Рассказ о том, как армия детям фильм подарила

Полное название: скромный солдатский завтрак, или рассказ о том, как армия детям фильм подарила

С посвящением всем тем, кто был, есть и будет причастен к вооруженным силам.

Коллаж: начало песни "Зеленый цвет у наших трав некошеных". Коллаж с портретами Михаила Львовского, Николая Александровича, Владимира Шаинского

Итак, у нас староновогодняя ночь, и многие дети хотят староновогодняя сказку... Или просто новогоднюю. Или просто рождественскую. Впрочем, ночь оказалась весьма короткой: на написание текста автора этих строк хватило, но он оказался слишком емким.. А материал после одного копка лопатой вглубь слишком обширным...
А автор этих строк, как назло, совсем не сказочник. Наоборот, он бывалый разоблачитель мифов. Но вот нечто чарующее рассказать все же хочется. Тем более, что этот блок очарования один к одному вписывается в его планы смелые создания блока материалов, как текстовых, так и видео-материалов, связанных с источниками финансирования советских кинопроектов. Ибо, к великому счастью, процесс работы над "Россия с нами не пропадет" кое на что открыл глаза.
Смотрим кино и кое-что видим, кое-что наблюдаем, кое-что бросается в глаза. Видим, что полностью, от начали и до конца прописана детская лагерная линия. Которая для главного героя, исполняемого Прохановым, вылмвается в погружение в педагогику, а для одной из главных героинь, исполняемых Талызиной, в ее прозрение с весьма опровержением одного из педагогических принципов. И там и там сюжетная линия - долгого пути постижения истины.

А вот военная линия... Ну как-то два отдельных штриха, и не более. Две песни, одна лирическая, прозвучавшая однажды в финальном концерте "Песни года" ("Мне снится мой город"), а вторая солдатская, строевая, неоднократно звучавшая по радио ("Зеленый цвет у наших трав некошеных"). Причем вторая хоть как-то привязана к сценарию - участников лагерного похода угораздило посетить район проведения маневров, где их пребывание ограничилось проверкой документов и наблюдением марширующей воинской части со строевой песней. А вот первая со словами
Мне снится мой город,
я скоро вернусь
Туда, где я сердце оставил
выглядела предельно странно: в фильме не было персоналифицированного военного героя. Не было. Главный герой, играемый Прохановым, был абитуриентом, а отнюдь не солдатом. И сердце в городе он никому не оставлял.  Как ясно следует из сюжета фильма. В целом выглядит как своего рода киноляп.
Итак, что в итоге? Мощная детская сюжетная линия и откровенно слабая военная? Что бы это значило? Может быть, то, что изначальный сценарий был сугубо детским и там тема военная вообще не звучала? А зачем она вообще фильму оказалась нужна? Может быть, для помощи? Если так, то для какой?
А ведь ответ на последний вопрос о природе оказанной помощи банален. Ибо природой оказанной помощи была помощь финансовая.
В ее мелкие детали мы не впадаем. И без того более-менее известно, что министерство обороны - министерство силовое. И по этой причине не самое бедное. И среда военных вполне себе в состоянии давать знать кинематографу о своих интересах. Причем не бесплатно.
Здесь же, судя по всему, была выделена не очень крупная сумма. Значительно меньшая требуемой для создания фильма. Но: без нее детский  фильм бы не состоялся. Поэтому о фильме режиссера Николая АлександрОвича "Завтра на траве" 1981 года выпуска, снятый ТО "Экран" можно сказать смело: он был подарен детям солдатами. Т.е. армией.
 * * *
В свете этого было бы интересно взглянуть на отдельные моменты биогр
афии его создателей. Режиссер фильма Николай Александрович  и автор сценария Михаил Львовский были ровесниками - им на момент съемок фильма, в 1980 году, было ровно по шестьдесят. При этом для Николая Викторовича Александровича, несмотря на его возраст, это был, как это ни странно, период взлета... У него еще в течение 80-х- начала 90-х были еще четыре режиссерские работы... И смерть в весьма почтенном 86-летнем возрасте в 2006 году.
А вот у Михаила Григорьевича Львовского это был последний фильм. Для него это было своего рода прощание с кинематографом. И возраст на момент смерти, наступившей через четыре года, у него был куда менее почтенный, чем у его коллеги-режиссера.
Что характерно, один из самых популярных его как сценариста фильмов - "В моей смерти прошу винить Клаву К." был снят по мотивам его повести и был, по сути, автобиографическим. В жизни ему выпало быть в роли влюбленного героя-страдальца, проигравшего в любовной интриге, а в роли победителя в этой интриге оказался Александр Гинзбург-Галич, также известный поэт и кинематографист. А еще бард.
Официально принято считать, что этот фильм "снят по одноимённой повести Михаила Львовского, в которой, по его словам, нашли отражение перипетии его юношеских отношений с Валентиной Архангельской, которая затем стала женой
Хочется напомнить, что у самого Галича как у режиссера последний фильм вышел в 1970 году и назывался он "Вас вызывает Таймыр". На тот момент Галич весьма интенсивно занимался бардовской деятельностью, приводившей его ввиду политизированного и сатирического характера его песен к конфликту с властями. В 1971 году он бы исключен из Союза писателей, а еще через три года был выдворен из СССР.
Может  быть, его в это время хватало на помощь старому знакомому, к тому же коллеге по цеху? Ну режиссерство нескольких фильмов - это немало, круг знакомства у него тогда еще был. Может быть, для кинематографа ему удалось нащупать некий финансовый мешок? И, может быть, можно сказать, что на съемках "Завтраке на траве"  ресурсы из некоего финансового мешка весьма иссякли?

Не исключено. Мнение читателей?
Поддержка канала: 2200 2404 0551 5350 Мир


Рецензии