Уголёк

Серёгин отец служил в Казахстане. По душе Серёге пришёлся Казахстан, особенно степь, когда цветут маки. Счастье наполняло его душу. Он падал на землю, вдыхая аромат маков. А ещё он любил ходить с другом отца с дядей Касымом в ночное. Дядя Касым , словно дед Щукарь, такие побасенки начнёт рассказывать, казалось смеётся всё вокруг – лошади, сосунки. Мы пацаны хватались за животы, падали от смеха. Звёзды на небе собирались вокруг  луны и тоже смеялись. Луна улыбалась и лунным светом хлопала в ладоши. Дядя Касым ,помешивая костёр, на который от смеха  упал  Пашка.  Ещё больше вызывая у всех смех, когда он в припрыжку бежал к реке : «Ой мамочки, ой папа горю.» Ночное для нас был предел счастья. А купание лошадей. Сергей любил красивого, чёрной масти коня – «Ворон». Он садился на коня и представлял, что он индеец и скачет не по Казахской степи, а по прерии. Они не сразу  стали друзьями, конь был с характером. Хоть Серёга и кормил его сахаром, но конь каждый раз, скидывал Серёгу и он приземлялся в руки матушки земли. Маки смеялись над Сергеем. Но постепенно конь и Серёга подружились. Когда Сергей приходил в ночное, конь громко ржал и скакал к нему, так как ноги были спутаны. А когда купали коней Ворон подставлял, то один бок, то другой и казалось, он фыркает и улыбается от удовольствия.     Однажды, придя в ночное, Сергей не заметил своего коня. «Дядя Касым, а где мой конь?» «На речке.» «Один?» «Ой, старая башка, забыл – внучка приехала ко мне.» «А как конь её подпустил?» «Эй, дак она его жеребёнком выходила. Вот возьми ласточку, чем не конь?» В душе у Сергея всё кипело : «Отдать любимого коня девчонке!» Взял под узды Ласточку и пошёл к речке. Он увидел небольшого роста девчонку, но она так виртуозно мыла коня, при этом что-то напевала. Вот пигалица, подумал Сергей, увела у меня коня. «Здравствуйте, Сергей,» - улыбнувшись, сказала пигалица. Сергей оробел. Видно девчонка увидела его удивление и смущение. «Мне дедушка про вас рассказывал, а ещё он говорил, что вы хорошо рисуете и пишете стихи.» Сергей посмотрел на неё, на него смотрели чуть прищуренные, как два уголька глаза. «Я -  Аида.» Вдруг, забравшись на коня, она прыгнула в воду. «Догоняй!» «Да раз плюнуть,» - подумал Сергей. «Он сейчас покажет, как надо плавать.» Но увы, Аида словно торпеда неслась к берегу. Аида смеялась, когда Серёга шатаясь вышел из реки. «Не обижайтесь Серёжа, я плаванием занимаюсь.» Сергей не ответил, уткнувшись в горячий песок. «Эгей, что отдыхать сюда пришли, коней кто купать будет?» - кричал дед Касым. Они поплыли обратно. Аида не вырывалась вперёд, плыла рядом с Сергеем. Вечерело. Небо покрыло звёздной шалью табун, ребят, деда Касыма. Только цикады запели свои песни под звук треска от костра. Они ели картошку, обжигая пальцы, все перемазались. «Серёж, пойдём к реке, умоемся.» «Далеко не ходить, волка недавно видели,» - сказал дед, расстилая тулуп возле костра. «Хорошо деда.» Луна словно услышала и сильнее включила свой лунный светильник. «Аида, расскажи о себе.» Она рассказала, что живёт в Пермской области. Красиво рассказывала о деревне, о людях, о природе. «Конечно люди красивые, с такими глазами  - угольками, как у тебя.» «Уголёк, уголёк.» «Дурак,» - и побежала. Вдруг впереди сверкнули зелёные глаза. Лошади дико заржали, залаял Жук, собака деда. «Волки! Уходим!» - крикнул Сергей. «Нет, я боюсь,» - и прижалась к Сергею. Её била мелкая дрожь. Послышались выстрелы. Волки повернули и побежали. «Я что вам говорил?» -  смешивая казахские, татарские слова, особенно тот язык, которые понимают все. «Сказал далеко не уходить, а то больше ни ногой в ночное.» «А рукой можно?» - съязвила внучка. Дед махнул рукой.  Мы с Аидой стали встречаться. Один раз она пригласила меня в гости. Вкус  Чак-чака на всю жизнь остался в памяти Сергея. Один раз в ночном Уголёк упросила деда проскакать по степи. «Чур я на Вороне,» - сказал Сергей. «Ладно, я на Ласточке.» «Ну мой Ворон обойдёт,» - подумал Сергей, даже улыбнулся. «Смеётся тот, кто смеётся последним,» - сказала Аида и вскочила на коня.  Но судьба тоже засмеялась над Сергеем. Ему казалось, сильные руки Казахской степи подняли коня Аиды и понесли по степи. Только звонкий смех Аиды эхом пролетал над степью. Возле берёзки Аида остановилась. «Смотри, берёзка, как у нас на Урале. « Серёжа, почитай что-нибудь про берёзку, по дому соскучилась.»
 И вдруг запела : «Ласкал весной  берёзоньку залётный ветерок,
Зажёг сердце девичье приезжий паренёк,
Встречались за околицей, где снятся сны лугам,
И знала лишь берёзонька, о чём шептались там.
И льнула к ветру шалому берёзонька листвой,
И льнула к парню девушка кудрявой головой.
Летели ночи летние, костром сгорали дни,
Расстались у берёзоньки осенним днём они.
Вдруг она замолчала. «Серёж, я наверное скоро уеду, каникулы закончились. Буду поступать в медицинский, хотя родители настаивают в педагогический. У меня мама педагог.» «Вот здорово, у меня тоже.» «А как же я-я,» - Сергей стал заикаться. Сердце бешено забилось,, что даже Аида услышала, положила на грудь руку. «Серёженька, я писать буду.» «Отец поговаривал с мамой, что переведут. А когда? Куда? Не знаю.» «А ты поступать будешь?» «Хочу, как отец быть военным, буду  лётное поступать, а не поступлю в Армию пойду.» В небесах парил Сокол. «И будешь вот таким соколом, раз в лётное собрался.» Я поглядел на небо, там парил Сокол и мне показалось, он машет нам крыльями. Сергей хотел тоже помахать, но Аида приподнялась на цыпочки, обняла Сергея и поцеловала его в губы. Словно молния пронеслась по всему телу Сергея. Он хотел прижать девушку к себе, но она вырвалась, вскочила на коня. «Догоняй,» - пронеслась по степи.
Всю жизнь Сергей догонял своего Уголька. Когда Сергей  как то вечером пришёл домой, отец сказал : «Собирайся Сергей, завтра уезжаем, меня переводят на Алтай.» «А как же учёба?» «В городе Барнауле, кажется, есть училище, а нет – в Армию пойдёшь, потом легче поступать. Поезд завтра в десять.» Ноги налились свинцом, он кинулся к двери. «Ты куда?» - крикнул отец. « Не трогай его, к ней побежал,» - сказала мать. Раньше он бежал не чувствовал земли, а тут будто гири привязали. «Серёж, заходи! Пойдёшь в ночное?» «Уголёк, мне тебе что-то нужно…» «Молчи» - она приложила ладонь к губам Сергея, обняла и стала целовать его, словно чувствовала, что это в последний раз. «Уголёк, завтра в 10 поезд, отца переводят на Алтай.» «Какой Алтай? А как же я?» «Приказы не обсуждают. Ты же домой уезжаешь на Урал.»   «А сегодня в ночное пойдёшь?» «Пойду.» Этой ночью они забыли обо всём. Луна склонила голову и гладила своей лунной рукой их головы. Они купали коней, обжигались картошкой, считали звёзды. Нашли своё любимое созвездие : Кассиопею. Вдруг упала звезда. «Серёжка, ты успел загадать желание?» «Нет,» - ответил Сергей. «А я загадала, но не скажу.» Вскочив на ноги, Аида, словно бабочка порхала над степью.  Горизонт стянул одеяло с солнца. Оно потянулось, одело розовый сарафан, окрашивая при этом горы, степь. Маки потянули руки-лепесточки к солнцу. Роса падала из лепестков, умывала их.
На таком же рассвете в пряди твоих волос,
Я недавно заметил лучик – отсвет берёз.
Это в канун разлуки трепетно и светло,
Лето нити, как звуки в косы твои вплело.
Поезд тронулся. Сергей стоял на перроне. «А ну быстро зашёл?» - сказал отец.  Аида бежала, а поезд тронулся. «Серёжа, вот тебе бабушка Чак-чак передала , а это платочек от меня.» Сергей поцеловал и вскочил на подножку, уже набирающего скорость поезда. «Я люблю тебя, Уголёк.»  « Я тоже…» но из- за стука колёс Сергей не услышал. «Первым делом самолёты,» - сказал отец. Сергей вышел в тамбур, развернул платочек : там лежали два уголька и монетка. В платке лежала записка: «Милый мой, пусть не я, а эти угольки будут с тобой. Это с нашего последнего ночного. Монеты из Казахского национального костюма. Пусть они хранят тебя, мой милый Серёжа, мой сокол. До встречи. Твой уголёк.»
Серёжа поступил в военное училище. Писал письма. Аида тоже писала чуть ли не каждый день. Они были наполнены такой любовью, когда он был в горячей точке, они спасли его от пули. Однажды его вертушку сбили. Сергей чудом остался живой, но попал в плен. Родителям пришла похоронка.  Но судьба, а может угольки, которые он носил с собой, даже Духи не тронули, только посмеялись. Вот монету забрали. Судьба благосклонна была к нему, а может Аидина любовь. Сергею чудом удалось сбежать из плена. Зато в России допрос за допросом. Через полгода его восстановили в звании. По ранению пришлось демобилизоваться .
  Он устроился водителем –дальнобойщиком. Писем от Аиды не было. У Сергея была командировка  на Урал, он решил найти Аиду, по пути заехал в её деревню.  Аида набирала из колодца воду, он сразу узнал её. «Аида!!!»     Она обернулась, ведра выпали из рук девушки. «Серёжа!!! Ты, ты же погиб,» - заикаясь прошептала Аида. Сергей протянул ей цветы, взгляд упал на живот. «Я замужем – вот на качелях  Алсушка, а здесь Рустик.» Из дома вышел мужчина : «Знакомтесь – это Дамир, мой муж, это Серёжа, помнишь я тебе рассказывала.» «Ну, что держишь на пороге гостя, давайте в дом.» Они всю ночь просидели на скамейке. Сергей всё рассказывал, рассказывала и Аида. Вдруг Аида сказала : «Смотри наше созвездие Кассиопея.» С неба соскользнула звезда. «Загадал,» - спросила Аида. «А зачем теперь.» Он поцеловал Аиду и пошёл к машине. На глазах Аиды показались слёзы : «Прости меня, мой Сокол.»
Прошло несколько лет. Сергей женился, родилась красавица дочь. На удивление всех родных Сергей назвал дочь Аидой. Как то раз на работе  ему выделили путёвку на курорт в Башкирию. Сергей хотел отказаться, но сердце заныло. Заехал в село, где жила Аида. У дома женщина вешала пелёнки. «Уголёк.» Женщина повернулась. Сергей оробел. Это была не Аида, только глаза – угольки. «Мама умерла,» - заплакала и убежала в дом. Сергей сел на скамейку, где много лет назад сидели они с Угольком. Он даже почувствовал её дыхание. Скупая мужская слеза выбежала из глаз. Из дома вышел Дамир. Он всё рассказал. « Мне можно на могилку.» «Да, да пойдём.» На него со снимка смотрели глаза – угольки. Припав на колени, достав платочек, он выложил два уголька. Прощай мой Уголёк.
Оглянись! И помолчи
Упрекни : виноват!
Тишина, листопад,
Уходящие молча
 не приходят назад.


Рецензии