Искра

День учителя сегодня
Отмечает вся страна
Рады будут и довольны
Пускай все учителя.
Ваши знания и мудрость
Пускай к детям перейдут
И тогда любую трудность
Они ловко обойдут.
Мама позвала нас в комнату : «Вот девочки, знакомтесь – Это Искра Михайловна будет учить вас французскому языку.» Я подумала : « Вот ещё этого не хватает, мама с бабулей Мартой немецкому учат, а тут ещё и французский.» Мама увидела моё сморщенное лицо, сказала : «И не баловаться, а то никакой рыбалки, велосипедов и футбольных мячей.»
Сама эта Искра своим внешним видом совсем не была похожа на учительницу. Старые перевязанные верёвочкой очки, худенькая, не высокого роста, со старой шалью на плечах. Где мой зоркий глаз заметил дырочку, видно моль постаралась. Она была похожа на рыбу в обед. Я не вольно хихикнула, за что получила от мамы строгий взгляд. Что-то в ней было знакомое, я долго думала на первом уроке, не слушала, рисовала свою любимую козу Зойку. Искра подошла ко мне : «Нельзя сидеть подперев рукой щеку, воспитанная девочка должна сидеть прямо.» Тут мои мысли сошлись в одном мнении. Я вспомнила : Искра словно вышла из книги А. Рыбакова «Бронзовая птица,» -  только там была управляющая и вся в чёрном. А от Искры, когда она улыбалась, исходил лучик доброты. Мой путь к познанию французского языка был труден, меня звала улица. Однажды Искра Михайловна сказала маме, что у Светланы очень, очень ужасное произношение и что тяжело ей со мной. Я была на седьмом небе. Всё правильно, велик и могуч только русский язык. Правда ещё для меня ближе была Украинская мова.
Как-то за ужином мама сказала : «Завтра идём на бал выпускников к Искре Михайловне.»
 Я представила, что я Наташа Ростова перед первым в её жизни балом. Большой зал, звучит музыка, но тряхнула головой – к этой Искре… Гримасса недовольства перекосило моё лицо. Тем более отец сказал, что едет на футбол, играет Зенит- Спартак. Я так хотела с ним. Зенит вместе с Динамо (Киев) были у нас в семье любимые команды. Мама сказала нельзя отказывать Искре – это не воспитанно, мы обидим её. Искра Михайловна жила в клубе в небольшой комнате. Где книги были от пола – до потолка и старое пианино, занимавшее главное место в комнате. Ещё висели портреты мужчины в белогвардейской форме и женщин в шляпах и длинных платьях. А ещё в углу, как будто сторож, стоял высокий фикус.
Я представляю крошечное зальце
С великолепным фикусом в углу.
В растяжку дремлют солнечные зайцы
На выкрашенном охрою полу.
В. Тушнова
А ещё поразил меня один портрет : Женщина стояла с цветами в белом фартуке и в белом платке с вышитом на нём красном кресте. Я узнала – это была Искра Михайловна. Мама сказала : «Я всё тебе потом расскажу.»
Мы вошли в зал. Было много народу. Все дарили Искре цветы. Их было так много, что казалось, Искра сейчас в них утонет. Но Искра положила цветы : «Спасибо, мои дорогие ребятки.» Мне стало весело. Какие же это ребятки, взрослые тетки, дядьки, даже военные, моряки. Тетя Галя, мамина подруга, она врач. Но Искра всех называла : Вани, Гали, Миши, Тани, Саши. Вдруг несколько мужчин вынесли пианино. Все захлопали. Пожалуйста, Искра Михайловна, сыграйте. Она засмущалась : «Ну что вы детки, пальцы уже не те,» - поправив опять свою старую шаль. Я была удивлена – её зелёное с переливом платье и …эта старая в дырке шаль. Неужто ей не стыдно, а ещё учительница. Искра Михайловна села за пианино. Мне показалось, всё вокруг завертелось, что я попала в сказку музыки : Вивальди, Полонез Огинского, Мусоргский, Шуберт, Чайковский, мой любимый Щелкунчик. Вдруг она запела французскую песенку про любовь. Тихо взяла последний аккорд. По её лицу пробежала слеза и упала на клавиши.. В зале стояла тишина. «Простите ребятки.» Потом были танцы. А я уплетала свои любимые пончики с ситром.
Вечером я спросила : «Мама расскажи про Искру Михайловну.» Она Изольда Михайловна Юсупова, родственница князя Юсупова. «Почему Изольда, она же Искра?» Вопросы перегоняли друг друга. Её отец служил в царской и белой армии. Родителей расстреляли. Чтобы дочь большевики не трогали, ей сделали метрики, что она Искра, хотя крестили её Изольдой. Её приютили дальние родственники, даже не родственница, а горничная. Она  сказала, что это племянница. Искра Михайловна закончила Педагогический техникум, стала преподавать. Вот этот клуб раньше было их имение – родительская усадьба. Большевики всё разорили, устроили клуб, сельсовет, даже конюшню. Ей разрешили жить в этой маленькой комнатке. В годы Великой Отечественной войны в доме был госпиталь. Искра Михайловна закончила медицинские курсы. Её призвали на фронт, была ранена и её комиссовали. Она стала работать в собственном доме, в госпитале. В короткие часы отдыха она садилась за пианино и играла. Играла и твою любимую Лунную сонату. «Хорошо, я всё понимаю, но почему она такая  интеллигентная, а ходит в рваной шали, просто, наверное, не увидела эту дырочку.» «Нельзя судить по одежде, Светлана. Эту шаль подарил ей любимый человек. Это память о нём. Когда была блокада, был холод, голод. Привезли раненого лётчика. Он кстати, служил в одной эскадрильи с твоим дедом. Нужна была кровь, но её не хватало. Лётчик молодой, красивый, с голубыми глазами.» «Как наш папа?» Мама погладила меня по голове. «Да, как наш папа. Врачи сказали, что лётчик умрёт, если не перелить кровь, а крови нет.» «Возьмите мою,» - вдруг сказала Искра Михайловна. «Девочка, тебе сколько лет?» «Девятнадцать.» «А на вид пятнадцать, потом хоронить тебя, людей итак не хватает,» - сказал врач. «Ничего, я сильная.»
- Лётчик выжил, ушёл на фронт. После войны нашёл её. Они поженились, но детей не было. Она всю любовь отдавала своим ученикам. Осколок войны дал о себе знать, Володя умер. Искра замуж больше не вышла. Предлагали переехать в другую квартиру, но она отказалась, её дом был здесь. Вот сегодня она пела песню про цветок, который распускается под лучами солнца. Он любил солнце, а солнце его. Эта песня про настоящую любовь. Искра хранит эту любовь. Пусть эта шаль старая, но это их любовь, их жизнь. И она этой любовью делится со своими учениками. Передаёт им знания и житейскую мудрость. Ты же видела сколько народу было на её юбилее? Да это ещё не все.
 Спасибо всем моим учителям за искру, которую вы зажгли в моём сердце, за жизненные знания и мудрость. Спасибо моей маме учительнице немецкого языка – Куц Людмиле Германовне.


Рецензии