Ладушки

Посвящается моим друзьям Афганцам.
- Сквозь прицел автомата я два года смотрел
И поверь не по блату я туда залетел
- И не льготная книжка меня привлекла
 - Я был просто мальчишкой, а там шла война.

Пройдя учебку Олег не знал куда попадёт, хотя ходили слухи, что их готовили   «за речку». Сидя с другом Санькой в каптёрке они курили, молчали. Вдруг Саня спросил : «Вот ты сержант, крутишься среди командиров скажи куда нас пошлют?» «Олег, а там страшно?» - продолжал зёма. «Только у дурака нет страха,» - Олег выпустил колечки дыма. «Не дрейф, дураков туда не возьмут» - засмеялся Олег. «Ладно, пошли, скоро отбой.» «Да, Сань, если туда нас отправят (Олег не хотел даже произносить это слово) ты своей матери не пиши». «А если она узнает?» «Ну напиши, что ты повар. У тебя фамилия подходящая Хлебников» - засмеялся Олег. «Я уже приготовил письмо, что вожу командира, ем от «пуза» и синее небо над головой» - продолжал Олег.
Олегу снился дом, сёстры, братья, детство.
- Еду я дорогой длинной…
Незнакомые места
За плечами сумрак дымный
Замыкает ворота.
Ельник сгорбленный, сивый
Спит в сугробах по грудь…
Русь лесная ликом древним
Светит мне там и тут,
В тишину по снежным гребням
Сани валко плывут.
Будто в зыби я качаюсь,
Засыпаю без снов…
Возвращаюсь возвращаюсь
Под родимый кров…

Подъем он не слышал:-« Сержант,ты, что оглох ?» - кричал прапорщик. Олег сразу всё понял.  Их отправляют за « речку». Вместе с техникой , они погрузились в самолёт. Саньку мелко трясло. «Ты письмо матери написал»- спросил  Олег. «Да,да»- заикаясь ответил Саня. «Поваром работаю». «Молодец!» - Олег похлопал друга по плечу. Боялся ли он? Конечно боялся.      О матери думал, не о себе. Вспомнил как в детстве в войнушки играли с другом, Атаманом его звали, а я у него был Адьютантом. Так Атаман всегда жалел, что не в те годы родились. Будто Бог услышал и послал нам испытание. Я в Бога не верил, был комсомольцем. Когда провожали в Армию, в сумке нашёл крестик, видно мать положила.
Командиров собрали в штабе. «Товарищи офицеры, на завтра нам предстоит боевой выход  в «Х» ущелье.» Полковник ткнул карандашом  в карту. Один из лейтенантов возразил : «Но это верная смерть?» «А тут везде смерть!» - повысил голос полковник. «Ты сюда пришёл не на танцы, или уже штаны мокрые? Затычки в медсанчасти возьми.» «Да будет тяжело, так как наши вертолёты должны были доставить боеприпасы для обеспечения рейда, но  обе вертушки были сбиты комплексами «Стингер». В результате «Ми-8» уничтожены, пилоты погибли. Мы лишились арсенала. По «Духам» сработают ребята десантники. Они должны их выкурить из ущелья, но это не на долго, по этому приказ: «Завтра идём своими силами».
Выехали в четыре утра. Санька уверенно вёл машину, объезжая каждый камешек. Первые лучи солнца стали окрашивать горы в малиновый цвет. Из серых и грязных они становились где-то розовые, где-то малиновые, где-то жёлтые, как слоённый торт, когда пекла мама в детстве. Олег улыбнулся.   Вдруг по рации : «Колонна стой, всем приготовиться.» Перед первой машиной сидел привязанный колючей проволокой к перекрытию наш солдат. Из правого бока сочилась кровь. Это была ловушка. « Духи» всегда так делали, вокруг солдата было всё заминировано. «Всем занять позиции, сапёры вперёд». Олег вцепился в пулемёт, положив палец на курок. Он взглянул на Сашку : «Кашевар, сегодня компот будет?» - пробовал шутить  Олежка. Вдруг раздались взрывы. Душманы подорвали первую и последнюю машину. Начался бой. Сколько он длился Олег не помнил. Их «ласточку» , так ласково они называли свою БМП, подбило. «Сашка-а-а, где ты?» - после боя шатаясь кричал Олег. «Что ты орёшь?» - сматерился лейтенант. «Ни Сашки, ни Мишки, ни Ваньки нет, только две машины целые остались, перевяжись.» Только сейчас Олег почувствовал боль в плече и в боку. «Собрать всех раненых и убитых, сейчас «вертушки» будут.» Олег нашёл Сашку. Он лежал с открытыми глазами, будто последний раз хотел посмотреть на небо. Олег опустился на колени и закрыл глаза другу. Из окровавленного кулака он достал фотографию его матери. «По машинам!» Не успели проехать 3 километра, как снова бой. Последнее, что помнит Олег, это были наши «Ми-8». Потом госпиталь.
Вот и Союз. Он не верил своим глазам. Ташкент – мирный, красивый, главное никто не стреляет. Хотелось кричать : «Я- живой ,я вышел из ада!» Как кольнуло в боку. Осколок маленький, в госпитали сказали ,в союзе вытащат. Свадьба пела и плясала. Родились 2прекрассных мальчугана. Но настали  девяностые. Денег не хватало. Жена не выдержала  ушла, оставив мне сыновей. Как-то мать говорила : «Каждой кастрюле найдется крышка». Значит она не моя крышка. Сначала помогали друзья афганцы, братья, сёстры, но у них своих проблем хватает. Олег думал, что война – это страшно, а жизнь ещё страшнее. Там «духи» - видно, что враг, если идёт с ножом, то спереди. Тут жизнь бьёт в спину, как трус, который боится встретиться  глаз с глазом. Олег стал пить. Родина обещала золотые горы, значит, как воинский долг выполнять нужен, а тут ни работы, ни денег, жена и то предала. Однажды, когда дома никого не было, поцеловал фотографию сыновей, фотографию пацанов возле своей «ласточки», Сашкину, где они в учебке. Гуляли по городу, ели мороженное, такие веселые. «Прости, Сашок, что тогда тебя не прикрыл и не лёг с тобой рядом. Ничего сейчас встретимся с тобой.»      Он взял ведро, верёвку…И полетел в бездну. Видит мама идёт, которая давно умерла. Так светло стало. «Олежек, не надо, у тебя детки, их мать предала, а теперь и ты хочешь. Помнишь, мы с тобой в детстве в ладушки играли. Давай поиграем. Молодец! Возвращайся! Рано тебе ещё сюда.» Он очнулся лёжа на полу гаража – верёвка не выдержала. Болели голова горло. Он старался больше об этом не думать.
Он влюбился с первого взгляда, его не смутило, что у неё две дочки-лапушки.
      - Ночь была светла в этой лунности,
 Ты ко мне пришла, как из юности.
 Будто в первый раз откровенье рук,
Синева из глаз расплескалась вдруг.
 Буду я твоей – стану каяться!
 Слышишь соловей задыхается?
 И расслышал я песню дальнюю,
Чуть печальную, обручальную!
 Блещет золотом и качается
 С первым холодом не кончается
 Пусть по озими возле наших ног
 Иней осени на рассвете лёг,
 Сединою лёг на виски мои
 В эту ночь с дорог  сбились соловьи.
 Вот один из них спел тебе и мне
 На заре затих – поспешил к весне
 Только ты забудь про обратный путь
 И при свете дня долюби меня.
                (В. Домрин)
Они поженились. Ольга была прекрасной мамой и женой. Но судьба т. е. война напомнила о себе, осколок зашевелился. Операция, инвалидность. Но он не сдавался, не мог. Он отвечал за большую семью. Он построил дом, дети выросли. Девчонки вышли замуж, подарили внучек, которых он так любит. Вот пятилетняя Катюшка – чудо, подбежала к Олегу : «Дедуля, ты моя отрада». Обняла за шею : «Ненаглядный мой». Олег смеётся : «Она как скажет, так скажет». «Дедуля, поиграем в ладушки». Когда первый раз Катюша попросила сыграть, Олег вздрогнул. Но сейчас он обнял девчонку. Давай играем. После игры Катюшка убежала смотреть Мультики. Олег вышел во двор. «Спасибо, мама!» Небо было звёздное.
 - Знаешь, как хочется жить!
 Наслаждаться восходом багряным
 Жить, чтобы просто любить
 Всех, кто живёт с тобой рядом!
 С неба упала звезда.


Рецензии