Дети до шестнадцати

 
 
                Афиша, анонсирующая премьеру нового фильма, поражала обилием багровых тонов и эффектной женской фигурой на переднем плане. Местный художник, занимавшийся изготовлением подобных плакатов для кинотеатра, постарался на славу, выложившись во время работы, что называется, на всю катушку. Не многие прохожие, бегущие по своим делам мимо витрины провинциального кинотеатра, могли остаться равнодушными к столь вдохновенному сюжету плаката.
               Вот и сейчас двое семиклассников из расположенной неподалеку школы, стояли перед афишей, буквально приклеившись к изображению внимательным взглядом. На лицах школьников отчетливо просматривались противоречивые чувства. С одной стороны, во взглядах отчетливо выделялось восхищение, причем в основном это относилось к выписанной с немалой любовью фигуре танцовщицы, а может манекенщицы. Однако с другой стороны, этот же взгляд начинал излучать уныние и бесконечную скорбь, когда опускался к красующейся чуть ниже приписке – «Дети до шестнадцати лет не допускаются». Именно эта надпись и вызывала наибольшее любопытство у двух приятелей, обычных советских школьников, не избалованных еще в начале восьмидесятых обилием обнаженной натуры на телеэкране.
 
                – Да...а... – Задумчивым тоном протянул первый из приятелей, продолжая глазеть на плакат, не замечая, что сумка с учебниками фактически валяется на земле. – Как пить дать эту тетку там в ТАКОМ виде показывают...
 
                – Точняк, – эхом откликнулся второй приятель, в очередной раз, перечитывая надпись, приведшую школьников в такое уныние, – ни за что не стали бы писать, если бы там не было всего ТАКОГО...
 
                – Знаешь, Серега, – по–прежнему пребывая в задумчиво–меланхоличном настроении, заметил первый из приятелей, – Костян из четвертного подъезда говорил, что его брат ходил на фильм.
 
                – И что говорит? – парнишка, которого назвали Серегой, оторвался, наконец, от созерцания плаката и повернулся к товарищу.
 
                – Супер, просто зашибись, – приятель Сереги как будто еще сильнее упал духом, – но как туда попасть?!
 
                – Ну, да, верно, – кивнул головой Серега, тяжело вздохнув при этом. – Брат Костяна уже в десятом классе, его-то пустили, а нас, Саня, поганой метлой погонят, даже с билетами.

                – Разбежался, – сплюнул на землю Саня, – даже билеты не продадут, сейчас на кассе тетка вредная, вечно ко всему придирается.
 
                – А на контроле вообще бабка злющая, – согласно кивнул головой Серега, – не прорвемся... 
 
                – Вот и я о том же, – лицо второго школьника исказила неприязненная гримаса, – блин, сколько же еще ждать, что бы что-то стоящее посмотреть?!
 
                – Ну, сколько? – невесело усмехнулся Серега. – До десятого класса, как брату Костика.
 
                – Да это же целая вечность! – воскликнул Саня, обратив, наконец, внимание, что сумка валяется на земле, но вместо того, чтобы поднять, поддал её ногой.
 
                – Ага... – Скорчив кислую мину, согласился Серега. – А что делать?
 
                С минуту примерно на пятачке перед афишей царило молчание. Школьники выразили свое отношение к происходящему и теперь погрузились в размышления о несправедливости жизни. Наконец, Саня огляделся по сторонам и остановил взгляд на дверях, расположенных на углу здания кинотеатра. Там красовалась надпись «Запасный выход». По идее двери предполагалось использовать исключительно в нештатных ситуациях, но на деле именно отсюда выпускали народ после окончания сеанса. По правилам зрителям после просмотра фильма полагалось покидать зал через двери парадного входа. Но, поскольку в холле к этому времени появлялся народ, ожидающий следующего сеанса, по сложившейся традиции предпочитали не смешивать два потока. Вот этот-то запасный выход и привлек внимание школьников.

                – Слушай, Серега, у меня тут идея появилась, – поднимая, наконец, сумку с земли, обратился к приятелю Саня, – помнишь, Васька из «А-шек» говорил, что проскочил в зал через запасной выход?
 
                – Дохлый номер, – пренебрежительно махнул рукой Серега, – его же поймали через пять минут.
 
                – Это потому, что он пытался в зале спрятаться! – с многозначительным видом поднял указательный палец Саня. – Вот тетки его и засекли.
 
                – А то, – пожал плечами Серега, пока, не очень понимая, о чем хочет сказать товарищ, – весь народ выходит, зал пустой, спрятаться негде, билетерши ведь обходят все ряды?!
 
                – Ну да, ну да, – закивал головой Саня, снова погружаясь в раздумья, – но, может, не в зале прятаться?
 
                – А где?! – Серега с изумлением посмотрел на приятеля. – В этой будке что ли? Где переводчик должен сидеть? Туда же не пролезешь незаметно!
 
                – Туда еще добежать нужно! – наставительным тоном заметил Саня и замолчал на несколько секунд. – А вообще, надо сходить и посмотреть.
 
                – Нас же не пустят, – с подозрением взглянул на приятеля Серега.
 
                – Да, не на этот фильм! – начиная раздражаться, махнул рукой Саня. – На любой другой, только зал осмотреть!
 
                – А...а... – Сообразил теперь Серега, чье настроение несколько улучшилось. – Это дело, можно хоть сегодня, хотя... – Парнишка замолчал на мгновенье. – Нет, сегодня не получится, мне к бабке переть, нужно помочь с разбором кладовки.
 
                – Ничего, успеем еще, все равно – идти придется на дневной сеанс, – пренебрежительным жестом отмахнулся Саня, – еще три дня в запасе.
 
               – Лады, тогда – завтра после школы!? – Серега выразительно посмотрел на товарища.
 
               – Заметано, – с важным видом кивнул головой Саня.
 
               Еще раз, окинув взглядом двери с надписью «Запасный выход», приятели покинули площадку перед кинотеатром.
 
***
 
               На следующий день в то же самое время оба товарища находились в зале на предпоследнем ряду и вертели головой во все стороны, пытаясь отыскать подходящее место для убежища. Дневные сеансы никогда не отличались многолюдностью, поэтому рассматривать зал ничто не мешало. Увы, пока похвастаться было нечем – укромных закутков или ниш не наблюдалось от слова «совсем». Единственные места, более-менее подходящие для тайника, находились на приличном удалении от выхода. А помимо прочего, и закуток переводчика, не используемый на памяти школьников ни разу, и какая-то техническая ниша, были отделены от зрительных мест решетчатым заграждением. Перебраться через него, не привлекая внимания контролеров и дотошных зрителей, не представлялось возможным. Все эти наблюдения приятели сделали еще до начала фильма, поскольку в процессе просмотра, в темноте, сделать это было сложнее.
 
                – Может, все-таки правильнее остаться в зале после предыдущего сеанса? – внес робкое предложение Серега. – Времени на то, чтобы спрятаться, куда больше?!
 
                – Ага, держи карман шире, – скривив лицо, недовольным тоном возразил Саня, – теток всегда две, и одна сидит возле выхода, а вторая, как раз рядом с будкой, как мимо них прошмыгнешь?
 
                Серега не нашелся что ответить, лишь вздохнул глубоко, приготовившись еще раз осматривать зал, но тут погасили свет и начался сеанс. Фильм приятели смотрели чисто машинально, мысли их витали далеко от сюжета обычной молодежной мелодрамы, чье действие разворачивалось на экране. Увы, каких-либо ценных идей в голову не приходило. Отыскать место, где удалось бы надежно спрятаться и дождаться следующего сеанса, пока не получалось.
                Так и просидев в полном молчании в течение всего показа, приятели, следом за остальными зрителями потащились к выходу.
 
                – Вот же паразитство! – довольно эмоционально высказался Саня, спускаясь по пологому пандусу к запасному выходу. – Такая идея и ничего не выходит!
 
               – А ты, погоди, – задумчиво поглядывая в сторону выхода, возразил Серега, – может, еще не все потеряно...
 
              – Ты это о чем? – с недоверчивым видом покосился на приятеля Саня. 
 
                – А вот об этом, – Серега кивнул головой в сторону тяжелой портьеры, висевшей сбоку от запасного выхода.
 
                Плотные темные занавеси, вероятно, повесили для защиты от света, пробивавшегося порой из-под дверей. Ну, и наверняка, для лучшей теплоизоляции. По обыкновению, каждая из трех дверей закрывалась своей портьерой, сдвигаемой контролером непосредственно перед окончанием сеанса. Но чаще получалось так, что открывали лишь две двери, а третья оставалась закрытой. А раз так, то и портьера, тяжелым занавесом опускающаяся до самого пола, оставалась на своем месте.
                Чисто теоретически появлялась возможность проскользнуть за портьеру и затаиться там, дожидаться начала следующего сеанса.
Все эти мысли промелькнули перед глазами школьников тотчас же, стоило только Сереге указать на выход.
 
                – А ведь это идея! – мгновенно загорелся Саня, кидая жадный взгляд на тяжелые занавески. – Эту дверь, по-моему, вообще никогда не открывают?!
 
                – Точно, не открывают, – подтвердил Серега, оглянувшись на двери в тот момент, когда выходили наружу, – и бабка всегда стоит с другой стороны.
 
                – Хм, нет, не получится, – снова упало настроение у Сани, когда товарищи оказались на улице, – ну, спрячемся мы за шторой, а как в зал будем выходить, бабка-то, сидит напротив?!
 
                – Бли...ин... – Серега опустил глаза к земле, пнув какой-то камешек, но тут же лицо его просветлело. – А на кой нам переться в зал, мы же из-за шторы можем смотреть?!
 
               – И верно, – с удивлением оглянулся на товарища Саня, – к местам пробираться совсем не обязательно, – парнишка довольно потер руки, – смотреть можно и сбоку, зато теперь точно увидим ЭТО!
 
                – Только мимо бабки проскочить, надо успеть, – снова озадачился Серега, – вдруг народа немного будет выходить?! 
 
                – А, не боись, – небрежно отмахнулся Саня, – там же сбоку от второй двери тоже штора висит, вот за ней и проскочим.
 
                – Хм, ну, наверное... – Почесал затылок Серега. – Ну, что? Ждем следующего сеанса?

                Саня молча кивнул головой, и подростки отправились слоняться по улице, дожидаясь, когда можно будет приступать к столь ответственному мероприятию.
               Откровенно говоря, ожидание далось молодым людям нелегко, и ноги сами принесли школьников к запасному выходу за полчаса до окончания сеанса. Поскольку болтаться бесцельно возле дверей было небезопасно, ибо какой-нибудь бдительный гражданин мог поинтересоваться намерениями молодых людей, пришлось, скрепя сердце отойти к скверу. 
Наконец, наступил час «Ч», и школьники, изо всех сил делая вид, что просто прогуливаются, направились к запанному выходу.
 
                – Заскакивать будем не сразу, только когда выйдет человек двадцать, – наставительным тоном давал указания Саня, – как раз самая большая толпа возле выхода образуется.
 
                – Людей считать, что ли? – с трудом утихомиривая дрожь, с раздражением взглянул на приятеля Серега. – И откуда ты знаешь, когда самая большая толпа образуется?
 
                – В прошлый раз смотрел внимательно, – со снисходительным видом оглянулся на товарища Саня, – а не глазел по сторонам, как некоторые!
 
                – Ага, не глазел бы я по сторонам, так и не узнали бы про шторы! – тотчас разозлился Серега.
 
                – Ладно, не дрейфь, – покровительственным жестом похлопал товарища по плечу Саня, – когда прорываться будем, говори всем, что кепку забыл в зале.
 
                – Она же на голове... – Начал, было Серега, но тут же спохватился и сунул головной убор за пазуху. 
 
                – Молоток! – Саня с одобрительным видом поднял большой палец.
 
                В этот момент щелкнул замок, и открылась одна из дверей, расположенных под вывеской «Запасный выход», а чуть погодя и вторая. Третья дверь, как и ранее, оставалась запертой. Пока все шло по плану.
                Дождавшись, пока не появятся первые зрители, подростки подошли ближе, осторожно заглядывая в зал, а когда толпа перед выходом стала плотнее, ринулись внутрь.
 
                – Я кепку в зале забыл, – повторяя как мантру, бесконечно пыхтел Серега, стараясь не упускать из виду крепкого товарища, продвигающегося впереди.
 
                На счастье приятелей, никто из зрителей не проявил бдительности, спокойно отреагировав на движение против течения. Еще пара мгновений и школьники юркнули за портьеру второй двери. Обе тетки-контролерши пока топтались у выхода, но вскоре одна из них пойдет по залу, проверять зрительные места, а значит, требовалось поспешить.
                И на этот раз счастье улыбнулась юным лазутчикам, они успели проскользнуть за толстую занавеску в тот момент, когда контролер отвернулась в сторону. Теперь оставалось только ждать.
 Вскоре в зале стало тихо, лишь возле парадного входа переговаривались контролерши. А через полминуты вышли и они.
 
                – Ага, все удалось, – возбужденно потирая руки, хихикал Саня, – осталось совсем чуть-чуть...
 
                – Ну да, ну да, – бормотал в ответ Серега, почему-то чувствующий себя неуютно, – посмотрим, посмотрим...
 
                Вскоре зал начали наполнять голоса новых зрителей – приближалось время столь желанного сеанса.
                Подростки с трудом сдерживали нетерпение – эмоции просто рвались наружу. Но, выдавать себя было нельзя – попав на глаза контролерам, они оказались бы моментально выдворены из зала.
Наконец, погас свет, и зазвучала мрачная музыка, ознаменовавшая начало фильма. Оба подростка, едва сдерживая волнение, осторожно выглянули наружу. По экрану на фоне тусклой и темной улицы, заполненной сновавшими по тротуарам столь же темными силуэтами, ползли начальные титры.  Смотреть оказалось не слишком удобно – боясь оказаться обнаруженными, подростки подглядывали в узкую щель. Пришлось занять не самое удобное положение – Серега присел на корточки, а Саня, вцепившись в край портьеры, выглядывал чуть выше.
 
                Начало фильма откровенно не впечатлило друзей – какие-то суровые дядьки долго обсуждали непонятные вопросы, периодически переходя на повышенный тон. Да и последующие кадры не добавили оптимизма – действие протекало в полутемном кабаре со сценой, где пела невыразительная тетка в блестящем платье. И снова какие-то суровые дядьки, сидя перед сценой, обменивались малопонятными репликами. 
 
                – Черт, и где же ТО САМОЕ?! – прошипел вполголоса явно начавший скучать Серега.
 
                – Погоди, не все сразу! – громким шепотом оборвал товарища Саня, не спуская глаз с экрана.
 
                В этот момент один из персонажей резко поднялся с места, выкрикнул фразу, прозвучавшую, как ругательство, и направился к двери. В тот же миг некий мрачный тип встал на пути первого и, подняв револьвер, выпустил пулю прямо в лоб нервному субъекту. Затылок последнего разлетелся в клочья, по всему экрану поползли кровавые капли. По зрительному залу прокатился шумок. В тот же миг Серега почувствовал, как товарищ с силой наступил ему на ногу.
 
                – Эй, ты чего?! – тотчас возмутился парнишка, едва удержавшись от того, чтобы не вывалится из-за портьеры.
 
                – Да, случайно я, – виноватым тоном прошипел Саня, отступая назад, – просто этот как выстрелит!
 
                – Я чуть на пол не упал! – продолжал возмущаться Серега, с трудом удерживаясь в неудобной позе.
 
                – Да, ладно тебе! – оборвал приятеля Саня и тут же осекся, ибо сидевшая неподалеку контролерша с подозрением посмотрела в сторону шевелящейся портьеры.
 
                Тем временем, на экране продолжалось развитие сюжета.
Теперь действие переместилось в заброшенный, изрядно покосившийся дом, где в пустующей комнате, наполненной разным мусором, выясняли отношения трое персонажей – два мрачных мужика и та самая певичка из кабаре. Причем последняя все время вертела в руках какой-то хлыст или кнут и бросала насмешки в лицо одному из мрачных типов. Серега все больше подозревал, что эффектной дамой, изображенной на плакате, являлась именно эта особа.
                На деле дамочка совсем не впечатляла, не говоря уже о том, что о ни о какой обнаженной натуре и речи не шло. Певичка все время обращалась к одному из мрачных типов, продолжая вертеть свой хлыст, но тема их беседы оставалась малопонятной для подростков. Что характерно, второй мрачный тип при этом постоянно ухмылялся. 
                Оба школьника снова начали скучать, тем более что беседа затягивалась. А затем второй мрачный тип вытащил какие-то фотографии и предъявил их первому. Сами снимки показали только мельком, и по зрительному залу прокатились смущенные смешки, но приятели, торчавшие за портьерой, со своего места не смогли рассмотреть ни одного пикантного момента.
                Первый тип казался, как будто сильно огорченным и даже ошеломленным, но затем взял себя в руки и вышел прочь. Оставшийся мужик перебросился с дамочкой парой слов, и на этом эпизод завершился. 
 
                – Ну и скукотища, – прошипел Серега, пытаясь найти более удобное положение, – надо же так пролететь?
 
                – Не вертись! – строгим шепотом оборвал приятеля Саня. – Заметят!
 
                – Хорошо тебе, есть за что держаться, – обиделся Серега, слегка повернув голову, но продолжить, не успел.
 
                На экране появилась уже знакомая улице, с кабаре на заднем плане, а в следующее мгновенье возникла все та же дамочка, выходящая из такси. Певичка успела пройти лишь несколько шагов, как вдруг из-за поворота выскочил еще один автомобиль и на полном ходу сшиб женщину, от чего она, перевернувшись в воздухе, врезалась в стоявшую неподалеку телефонную будку. И снова на экране появились в изобилии кровавые пятна. В зале послышались негромкие возгласы, преимущественно женские. От неожиданности Серега едва не опрокинулся назад, удержавшись с большим трудом. И снова Саня, наклонившись вперед, больно ткнул приятеля локтем в шею.
 
                – Да, ты задолбал уже! – возмущению Сереги не было предела, и не услышали его, наверное, только от того, что на экране громко выясняли отношения.
 
                Что хотел ответить Саня, осталось неизвестным, ибо в следующее мгновенье на экране появился тот мужик, что показывал фотографии. На сей раз субъект с испуганным лицом убегал по грязному, захламленному переулку от тех типов, что вели беседу, сидя в кабаре. Впрочем, далеко убежать ему не удалось – откуда ни возьмись, появились два здоровенных мужика, ведущие нескольких агрессивно настроенных, злобно рычащих псов. В следующее мгновенье собак спустили с поводка и те помчались за испуганным субъектом. А еще спустя полминуты под зверское рычание экран начал наполняться брызгами крови.  По залу вновь прокатились весьма эмоциональные возгласы. Серега, так и не успевший принять более-менее удобное положение, пропустил большую часть кадров расправы, чего, увы, нельзя было сказать о Сане. И эти кадры произвели на парнишку столь сильное впечатление, что продолжавший стоять, вцепившись в портьеру, подросток не удержался и с силой рванул занавеску на себя. И...
                В следующую секунду оказался на полу, поскольку карниз, на котором висела портьера, не выдержал и с шумом рухнул, увлекая за собой и незадачливого мальчишку.
                На несколько секунд внимание зрительного зала переключилось на происшествие возле выхода. И наибольшее внимание, как и следовало ожидать, уделила именно тетка-контролерша.
                Как Сереге удалось выдернуть запутавшегося приятеля из-под портьеры, он, наверное, и сам не смог бы объяснить.
И каким образом удалось с немыслимой скоростью открыть защелку выходной двери, тоже осталось где-то за кадром.
                Отдышались незадачливые лазутчики, только оказавшись на расстоянии сотни метров от кинотеатра. 
 
                – Ну и с какого перепуга ты оторвал штору?! – с кислым выражением на лице воззрился на товарища Серега.
 
                – Да, кто же знал, что его собаки начнут рвать... – Пытался оправдываться Саня, потирая ушибленный карнизом затылок и разбитый при падении локоть. – Да еще так натурально!?
 
                – И афишу нарисовали такую, такую... – Сереге явно не хватило слов, чтобы выразить возмущение открывшимся обманом.
 
                – Вот и сходили на голых теток, – с мрачным видом констатировал Саня, отряхивая испачканную куртку. 
 
                – Вот блин! – Серега хлопнул себя ладонью по лбу. – Я же там кепку посеял! – парнишка сердито посмотрел на приятеля. – Все из-за тебя!
 
                – Да, ладно, не тебе же палкой по затылку прилетело, – с унылым видом оглядываясь на двери «Запасного выхода», вздохнул Саня, а потом с чувством добавил. – Что б я еще раз пошел на кино, где «дети до шестнадцати»!
 
                Постояв еще немного и переглянувшись между собой, приятели двинулись прочь от здания кинотеатра.


Рецензии
Добрый вечер, Сергей!
Очень понравился рассказ "Дети до шестнадцати". Афиша поражала эффектной женской фигурой на переднем плане! Не многие прохожие оставались равнодушными к сюжету плаката.
Двое семиклассников подошли к афише и увидели надпись:"Дети до шестнадцати лет не допускаются". Мальчишки поняли, что их не пустят в кинотеатр и ребята стали изобретать, каким способом они могут попасть в зал.
А дальше много юмора, упавшая портьера и куча ещё смешных моментов!!!

Сергей, спасибо за чудесный рассказ!
Я получила удовольствие!

Наталия Тимченко   07.04.2024 17:57     Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам, Наталия!

Искренне благодарю за отклик!

Да, были времена, когда появление заветной надписи на афише кинотеатра мгновенно будоражило воображение школьников, побуждая пойти на самые разные ухищрения, чтобы добраться до пресловутого "запретного плода".
Увы, вот только не всегда все эти немыслимые задумки приводили к цели, и что обиднее всего, не приводили именно к желанной цели, поскольку в зал кинотеатра попасть иной раз все же удавалось.
Современным детям, воспитанным на вседозволенности интернета, такие страдания покажутся непонятными...

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   07.04.2024 18:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.