии: «Через две точки на плоскости можно провести прямую линию». Так кажется она сформулирована эта аксиома?
-Примерно… Если быть более точным, то: «…через две несовпадающие точки на плоскости возможно провести прямую и только одну».
-Ну, ладно… Неважно… А важно то, что я отмечаю некую закономерность в развитии событий. Некий общий сценарий, так сказать…
Смотри сам, как только у отца появляется новая любовь, а предыдущая уже не греет Душу, тут же кое у кого начинает развиваться «сердечная недостаточность». Не странно ли это?
-Сергей, а ты не гиперболизируешь ситуацию? Тебе всё это не кажется?
-Не знаю, Вадим, не знаю… Может, оно и так… Хотелось бы ошибаться… Что ж, ладно, поживём - увидим. Только, дружище, чур, всё сказанное - строго между нами. Ок?
-Добро…
2.
В другой раз Рощин услышал от приятеля про его семейные неурядицы несколько месяцев спустя. В тот день они оба выступали с научными докладами на конференции молодых учёных мединститута. После окончания пленарного заседания в фойе состоялся фуршет, во время которого Сергей в очередной раз поделился с Вадимом своими мыслями.
-Знаешь, дружище, я уже не знаю, что и думать. Мачехе с каждым месяцем всё хуже и хуже. Причём, болезнь протекает какими-то приступами. То совсем не беспокоит, то, наоборот, мачеха чуть ли не умирает. Отец уже дважды по своим связям госпитализировал её в профильную кардиологическую клинику, где ей установили диагноз хронической ишемической болезни сердца (ХИБС). Но мы-то с тобой - будущие врачи и понимаем, что это довольно странное течение заболевания. Недуг у мачехи развивается не постепенно и последовательно, что было бы логично и закономерно, а какими-то рывками. В клинике ей становится лучше… дома, наоборот, хуже.
-Сергей, ты мне опять сейчас про свои подозрения будешь говорить? Может быть ты всё-таки ошибаешься?
-Я тебе уже говорил, Вадим, что рад бы ошибиться. Но, в отличие от тебя, я знаю, что первая медицинская специальность у отца - токсиколог. То есть в ядах и токсинах он разбирается, как профессионал - не нам с тобой чета.
-Так ты считаешь, у него есть новая любовница? И ситуация развивается по уже известному тебе сценарию?
-Не считаю - знаю… Видел их вместе пару раз…
-Ну, это ещё ни о чём не говорит… Мало ли кого и с кем можно «пару раз встретить», как ты выражаешься?Извини, Сергей, но свечку ты, как говорится, не держал. Может, это его новая аспирантка? Тебе такая мысль в голову не приходила?
-Нет, не приходила… Как раз, всё, наоборот, Вадим. Это у них серьёзно… Однажды я застал родителя с его новой пассией у нас на даче. Понимаешь, я приехал туда со своей девушкой, а там отец с этой мадам. Ты же не будешь отрицать, что на дачу просто так с незнакомыми женщинами никто не ездит? Да и по возрасту старовата она для аспирантки, если честно…
-А как тебе отец это объяснил?
-А никак… Без комментариев… Просто, молча, сел в машину и, крайне недовольный моим приездом, уехал со своей подругой в Москву.
-По твоему выходит, что мачеха опять «третий лишний»?
-Не исключено… Я уже запутался в своих мыслях, дружище. С одной стороны, отец мне - родной человек, с другой - он монстр. Ты не представляешь, каким чудовищем он может быть, когда его кто-либо разозлит. Он жестоко избивал меня в детстве за малейшие провинности. Мама, как могла меня защищала, конечно. Маму, кстати, он тоже бил…
-Странно… А внешне ничего плохого не скажешь. Я его видел - вполне добропорядочный семьянин, культурный человек.
-Только на людях, Вадим, только на людях. Не дома… Что скажешь про всё это?
-Вот задача… Даже не знаю, что тебе посоветовать, Сергей… С одной стороны, тебе в их отношения вроде бы лезть и не полагается. А с другой - если ты прав в своих подозрениях, и твой отец поступает, как «синяя борода», то ты становишься соучастником преступлений.
-Вот то-то и оно, Вадим… Всё очень непросто… Но я - не Павлик Морозов и на отца доносы кое-куда строчить не буду. Ладно, посмотрим за развитием ситуации… Тем более, что мачехе вроде бы лучше. Но ты, дружище, услышал и забыл… Обещаешь?
-Разумеется, раз ты просишь…
3.
И снова жизнь потекла своим чередом… Сергей первым закончил мединститут (он был на год старше Рощина) и по распределению был направлен в ординатуру на кафедру одного из столичных ВУЗов. Вадим же продолжал учиться, заканчивая 6-й курс. В следующий раз приятели встретились лишь через год…
-Сергей, привет! Как ты? Где?
-Привет, Вадим… Рад тебя видеть… Я перешёл на второй курс ординатуры при кафедре урологии. Ты сам как? Закончил институт?
-Закончил… Получил распределение в Федеральный профильный Институт. На днях поеду туда устраиваться на работу. Берут младшим научным… Дружище, а давай пойдём по старой памяти в кафешку, посидим, пообщаемся?
-Пойдём, я только «за»… Мог бы не спрашивать - столько не виделись…
За столиком кафе беседа продолжалась. Среди прочего, речь зашла и о семье Сергея…
-Серёга, а как твоя мачеха, если не секрет? Жива-здорова? Всё в порядке? Как отец? По-прежнему заведует кафедрой?
-Вадим, мачеха умерла почти год тому назад. И опять тот же диагноз «ХИБС. Сердечно-сосудистая недостаточность». И, как мне кажется, я не ошибся в своих подозрениях потому, что отец опять женился. Почти сразу после её смерти. И как раз на той даме, с которой я его видел на даче. Дама, хотя и не первой свежести, много раз была замужем, но не без шарма. Имеет дочь от первого брака... Но, в отличие от бывшей мачехи, отца не любит, а просто использует его связи в личных целях. И её дочь - такая же, копия матери… Самовлюблённая, наглая, без мыла куда хочешь влезет. Яблочко - от яблоньки, недалеко падает, сам знаешь…
А отец? Он пока без ума от своей новой жены. Буквально, носит на руках, все её прихоти исполняет. Я думаю, она его в постели хорошо устраивает. Потому и живут в идиллии. Пока, во всяком случае…
-А ты, Сергей? Как тебе самому там живётся?
-Вадим, я подумал и выбрал тактику невмешательства. Молчу, никуда не лезу… Будь, что будет… Жду лишь окончания ординатуры. А там видно будет… Но, скорее всего, уйду из дома. Куда глаза глядят… Хоть квартиру буду снимать, но только не жить с ними. Неприятно мне всё это…
4.
Они встретились в следующий раз лишь через 20 лет. Случайно, в ГУМе… Солидный, хорошо одетый, плотного телосложения, лысеющий мужчина шёл под руку с миловидной молодой женщиной навстречу Рощину, держа за руку ребёнка.
-Серёга?
Неуверенно произнёс Вадим…
-Вадим?
Мужчина внимательно всмотрелся в лицо человека, окликнувшего его по имени.
-Сергей, неужели ты? Глазам не верю… Сколько лет, сколько зим!!! Ты где сейчас? Кто-то сказал, ты ушёл из профессии?
-Точно, Вадим, ушёл я из профессии и, вообще, отовсюду… Я сейчас бизнесом занимаюсь, живу в Германии, женат, сын… Ты как? Вот, кстати, познакомься… Лиза - моя жена… Сын - Артём…
-Очень приятно… Серёга, я защитился, сейчас на кафедре доцентом… преподаю, делаю докторскую…
-Молодец… Слушай, тут в ГУМе кафе есть хорошее с видом на Кремль. Может, посидим там по старой памяти? Есть время?
И, обращаясь к супруге, добавил:
-Лиза, можешь походить по бутикам без меня? С Тёмой? А я пока здесь со старым другом пообщаюсь?
И, получив утвердительный ответ, жестом пригласил Рощина пройти в кафе. Приятели присели за столик, заказали кофе… Обсуждая события прошедших лет, Вадим вновь затронул тему семьи товарища…
-Сергей, ты давно ушёл от отца? Как он? Работает в прежней должности? Всё ещё живёт с той дамой? Или нашёл себе новую пассию?
-Вадим, я ушёл из дома сразу после окончания ординатуры, и ты знаешь почему. Вначале снимал квартиру, потом купил недорогое жильё в ближнем Подмосковье. Когда начались экономические преобразования в стране - открыл кооператив. Чем только не торговал… От продуктов до бытовой электроники… А однажды встретил одногруппника, ставшего благодаря отцу крутым бизнесменом, и пошёл к нему работать в фирму. Хорошо зарабатывал… А когда накопил денег - открыл своё дело, переехал в Германию, женился. Вот, вкратце, про меня…
Ты спросил про отца… Там всё сложно, Вадим… Он уже давно не заведует кафедрой. Дама, с которой он тогда в очередной раз связал свою жизнь, оказалась на редкость пронырливой особой. Как когда-то и я, она тщательно проанализировала ситуацию с прежними жёнами и собрала на отца убойный компромат, из которого следовало, что он - убийца. Желая избежать участи бывших жён, эта дама подала на развод, составив завещание у нотариуса (какого конкретно, она, разумеется, отцу не сказала) с предписанием направить материалы своего расследования и заявление в полицию в случае смерти. Может, конечно, пугала и шантажировала. Но отец здорово испугался… После развода при разделе имущества она его, буквально, обобрала до нитки. В итоге отец продал нашу элитную квартиру и переехал в гораздо менее престижное жильё. Теперь он боится связываться с женщинами, вообще… В любом формате общения…
Говорят, беда не приходит одна… Вот и здесь получилось так же… Один из бывших аспирантов отца «подсидел» его и сам занял должность заведующего кафедрой. А отец из гордости не остался на кафедре даже вторым профессором. Привык во всём быть первым… Теперь он живет один в достаточно убогой однокомнатной квартире. На пенсии… Иногда консультирует, частным образом, кого-то из своих бывших пациентов. Стал угрюмым, озлобленным. Никого не хочет видеть, меня в том числе. Я тоже, честно говоря, не горю желанием видеться с ним. Всего два раза в год - на день рождения и Рождество отправляю ему деньги в подарок. Как материальную помощь… С женой и сыном я его не знакомил и не собираюсь этого делать.
-А по поводу своих подозрений ты утвердился или нет?
-Знаешь, Вадим, сложный вопрос… И да и нет… То, что две жены отца и тёща умерли от одного и того же заболевания, конечно, весьма подозрительно. И совсем не факт, что это случайность… Тем более, зная, что отец в прошлом - токсиколог. Профессионально занимался ядами… Но ведь и убедительных доказательств, что он их отравил нет.
Как бы то ни было, у меня от детства, отрочества и юности осталось куда больше негативных воспоминаний, нежели хороших. И я ничуть не жалею, что когда-то принял верное решение и ушёл от отца. А то, что с ним дальше приключилось - это абсолютно закономерная расплата за все его грехи. Причём, ещё в этой жизни…
Сергей замолчал, обдумывая сказанное…
-Рад за тебя, Сергей… Видишь, всё в результате устаканилось и слава Богу… А профессор? Думаю, ты прав, он получил своё по заслугам… Извини, что так говорю про твоего отца. Но ты сам высказал первым эту мысль. Что ж, дружище, желаю тебе счастья и всяческих успехов. Люби жену, расти сына… А мне уже пора по делам…
На прощание приятели обнялись…
Уходя, Вадим вспомнил, что когда-то слышал пословицу, соответствующую Истории жизни профессора:
«Мужчина жесток, когда он больше не любит. В особенности жесток, когда он любит другую».
-А Жизнь-то всё расставляет по своим местам… По справедливости… Вот как-то так…
Свидетельство о публикации №223011400895