Из потока сознания

Интеллигент, как свидетельствуют примеры из классики, при любых обстоятельствах попытается сохранить человеческий облик и отвергнуть все то, что ведет к его утрате. Таково отношение к карьере, заманчивым предложениям, жизненному выбору вообще, особенно, если, кажется, выбора нет или сделано предложение, от которого нельзя отказаться; потому что единственное, от чего нельзя отказаться, это от сохранения человеческого облика.

Никто, кажется, не может самоутверждаться в интеллигентности или гордо носить это звание, т.к. это идеальная внесословная субстанция самоотверженности и общественного служения, чуждая самопиару. Но можно, при желании или природному предопределению приобщаться косвенно, в конечном счете, «после всего».

Неблаговидные поступки иногда совершают все, никто из человеков не без греха. Не в том, кажется, грех, чтобы искать оправдания, а в том, какие оправдания находить. Например, кто-то использует расхожую формулу, что де не мы «такие», а жизнь «такая», т.е. «неправильная», нравственно несовершенная, а мы-то хорошие, но вынуждены играть по этим правилам, чтобы выжить и даже «взять от жизни все», как некогда призывала токсичная реклама, а еще лучше, сверх «всего» прибрать по максимуму добавку с тех, кто недостаточно поворотлив. Существует целая наука от Карнеги и иже с ним как играть в эти игры мошенников: нет, кажется, ничего противнее этой мышиной возни. Задача, стало быть, – своим нравственным выбором, поступком, позицией делать жизнь не «такой».

Именно потому, что жизнь «такая», интеллигент пытается поступить «не так», не быть одним из «них», приспособленцев этих, хотя бы в ущерб карьере и благополучию. А если прогнулся, дал слабину, продался, выжил без чести, то надо было бы ему стушеваться, пропасть с горизонтов и вообще куда-то исчезнуть, ибо непримиримый взгляд в нравственном вопросе так свойственен ему, безжалостному к себе более, чем к другим?  Все так, если бы не одно единственное оправдание, что жизнь его может быть ценна для пусть немногих любящих его (или когда-то любивших, уповавших на него) даже, может быть, в нравственном падении его. И после этого осознания, условно примирившись с собой, без претензий, не жалуясь, пытаться делать свое дело красиво, без оглядки.


Рецензии