Шаги на Мосту

"Мост Ватерлоо" музыкальный спектакль по рассказу Людмилы Петрушевской.
Режиссёр – Лариса Щипило, текст – Лариса Щипило,
Баба Оля – Александра Берегулина.
 Гитара – Марина Блинова.
Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова. Белый зал. 1 ноября 2022.
Спектакль дипломант фестиваля Рождественский парад 2019 года.
В спектакле «Мост Ватерлоо» Лариса Щипило обращается к теме пространства человеческой жизни и факторам, определяющим его и в этом опыте сценического изучении плоскостью познания история одной человеческой жизни, запечатлённая в одноимённом рассказе Людмилы Петрушевской. В сценическом воплощении этой истории главным объектом нашего внимание и познания является человек нашего времени, чей образ максимально приближен к реалия повседневной, окружающей нас жизни. Личность, чья жизнь в спектакле рассматривается в качестве реальной модели для нашего изучения пространства человеческой жизни – это человек, существующий бинарно в общественном пространстве.
Особенностью этой формы существования заключается в том человек присутствует в общественном пространстве на физическом уровне в нём он его личность легко узнаваема, он неотъемлемая часть общества. В его (её) чертах каждый узнаёт кого-либо из людей из своего ближнего круга, одного из тех, с кем давно знаком, часто общался в быту, встречался на домашних-родственных –дружеских посиделках и т.д. В этом пространстве эта личность некоторая константа, чьё присутствие привычно для всех, он естественная часть –компонента среды обитания. Эта концепция восприятия этих людей нивелирует их человеческую индивидуальность, делает её невидимой для окружающих и превращает саму личность в некий объект общественного пространства, индивидуальность которого не интересна и безразлична окружающим её людям.
В истории под названием «Мост Ватерлоо» такая личность в сценическом воплощении рассказа Людмилы Петрушевской изображена в образе женщины условно названной Бабой Олей (Александра Берегулина), пространство её образа размыто, практически не заполнено, в нём нет ярких элементов, выделяющих героиню, приковывающие взор и вызывающих интерес у людей пространства её социализации. Она женщина неопределённого возраста, живущая в одном из обезличенных уголков урбанистического пространства двадцатого века. Её имя и некоторая расплывчивость индивидуальности, неопределённость личных данных подчёркивает факт бинарности её присутствия и существования в общественном пространстве. Она, та женщина с которой каждый из нас знаком, общался многие годы в быту, встречался и проводил время на семейно-домашних вечеринках, собирающих за столом людей ближнего круга. Особенностью её присутствия в этом общественном пространстве заключается в том, что она практически невидима для окружающих её людей, которые воспринимают её в качестве некой общественной константы, инвариантно участвующая в жизни этого маленького сообщества.
Истории Бабы Оли в спектакле «Мост Ватерлоо» предоставляет нам возможность изучения реальной, персонифицированной проекции принципа обезличенного человеческого присутствия и существования в общественном пространстве. В изучении этого объекта нашего познания в процессе развития её истории происходит прорисовка образа героини, заполнение её силуэтного образа. Наше наблюдения различных явлений её жизни позволяет нам детализировать и конкретизировать этот процесс познания, увидеть процесс её социализации и установить причинно-следственные связи её поступков. В этом наблюдении мы видим мир подверженный влиянию определённых общественно-социальных паттернов и стереотипов, которые определяют взаимоотношения членов небольшого сообщества. Они превращают жизнь в героини и людей этого сообщества в некую постановку, в которой все события происходят по определённому сценарию. В этом сценарии человеческой жизни, каждому отведена определённая инвариантная роль, порядок событий фиксирован и финал предопределён. На всех этих событиях роль бабы Оли фиксирована во всех смыслах этого слова, а повторение этих событий походе на движение по спирали жизни, на каждом витке которой события повторяется, каждый виток здесь отделен от предыдущего только временной вехой. Наше наблюдение и изучения жизненного пространства Бабы Оли и процессов, происходящих в нём, позволяют нам увидеть некоторую сюжетную аналогию с историей героя картины «День Сурка». Героиню этой истории отличает от персонажа этой картины отличает, то что она самостоятельно, усилием своей воли не может совершить поступок, который разорвёт замкнутый круг бесконечно-повторяющихся событий. Она не обладает такой возможностью и существует в пространстве, в котором она должна многократно проживать историю со одинаковым набором действующих лиц, развивающуюся по одному и тому же сценарию.
История Бабы Оли в сценическом пространстве спектакля воплощается в многомерном формате, в котором зритель получает возможность отстранённого наблюдения за её событиями и поступками. В этой форме наблюдение зритель не пассивно наблюдает за происходящим, он следует вместе с героиней по виткам спирали человеческой жизни и незримо находится рядом. Эта форма приближения в спектакле создаётся посредством совмещения нарратива, описывающего событий с образом самой героини, чей силуэтный образ наблюдается зрителем в некотором приближении к источнику нарратива. Интересной особенностью этого двумерного воплощения заключается в технологии введения зрителя в жизненное пространство героини, в начальной сюжетной точке зритель видит некий силуэтный образ безымянного персонажа (Лариса Щипило), который не являющимся действующим лицом этой истории. В сценическом пространстве эта личность слегка отстранённа от героини, она персонаж-повествователь, который обращается к зрителю с нарративом, представляющим зрителю саму героиню этой истории, постепенно скидывающий вуаль неизвестности с её образа, вводящий зрителя в события её предыстории и сопровождающий его до последнего акта трагедии её жизни. В силуэтных чертах персонажа-повествователя искусно завуалирован образ самого автора, для которого история этой женщины- это символическое окно возможности, которое он открывает для того чтобы зритель мог увидеть через призму истории Бабы Оли свою собственную жизни и окружающий мир.
В спектакле нарратив повествования – это тонкий инструмент с широким диапазоном возможностей, он ведёт зрителя через различные кульминационные точки этой истории, которые с его помощью получают эмоциональные выделения.  Богатство красок и оттенков палитры голоса, его пластика управляет процессом зрительского восприятия самой истории. В начале тональная картина изложения истории Бабы Оли доминирует оттенками иронии и сарказма, так как все происходящие события предсказуемы, но в процессе движения по спирали жизни эта тональность постепенно изменяется. В ней ирония и сарказм ухолят на задний план и полностью исчезают и всё происходящее обретает черты трагедии человеческой жизни. В спектакле «Мост Ватерлоо» переход от комичного к трагичному сложен и многомерен, он постепенно подводит зрителя к пониманию, что история героини - это трагедия существования человека в тесном кругу обречённости. В спектакле многомерность этого перехода осуществляется благодаря тому, что в нём нарратив соединён в тонко-сопряжённом тандеме с музыкальной линией этой истории. Музыкальная линия (Марина Блинова гитара –соло), проходит параллельно с сюжетной и здесь она придаёт истории героини особую драматическую рельефность, эмоционально-колерует её образ и его пространство.
Изучение истории женщины по имени Баба Оля - это путь осмысления особой формы экзистенциального существования, который подводит зрителя к пониманию, что её жизнь - это существование человека, закованного в кандалы безысходности. Вся её жизнь распределена на этой временной спирали, на которой каждый виток отделён от предыдущего временем, но похож по своей форме и содержанию на предшествующий. В жизни героини этой истории разрушение этих оков безысходности существование происходит в момент, когда в окружающей её среде возникает особый эмоциональный фактор-события. Это проникновение происходит поэтапно, сначала в среду её обитания, а затем в пространство её мысли и в её эмоции и чувства.
Этот особый фактор влияния в этой истории первоначально сильно отдалён от жизненного пространства героини, он практически виртуален и не имеет физических очертаний, он вымышленный персонаж, воплощённый в культовой картине того времени «Мост Ватерлоо». Импровизированное знакомство с этим произведением в среде обитания героини происходит одномоментно и не вызывает сильного эмоционального отклика. Он постепенно проникает в пространство внутреннего мира героини и остановиться мощным фактором влияние на парадигму её существования, мировоззренческую систему и на её восприятия окружающего мира. В сценическом воплощении рассказа Петрушевской краткий экскурс в пространства этого произведения кинематографического искусства выступает в качестве некой преамбулы, которая предваряет наше знакомство с историей Бабы Оли и пространством её жизни.
В истории героини появление этого фактора предоставляет возможность зрителю наблюдать постепенный процесс разрушения круга обреченности, которое происходит по причине того, что в его границах появился особый источник жизненной энергии. Он постепенно напитывает измученную и истощенную безысходностью и одиночеством душу героини, даёт ей новые жизненные силы и одухотворяет её существование. Под влиянием этого процесса происходит кардинальное изменение мировоззренческой системы героини, начинается трансформация её образа и полное раскрытия её индивидуальности. В этом процессе мы видим, что образ женщины, влачившей обезличенное существование в кругу обречённости, постепенно исчезает и перед нами возникает иная личность, которая скидывает оковы её жизни и устремляется в иные, ранее неведомые для неё дали. В этой точке её жизненного пути мы видим, что она устремлена в неведомое ей пространство иной жизни, она верит, что шаг всё в её жизни изменится, когда она сделает заветный шаг на мост Ватерлоо. В её истории встреча на Мосту Ватерлоо – это главный поступок всей её жизни, её шаг к человеческому счастью, в котором она нуждалась всю её жизнь.
В спектакле «Мост Ватерлоо» Лариса Щипило предоставляет возможность зрителям нашего времени возможность проследовав по спирали жизни героини этой истории вступить на тропу осмысления собственной жизни, так как в ней многие из нас также влачат обезличенное существования, закованные в кандалы рутины и безысходности. История Бабы Оли подводит нас к осознанию и пониманию, что круг безысходности человеческого существования может разорван и фактор «Моста Ватерлоо» есть у каждого, он позволит открыть душу и сердце для счастья и свободы, позволит разрушить окружающую нас ледяную пустыню цинизма и холода.
Видео фрагмент спектакля и его краткий анализ вы можете посмотреть на моём авторском YouTube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/YB2wk-3baSE

Вы также можете посмотреть на канале «Мой Не_Критический Взгляд» выпуски, посвящённые различным спектаклям и событиям в мире культуры и искусства.


Рецензии