Моё пионерское лето

Будь готов, Всегда готов.
Когда умерла мама, отец всегда отправлял меня  в Пионерский лагерь.  Он думал хоть под присмотром буду. Как он ошибался. У каждого в жизни есть особенное место, куда хочется возвращаться, вспомнишь и сердце щемит. Это был Пионерский лагерь «Солнышко» в селе Мостовая.                Собиралась с опаской, думала никого не знаю, не знакомое место. Когда сели в автобус, то оказалось, что пол Ненастья ребят и даже сестра моя Иринка, очень серъёзнный человек. Я всю дорогу смешила ребят, а Ирина вертела пальцем у виска. Когда приехали, через 20 минут меня знал уже весь лагерь. Только недовольным был начальник лагеря. Он сказал вожатым и воспитателям : «Чует моё сердце, что эта девочка доставит нам много хлопот.» Как в воду глядел.                Сижу на лавочке  - рисую. Подходит слегка рыжеватый, в веснушках мальчишка. «Ты что такая шустрая?» «И что?» «Да ничего. Просто шустрых мы на место ставим.» «А кто это мы?» «Я» - например. «А-а-а.»                Я промолчала, вспомнив слова отца: не спорь с дураком, иначе вас уже двое, и снова стала рисовать. Вдруг мальчишка протягивает мне руку : «Меня Пашкой зовут. Свет, давай дружить.» «Давай.» Я пожала ему руку. И началось наше весёлое, озорное пионерское лето.
       - Пацан из гипса, к небу горн и муравьи ползут из трещин,
       Садится солнце за бугор на ужин нам пирог обещан.
       Французский фильм «Фанфан Тюльпан» привёз механик по ошибке
       И закрывали нам вожатые глаза…               
                Л.Рубальская                На фотографии смешной на фоне знамени
       с призывом  горит  открытый честный взгляд
      И сердце жаркое Тимура.
                В. Тушнова
Что мы только не вытворяли…   Начальник лагеря хорошо играл на баяне. Отряд пел хором : «Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка.»  А мы с Пашкой только рты открывали. Он видимо заметил и подошёл к нам. «Хор молчит, а эти двое поют.» А у нас с Пашкой медведь не только на ухо наступил, но и на всю голову. Мы запели. Лагерь смеялся так, что все голуби улетели с церкви. Начальника затрясло. «Певцы с погорелого театра, чтоб глаза мои вас не видели.» А нам какая радость была. Вот мы и решили : око за око. Вечером наловили лягушек и положили ему в постель. Когда горн пропел отбой, дикий мат ураганом пронёсся по лагерю. Наши уши горели два дня. Утром нас с Пашкой выставил перед всем лагерем и начальник лагеря полчаса толкал речь, каким должен быть пионер.                Однажды вожатые организовали «Комический футбол» : мальчики кто в платье, кто в мешках, только просунута одна нога, чтобы мячик отбивать.      Мы с Пашкой были капитанами команд. Пашка предложил пари : « если вы проиграете, то вам по «фофану» (Щелчок по лбу).» А от меня встречное предложение : «Если вы проиграете, я пинаю всех по попе, а тебе Пашка столько « фофанов» наставлю, сколько мы забьём голов.» Мальчишки все засмеялись. Не знал Пашка, что Светка Куц с 3-х лет играла в футбол, а тренером был отец. Он играл во втором дивизионе команды Динамо-Киев.  Игра закончилась со счётом 12:2 в пользу девчонок. Болельщики смеялись ,  когда девчонки выполняли пари. После  «процедуры» над Пашкой, он бросился на меня в драку. Еле-еле нас растащили.                Зарница! Мы дети той поры, воспитанные на патриотизме, и каждый из нас жалел, что родились не в то время. Главная задача состояла в том, чтобы похитить флаг – тогда это победа! Мы опять встретились с Пашкой по разные стороны. Павел набрал команду из своих одноклассников, а мне достались малыши 1-2 ой класс. Он не знал, что я дочь и правнучка военного, тактику и стратегию боевых действий я знаю. Мои «солдатики» по 7-8 лет слушались беспрекословно, дисциплина была «железной». Смешно было: у меня 7- летняя девочка из пневматической винтовки все 10 шариков лопнула, а у Пашки только 5 попаданий. Настало время искать флаг. Свой флаг мы завернули в пакет и закопали. Разведка донесла, что флаг противника спрятан на сосне, а враг сидит и играет в карты. Я рассказала своей «Армии», что если мы пойдём через поле, то нас всех возьмут в плен, а это проигрыш.  Можно пройти через дебри и овраг с крапивой, где нас не ждут. Все согласились. Ни одна девчонка не пискнула, когда проходили через крапиву.  Мы дошли до границы «врага» : «Всем залечь, головы не поднимать, я пойду одна. Как только я залезу на дерево достану флаг, вы с криком « Ура» бежите ко мне. Вы двое наблюдаете за  противником. Как только увидите, что кто- то подходит к сосне, подать мне знак, как утки крякают. Я по- пластунски добралась до сосны и как кошка , взобралась на неё. Сорвав флаг, я крикнула : «Все ко мне!» «Ура –ура-а-а» - кричала моя «Армия». Пашка, матерясь, выбежал из леса вместе со своей «Армией». Но что поделаешь, умей проигрывать… На линейке поздравляли победителей и вручали торт.  Подбежал Пашка и меня  -  лицом в торт. Началась драка.  Нас растаскивали всем лагерем. Потом на Совете Дружины лагеря разбирали «наш полёт».Редколлегия выпустила газету «Командиры не поделили торт». У нас с Пашкой носы , как картошка, под глазами синяки, одежда рваная. Лагерь смеялся до утра. Даже начальник лагеря смеялся : «Вот попались на крючок, голубчики.» Было стыдно. В какой-то момент хотели сбежать. «Не, Паш, лицо как у клоуна, отец меня обратно отвезёт.» «Да, меня тоже.»                Решили мы с ребятами поиграть в Индейцев. Опять поспорили с Пашкой, кто будет вождём. Решили, что будет два вождя. Разукрасили красками лицо.    Вожатые увидели и умыли нашу боевую раскраску. Бесполезно, мы снова накрасились. В Мостовой не водились ни жирафы, ни буйволы, ни лани, а индейцы едят мясо.  Я пошла добывать мясо. Зашла на кухню : «А можно мне кусочек сырого мяса?» Повар вскинула руки, охнула и села на стул. «Светик, что у тебя с лицом?» Я объяснила, что мы играем в Индейцев. «Светик, давай я тебе котлеты дам?» «Индейцы котлет не едят,» - и вышла к ребятам. «Не дала.»    Пашка сказал : «Будем ловить голубей, сделаем им засаду. Возьмём сетки из под картошки, палочку поставим, хлеб покрошим и всё.» На том и порешили. Голуби жили на колокольне, куда вела старая лестница и доски были высоко.  «Молодые индейцы – вы в засаде, вам просто не залезть. Пойдут взрослые индейцы.» Мы подставили кирпичи, подтянулись и по одному пошли на верх. Поставили ловушку, в сеть попало штук шесть голубей. Развели костёр, ощипали  голубей, поджарили и съели. Огонь увидели местные жители и с нашего лагеря. Вызвали пожарных. К тому времени мы уже сами потушили костёр. Пожарные выдвинули лестницу и сняли нас. Только Пашка, рискуя переломать ноги, прыгнул на пристройку, а потом в заросли кустарника, где полно крапивы. Нас привели в медпункт, промыли желудки и оставили до утра под наблюдением. Меня Начальник лагеря постоянно спрашивал : « Где Туголуков?» «Не знаю,» - отвечала я. «Что ты мне врёшь? Что ты, что он  близнецы-озорники.» «Наверное домой убежал.» Целый день Пашку искали. Вожатые спрашивали малышей, но  они как настоящие индейцы, ничего не сказали бледнолицым. В столовой я не ела, а складывала в баночки.  Вожатая заметила : «Светик, зачем ты это делаешь?»    «Я потом съем.» «Нет, кушай сейчас.» Пришлось идти на кухню.  Там хороший повар, она всегда меня дополнительно кормила.  Она просто жалела, что у меня нет мамы.
 - Жёлтая луна спит за облаками.                В небо я смотрю, словно в тёмный лес.                Где-то среди звёзд  заблудилась мама                И она глядит с любовью на меня с небес.               
                А. Васильев.
Повар догадалась, что я прошу для Паши. Положила первое, второе и конфет. «Светик, скажи ему, пусть выходит. Да ничего ему не будет.»                Я стояла краснела  : «Вы только никому не говорите?» « Не скажу.»                Ночью пошёл дождь. Я взяла свою курточку, свитер, запасные  кеды, сдёрнула в столовой клеёнку и побежала к Пашке. Он был весь мокрый.     Когда переоделся и поел, я завела разговор  о возвращении в лагерь, но он твёрдо стоял на своём. Я не знала, что за мной следил племянник Начальника лагеря и всё рассказал дяде. Утром Начальник лагеря вывел Пашку из укрытия и поставил перед отрядом. « Куц встань вместе с ним.»                Начальник начал речь, от которой весь лагерь загудел. В заключении он сказал : «Отправляю их немедленно домой.» Ребята, словно рой пчёл, окружили нас с Пашкой. «И нас тоже отправляйте.» Вожатая Галя кричала :           «Они отличные парни!» Начальник махнул рукой и ушёл. «Ура-а-а, опять весело будет!» Раньше мы жили дружно, друг за друга горой, пусть иногда выясняли отношения кулаками.                Смена закончилась. Галя Демакова подошла ко мне, обняла : «Пока. Встретимся. Правда?» И пошла, потом обернулась и сказала : «Я всегда буду говорить – хороший ты  парень, -  Светка Куц.»                Мы сидели с Пашкой на лавочке. Автобус пришёл маленький, все не вошли. Нам сказали : «Ждите автобус.»  Начальник лагеря вышел на улицу, увидел нас с Пашкой, да как заорёт : «Что вы здесь делаете?» Мы с Пашей вместе , не сговариваясь, сказали : «А мы на вторую смену остались.» Начальник схватился за сердце. На нас напал смех. Всё прояснилось, когда  повар крикнула : «Ребятки,  идите я вас покормлю, а то когда ещё за вами приедут.»   
                Прошли годы, выросли дети из того лагеря, стали       взрослыми.                Справляем день рожденье у Анны Петровны. Павел увидел меня, здоровается. Мама Паши спрашивает : «Откуда ты Свету знаешь?» Павел, с полным ртом еды, отвечает : «Мам, ты что забыла, мы с ней все лагеря прошли.» все дружно посмотрели на Павла, на меня. «Вы что подумали – пионерские!»
 - Быть хорошим другом обещался,
А уехал и не попрощался
 И  не возвратится никогда…
Снова поднимаюсь на рассвете,                пью с друзьями по случаю вино,                И никто не знает, что на свете                нет меня уже давным- давно.
Памяти друга детства Павла Туголукова посвящается.  Спи спокойно друг.   Пусть земля тебе будет пухом, а пионерское лето никогда тебя не забудет.


Рецензии