Новогодняя ёлочка

               


                Посвящается моему племяннику
                Лысенко Арсению Сергеевичу





ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Барсик – кот
Шарик – пёс
Настенька – внучка
Дед
Бабка
Заяц
Лиса
Волк
Белочка
Ворон
Мишутка – медвежонок
Дед Мороз




                Картина первая

Окраина села. Канун Нового года. Маленькая избушка. Из трубы клубится дым. Топится печь. За окном завывают метели. Возле печи сидит старушка и что-то вяжет. У порога лежит пёс, задумчиво разглядывает лампочку. По центру комнаты стоит стол. За столом сидит девочка и читает коту сказки. Кот, рядом на стуле, внимательно слушает. На нём, как ни странно, очки.

Барсик (вздыхая). Эх, мне бы такие сапоги. И шляпу. И шпагу. Тогда бы точно соседскому Ваське показал, где воробьи чирикают.
Шарик (не отрывая взгляд от лампочки). Сперва от мышей избавься. А уж после сапоги проси. (Зевает). Не стены, а решето. Зато кот в доме. Стыдоба.
Барсик (оборачивается). Отдыхаешь? Вот и лежи-помалкивай. Умник.
Шарик. Я, между прочим, дом стерегу.
Барсик. На всё одна отговорка. Путные собаки сторожат избу с улицы.
Шарик. Как же я тогда пойму, кого и что мне охранять? А так, вот… Все на виду.
Барсик. Пользы от тебя, Шарик, никакой. В далёкие времена из негодных собак шапки шили.
Шарик. Какую шапку?
Барсик. Которую хозяин на лоб натягивает, когда во двор идёт. Либо ещё куда.
Шарик. Врёшь!
Барсик. Зачем мне врать? Мы, учёные коты, до такой низости не опускаемся.
Шарик. Батюшки. Очки нацепил и уже учёным заделался. Не смеши мой серый хвост.
Барсик. Понимал бы чего.
Шарик. Ты, кстати, в них на сову похож. И на осла немного. У того тоже глаза большие. Я на картинке видел.
Барсик (возмущён). Я!.. Меня!.. Да я за это…
Настенька (придерживая кота). Будет вам. Успокойтесь. Как малые дети.
Шарик. А чего он?.. Очки ему купили. Теперь сапоги подавай. (С обидой.) Б;луйте, б;луйте. А завтра тулуп хозяйский потребует. (Чешет себя лапой.) Нам вот, честным собакам, ничегошеньки не надо.
Настенька (улыбается). Идём к нам. Я тебе книгу почитаю. Так. Сейчас. (Подходит к полке, ищет среди книг.) О! Нашла. (Присаживается обратно.) Гляди какая (показывает книгу). Фердинанд Великолепный.
Барсик. Великолепный?
Настенька. Конечно. Вот.

Кладёт книгу на стол. На обложке изображён пёс в костюме, пальто и цилиндре.

Барсик (ревниво). Этот точно до нитки обует. И по миру пустит. (Убирает лапой книгу в сторону.) Каштанку ему лучше прочти. Чтобы знал.
Шарик (навострив ухо). Чего знал?
Барсик. Как вести себя в приличном обществе. А не то… обратно в цирк вернём. (Подмигивает.) Мотай на ус.
Настенька. Никто никого никуда отдавать не будет. И вообще…

С печи, постанывая, спускается старик. Держится за спину. В полусогнутом положении ковыляет к столу. Тяжело присаживается на лавку.

Дед. Налей, внученька, чай.

Настенька выходит из-за стола, вынимает блюдце и чашку. Присаживается обратно. Аккуратно наливает из самовара чай.

От спасибо. (Берёт чашку, делает глоток.)
Настенька. Как твоё самочувствие?
Дед (грустно). Силы меня покинули. Ни сесть, ни встать по-человечески.
Настенька (с надеждой). К утру, может, полегчает?
Дед. Нет, милая. Не так скоро.
Бабка (за всё это время впервые останавливает вязание). Где ж тебя так угораздило?
Дед (пьёт чай). Где-где… Поди, во дворе и продуло.
Бабка. Говорила одевайся. Не ходи нагишом. Теперь вот, пожалуйста, что и требовалось доказать.
Шарик. Чего требовалось?
Бабка. Внучку без ёлки новогодней оставил.
Шарик (с умным видом). Делу время. Потехе час.
Барсик (с тревогой). Как же так?
Дед (виновато; внучке). Прости, милая. Годы мои уже не те. И ноги, и спина… совсем не слушаются.
Настенька. Ничего, дедушка. Я всё понимаю. (Подходит, обнимает старика.) Ты, главное, поправляйся скорее. Большего не надо.
Дед. Спасибо, внученька.

Пауза.

Барсик (тихо). Что ни говори, а… без ёлки уже не праздник.
Шарик. Подумаешь, дерево.
Барсик (ненавязчиво). И Дед Мороз не придёт.
Дед. Моя вина. Не зря говорят – готовь сани летом, а телегу зимой… Нет бы заранее сходить. Что ты! До последнего дотянуть надо.
Шарик. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Барсик (Шарику). Пословица, друг мой, не ради красного словца. Запомни. Каждая несёт глубокий смысл. И произносится в нужное время.

Шарик ищет у себя блох.

Хотя кому я это всё говорю.

Маленькая пауза.

Бабка. Мы, внученька, во дворе яблоню украсим. Лучше всякой ёлки.
Дед (ожил). Верно. Чем не дерево?.. Сейчас украшения достану. (Хочет встать, но хватается за спину.) Хотя нет. (Бабке.) Подсоби.
Настенька. Не надо. Зачем? Людям на потеху.
Бабка. Что тебе люди? Подумаешь. Если захотят, во всём изъян найдут. Не бери в голову.
Барсик (Настеньке). Как же коньки? Дед Мороз в самом деле не явится, если к нему не подготовиться.

Долгая грустная пауза.

Шарик. Придёт! Никуда он не денется. А ёлку мы добудем.
Все. Мы?
Шарик (отважно). Я и Барсик.
Барсик (глядит в окно, где завывает вьюга; прикрывает лапой глаза; качает головой). Ой, балбес.
Настенька. В такую пургу? Это же очень опасно.
Шарик. Пустяки. (Подбегает к коту, кладёт лапу на плечо.) Где наша не пропадала!
Барсик. Послушай, что старшие говорят.
Шарик. Хозяин меня в лес брал. Дорогу знаю.
Дед (глядит на пса). В такую погоду пропадёшь.
Бабка. Не пропадёт. Кот, ежели что, присмотрит.
Барсик. Э-э-э, нет. Мы так не договаривались.
Шарик. Эй! Кот в сапогах. Чего хвост поджал?
Барсик. Во-первых, сапог у меня нет.
Дед. Будут.
Барсик. А во-вторых…
Дед. И во-вторых тоже. Что душа пожелает.

У Барсика загорелись глаза.

Настенька. Ну, пожалуйста. А если что-то пойдёт не так, сразу возвращайтесь.
Барсик (польщён). Не могу отказать хорошим людям. Мр-р. (Шарику.) Точно дорогу знаешь?
Шарик. А то!.. От левого кусточка, до первого пенёчка, четыре-три шажочка. И ёлочка у нас.
Барсик. Чую, добром это не кончится.
Шарик. Ладно тебе. (Отмахивается.) Слово – серебро, молчание – золото.


                Картина вторая

Ночь. В избе давно все спят. Лёгкий свет проскальзывает сквозь заслонку печи. Слышно, как потрескивают поленья. Шарик стоит у окна, облокотившись на подоконник. Разглядывает улицу. К нему на цыпочках, чтобы никого не разбудить, подкрадывается кот.

Барсик (кладёт лапу на плечо). Волнуешься?
Шарик. С чего это вдруг?
Барсик. Перед дальней дорогой.
Шарик. Будто я лес не видел. Это ты у нас домашняя особа. Тебе и стоит опасаться. А я…
Барсик. Был-то всего раз.
Шарик. Этого более чем достаточно. С моим-то обонянием. В любую погоду с закрытыми глазами зайду и выйду. Хоть из самой глуши.
Барсик. Неужели?
Шарик. Там моя стихия. В лесу как рыба в воде.
Барсик. Ну-ну.
Шарик. Главное, меня слушайся. Будь рядом. И никто не обидит.
Барсик. Могут и обидеть?
Шарик. А то нет. Правильно Настенька сказала: лес полон опасностей. Такие чудища водятся… Это тебе не с котом Васькой спорить да силой мериться.
Барсик. Со слабаками дел не имею.
Шарик. На прошлой неделе рыбью голову, наверное, по доброте душевной отдал ему?
Барсик. Жалко стало. Всегда некормленый.
Шарик. В другой раз зови. Заступлюсь. Всё не чужие друг другу.
Барсик. Я!.. Меня!..
Шарик. Тише ты. Весь дом на уши готов поднять.
Барсик (виновато). А чего ты дразнишься? Он, между прочим, и над тобой посмеивается. Говорит – блохастый коврик.
Шарик. Лес рубят – щепки летят.
Барсик. Чего?
Шарик. В лесу, говорю, держи ухо востро. Вот чего.
Барсик. Как раз об этом я и пришёл поговорить.
Шарик. Встретится Барсук. Не паникуй раньше времени. И в глаза ему не смотри.
Барсик. Кто?
Шарик. Или друг его – Енот. Эти товарищи церемониться не станут. Разорвут на мелкие кусочки.
Барсик. Зимой?
Шарик. А то. Схватят и под снег утащат. Там у них норы.

Молчание.

Страшно?
Барсик. Они сами всего опасаются. А сейчас зимуют. Дожидаются весны.
Шарик. Откуда знаешь?
Барсик. По-твоему, Настя просто так мне книги читает? Много чего полезного узнал. (Не без гордости.) Я сам теперь ходячая энциклопедия.
Шарик. Кто?
Барсик. Совсем ты у нас несмышлёныш.
Шарик. Сейчас оплеуху дам.
Барсик. Вот встретишь в лесу медведя, ему и дашь. Хоть две, хоть три. Можно с десяток и все разом.
Шарик. Это ещё кто такой?
Барсик. Да-а. Тяжёлый случай.
Шарик. Мед-вед... Придумают тоже. Что-то вроде ящерки? Или лягушонка какого?

Барсик берёт со стола книгу. Открывает в нужном месте, показывает другу.

(Удивляется.) Вот это морда.
Барсик. И таких там, с эдакой-то мордой – пруд пруди.

Шарик собирается, что-то сказать.

Не надо. Без поговорки.

Пауза.

(Вдруг.) А что… если мы никуда не пойдём?
Шарик. То есть как не пойдём?
Барсик. Тише.

Подходит к лавке, где спит бабка. Заглядывает на печь к деду. Все спят.

А так. Пересидим где-нибудь до вечера. Скажем, что были и не нашли. Или ещё лучше. Что еле ноги унесли. От медведя. Они зимой злые. Если потревожить.
Шарик. Это который на картинке?
Барсик. Это в книге он безобидный. Чтоб детей не пугать. А на самом деле. Представь соседского Алабая. Да-да, того самого. Так вот, медведь раз в десять больше будет.
Шарик (трусит). Во сколько?
Барсик (кивает). Вширь и ввысь.
Шарик (поджав хвост, переведя дыхание). Я думал, крупнее зверя и быть не может.
Барсик (снимает очки, протирает стёкла). О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух.
Шарик. А?
Барсик. Ты всё правильно сделал. Хвалю. Преданность свою доказал. И я сапоги заполучу.
Шарик (отрицательно качает головой). Нет. Я так не могу. Обманывать?
Барсик. Поверь, это же для нашего блага.
Шарик. Вот что. Можешь оставаться дома, а я иду за ёлкой. И у Насти будет праздник. Самый настоящий. Как у всех. Даже лучше. И никого я не боюсь. Ни слона, ни крокодила, ни бурундука.

Молчание.

Это самое малое, что мы можем для них сделать. В благодарность.

Шарик и Барсик глядят на своих хозяев.

Крышу над головой дали. Едой не обижают. А сколько уважения, заботы и ласки… Тебе, начитанному, поди, хорошо известно, как живётся нашему брату с плохими хозяевами.
Барсик (не сразу). Молодец. Эта была проверка. И ты её прошёл.
Шарик. Правда?
Барсик. Отдыхай. Набирайся сил.
Шарик. И ты тоже.
Барсик (Уходит. Находит красную ткань. Садится за стол. Берёт ножницы. Режет на тонкие верёвочки.) Предчувствует моё кошачье сердце неладное. Заплутаем. Как пить дать заплутаем.


                Картина третья

Утром дед с бабкой снарядили кота и пса в дорогу. Барсику на шею повязали шарф. Старик Шарику отдал свою шапку-ушанку. Настенька тем временем выволокла из сарая сани и достала топор. Попрощались. И друзья отправились в дальний путь. И только они зашли в лес, как Шарик принялся плутать. В одну сторону бросится, в другую. Всё-то он помнит, всё-то он знает. Кот послушно следовал за псом, притворно соглашаясь с его обонянием, но при этом не забывая привязывать к деревьям красную ленточку. Как Барсик и ожидал, Шарик в скором времени запаниковал.

Барсик. Всё? Пришли?
Шарик. Так. Это. (Водит мордой по сторонам.) Сюда… Нет-нет, сюда. Хотя… Нет. Туда. Точно, туда.
Барсик. Заблудился?.. Признайся уж наконец.
Шарик. Не отвлекай.

Барсик привязывает очередную ленту к стволу берёзы.

И совсем это не обязательно. Трата времени.
Барсик. Поживём – увидим. (Разглядывает коготки.) Я так понимаю: нюх твой исчерпал своё предназначение. Скоро домой?

Шарик вбирает ноздрями воздух, принюхивается к снегу. Внимательно взирает по сторонам в надежде хоть за что-то ухватиться.

Ослам упрямым поём мы оду.
Шарик. Я же говорю. От левого кусточка, до первого пенёчка. (Прыгает к первому попавшемуся кусту. Оттуда выбегает заяц, падает на спину, раскинув лапы.) Вот те на. Заяц (глядит на Шарика). Ой, мамочки. Волк.
Шарик (оборачивается). Где?

Маленькая пауза.

Заяц (завопил). Не губите невинную душу! Не оставляйте детишек сиротками. Двенадцать по лавкам и двое у жёнушки-красавицы на руках. Погибнут без меня. Лютой голодной смертью. Да и что с меня взять? С маленького и худого? На один зуб. И не поймёте даже. Только подавитесь. (Кричит.) Пожалейте, братцы!..
Шарик. Кролик. Ты чего разорался? (Протягивает лапу. Помогает подняться. Отряхивает.) И вообще, ты как здесь оказался? Дед, что ли, послал?
Заяц (недоумевая). Значит, отпустите?
Шарик. Тебя никто не держит.

Заяц пытается удрать.

Барсик. Стоять! Ты-то нам и нужен.
Заяц (в отчаянии). Я?.. Волки, милые, не губите! Не оставляйте детишек сиротками…
Барсик (качает головой). Что же за день-то сегодня такой? Бла-бла-бла. Двенадцать по лавкам и двое у жёнушки на руках. Смени пластинку.

Молчание.

(Зайцу.) Успокоился? (Показывает на пса.) Неужели он на волка похож? Присмотрись лучше. Да. Родственная связь имеется. Дальняя. Но не более. Волк сильный, отважный, свирепый, а этот (снимает с Шарика шапку, надевает на Зайца) всего лишь дворняга. А я кот.
Шарик (забирает обратно шапку). Шарфом своим распоряжайся. А чужое имущество не трогай.
Барсик (Зайцу). Будем знакомы. Это Шарик. Но не тот шарик, что надувают на праздники, а обычный пёс. Ну, а я – Снежный Барс. Можно просто – Барс.
Заяц (пожимает коту лапу). А я Зайка.
Барсик. Русак или Беляк?
Заяц. Не знаю. Просто Зайка.

Молчание.

Шарик (вдруг). Так это не кролик, что ли?
Барсик (подняв лапы кверху). Наконец-то.
Заяц. Так зачем я вам понадобился?

Барсик рассказывает историю их похода.

А! Так это вам к Белочке нужно. Она все ёлочки в округе знает. И большие, и маленькие. Я провожу.

Зайка с Шариком и Барсиком направились к Белочке.


                Картина четвёртая

За деревьями появляется Лиса. С большим интересом следит за гостями. Пытается уловить каждое слово. Осторожно, чтобы не привлечь внимания, следует за ними.

Шарик. И главное, любой подарок может подарить. Что душа пожелает.
Заяц. И морковку?
Шарик. Ха. Хоть тысячу морковок. Хоть мильён. Говорю же – волшебник. С Северного полюса. Он всё может.
Заяц. И капусту достанет?
Шарик. Целую бочку.
Лиса (замечтавшись). А уточку?.. Жареную.
Шарик. Да-а. Жареная уточка – объедение. (Опомнившись, останавливается, глядит на Зайца.) Какой-то ты неправильный заяц. (Барсику.) Они точно траву едят?

Из-за елей появляется Лиса.

Лиса. Прошу меня извинить. Случайно подслушала вашу беседу. (Притворяется.) Ох, как стыдно.
Заяц (тихо). Не верьте ни единому её слову.
Лиса (показывает на Зайца пальцем). Ты! Негодник. Вот и пересеклись пути наши вновь. Я же говорила (Облизывается.)
Заяц (от страха приседает). Не губи, матушка! Не губи, голубушка! Не оставляй детишек сиротками. Погибнут без меня лютой смертью.
Лиса. Болтун. (Показывает на кота и пса.) Это им можешь песни петь. Ведь знаю, что один-одинёшенек, как в поле берёза.
Шарик. А как же – двенадцать по лавкам?
Барсик. Видать, обманули. (Вздыхает.) И с Белочкой тоже.
Заяц (виновато). А в будущем?.. Наперёд гляжу. Скушай меня сегодня – и не повстречать жену-красавицу, и не родятся детишки наши. (Барсику.) Очень хочу помочь. Симпатичны вы мне.
Лиса. Не слушайте ушастого врунишку. (Подходит к Барсику.) Будем знакомы. Алиса Патрикеевна. (Подаёт лапу.)
Барсик (пожимает лапу). Словно в сказке.
Шарик (тоже протягивает лапу). Шарик.

Лиса снисходительно пожимает Шарику лапу.

Барсик (любуясь Лисой). Какая шубка. Какой окрас! Прелесть.
Лиса (польщена). Между прочим, это мой натуральный мех.
Барсик (ходит вокруг Лисы, напевает). Ах, вернисаж, ах, вернисаж! Какой портрет, какой пейзаж.
Шарик. Да ты никак влюбился.
Барсик. Я!.. Меня!..
Лиса. Ух! До чего горячая кровь. (Шарику.) А почему бы и нет? В меня трудно не влюбиться. (Глядит в зеркальце, поправляет причёску.)
Барсик (кланяется). Позвольте и мне представиться. Барс. Снежный Барс.
Шарик. А дома… просто Барсик.
Барсик. Это уменьшительно-ласкательное.
Лиса (ласково). Барсик.
Шарик. А я тогда кто?.. Шар? Земной шар. Ха-ха-ха.
Барсик. Не обращайте внимания. Когда он был щенком, хозяйка случайно уронила половник и угодила по лбу. (Вздыхает.) Ещё Алабая соседского напугался. Бедолагу молоком отпаивали. Говорить не мог.
Лиса (Барсику). Ой. Что-то зайчатины захотелось. А то со вчерашнего дня ни соринки во рту.

Заяц присел, поджав уши. Шарик загородил его собой.

Барсик. Любезная. Не обессудьте. Но Зайка нам нужен. Мы должны, просто обязаны раздобыть маленькую пушистую ёлочку. Без него нам не справиться.
Лиса. Подумаешь. Я сама отведу вас куда надо.
Барсик. И всё же Зайку губить не позволим. Неужели вам его не жалко? Поглядите.
Лиса (злится). Ну всё. С меня хватит. В своём же лесу попрошайничаю. (Барсику). Пошёл отседова. (Идёт к Зайцу; Шарику.) Посторонись.
Барсик. Ах вот как ты заговорила.
Шарик (скалится). Сейчас за хвост укушу.
Лиса (испугавшись). За хвост? (Прячет хвост). Вы думаете, я разбойница с большой дороги? Ошибаетесь. Я всегда всего добиваюсь по справедливости. Отгадаете мою загадку, так и быть, останусь голодной. А нет – извините. Зайка мой. Всё честно.
Заяц. Я пропал.
Лиса. Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной.
Шарик. Швея!
Лиса (довольная). Первый промах.
Шарик (от досады бьёт лапой о лапу). Эх.
Заяц (дрожит). Нитки, нитки… Паук?
Лиса. И вновь неверно. (Барсику.) Думай, думай... Может, и повезёт.
Барсик (пилочкой подравнивает когти, говорит спокойно). Ёжик.
Лиса (растерянно). Правильно.

Пауза.

Заяц (вне себя от радости). Ура-а!
Барсик. Попробуй теперь мою отгадать. (С улыбкой.) Рыжая красавица, хороша весь год. Хитро улыбается. И лукаво врёт.
Шарик (заигрался). Так. Весь год. Весна!.. А, нет. Врёт, врёт. Зеркало!.. Тоже нет? Погоди. Я сейчас. Я знаю.

Лиса в раздумье. Но ничего на ум не приходит. Стыдливо пожимает плечами.

Барсик. Лисица.
Лиса. Что? (Сердится.) Лукаво врёт?.. Ну я вам. (Показывает кулак.) Ещё никто так со мной не поступал. Вот пожалуюсь Волку, будете знать.
Шарик. Волков бояться – в лес не ходить.

Сердитая Лиса быстро скрывается за елями.


                Картина пятая

В это время в избе. Бабка замешивает тесто. Внучка вырезает из бумаги снежинки. Дед ремонтирует для ёлки крестовину.

Дед. Надо же, совсем подпортилась. Спина пройдёт, новую выстругаю.
Бабка. Хорошо, вовремя заметили. Вот бы сюрприз был. С таким трудом ёлочку достали, а ставить некуда.
Дед. Ничего. Два-три гвоздика заколочу, и как новая будет.
Настенька. Как там Шарик и Барсик? Интересно, не бранятся?
Бабка. С трудом верится.
Дед. На то они и кошка с собакой, чтоб подтрунивать друг над другом. (Улыбается.) Не переживай. Это они от большой дружбы ведут себя так. Разъедини порознь – и через час от тоски завоют.
Бабка (месит тесто). И то верно. Помнится, Шарик позапрошлой осенью прихворал, так Барсик покоя не находил себе. Переживал.
Дед. Кот у нас толковый. Пёс, правда, наивный малость. Но это к лучшему. Иначе баланс нарушится. Два умника в одной избе не уживутся.
Настенька. Просто книжек ему мало читала. Ничего. Вернутся из леса, наверстаем упущенное. Про собак у меня тоже кое что есть. (Призадумалась.) Интересно, где они сейчас? Нашли ёлочку? Может, уже обратно идут?
Бабка. Больно ты быстрая.
Дед. Воротятся. Никуда не денутся. У Шарика нюх отличный. И Барсик не лыком шит.
Настенька. Вернутся, а тут их праздничный стол ждёт. И подарки.
Бабка. Да. Дед Мороз порадуется. Красота такая. (Кивает на бумажные изделия.) Верно, старый?
Дед. А?.. Чего?.. (Улыбается.) Несомненно.

Бабка и внучка смеются.


                Картина шестая

Лес. Маленькая лужайка, окольцованная деревьями-великанами. Волк сидит в позе лотоса. Появляется Лиса.

Лиса. Вот ты где. Весь лес обегала, пока тебя нашла. (Переводит дыхание.) Ух.
Волк. Спокойствие. Главное, спокойствие.
Лиса. Будешь тут спокойной, когда такое творится. Чего это ты делаешь?
Волк. Медитация.
Лиса. А?
Волк. Укрепляю нервные клетки.
Лиса (ходит вокруг да около). Посмотрите на него. В лесу переворот готовится. Гости незваные хозяевами возомнили из себя. А он… сидит и в ус не дует. (Возмущается.) Надо что-то предпринимать. Срочно!
Волк. Ни днём ни ночью от тебя покоя нет. (Приподнимается, делает зарядку.) Что случилось?
Лиса. Что?.. Я же говорю – переворот. Захват территории.
Волк (приседая). Продолжай.
Лиса. Медведь спит. Ты дурью маешься. А я… Одной мне не справиться. Всё! Смена власти. Чуешь?
Волк (замирает, принюхивается). Чего?
Лиса. Назревает бунт.
Волк. Тьфу ты. Ну тебя.
Лиса. Заяц друзей нашёл.
Волк (вскинув брови). Заяц? (Расплывается в улыбке.) Так ты от него впопыхах бежишь? Ха.
Лиса. Говорю же – друзей. (Цокает.) Настоящие бандиты.

Пауза.

Волк. Ладно. Не серчай. Рассказывай, что там у тебя стряслось.
Лиса. Иду я, значит, сегодня, как обычно, по лесу. Ещё не завтракала. И тут… Откуда ни возьмись. Со спины. Набрасываются. Еле увернулась. А то… топором тюк – и на сани. Поминай, как звали. (Пауза.) Кто, говорят, хоть косо посмотрит на зайца, всё! (Проводит лапой по шее.) Секир башка.
Волк. Что, так и сказали?
Лиса. Слово в слово.
Волк (удивляется). Надо же.
Лиса. Хотела было хитростью взять. Да не тут-то было. Отгадали мою загадку.
Волк. Быть того не может. Твои загадки даже Ворон не всегда осилит. (Чешет затылок.) Что-то здесь неладное.
Лиса. А я про что.
Волк. Вот и на твою душу, кума, умная головушка нашлась.
Лиса. А я чего? Я ничего (Разводит лапами.) Так ведь обзываться удумали. Говорят, лгунья я.
Волк. А разве нет?
Лиса (с обидой). И ты туда же. Ложь и хитрый ум – разные вещи. Не путай кислое с пресным.

Молчание.

Один, кстати, на тебя чем-то похож.
Волк. На меня?
Лиса. Те же уши, тот же хвост. Даже зубы одинаковые. Подумала ещё – уж не родственник ли? И интеллект один в один.
Волк. Чего один?
Лиса. Я же говорю. (Жалобно.) Пойми. Я ведь не о себе забочусь. О нашем брате. Худо придётся. А ежели они со всем лесом подружатся? Нам что теперь, вегетарианцами становиться?
Волк. Показывай, где эти революционеры.

Волк последовал за Лисой. Та по дороге рассказывает о волшебнике с Северного полюса, который может в сию секунду достать любое блюдо. Хоть уточку, хоть барашка.


                Картина седьмая

Барсик, Шарик и Заяц идут к Белочке.

Заяц. Простите, пожалуйста, что вас обманул. Я ведь тоже сначала принял вас за разбойников. Что во мне весу да росту? Любой зверь обидеть может. Не наградила матушка-природа ни острыми клыками, ни большими рогами. Только бегством и спасаюсь. Каждого шороха боюсь. А бывает, застанут врасплох – всё! Погибель. Приходится жалостью брать. Деток вымышленных упоминать да жену-красавицу. Задумается враг на секунду, ослабит бдительность, а меня уже и след простыл.

Откуда ни возьмись, на дорогу выходит Лиса. Позади появляется Волк.

Лиса (ликуя). Ага! Попались! Что я говорила? Всё Волку скажу.
Барсик (командует). Уносим лапы!

Заяц и Кот бегут в Лисью сторону. Изворачиваются и обегают плутовку с обеих сторон.

Лиса (раскинув лапы). Стоять! (Пытается поймать. Не удаётся.) Эх, ускользнули.
Волк (щёлкает зубами). Этот не убежит. (Кивает на Шарика. Подходит ближе.)
Шарик (заприметив волчий оскал). Батюшки. (Кричит.) Спасите! Помогите! Гра-бют!
Лиса. Кто тебя грабит? Болтун. Окромя шапки старой и взять нечего.

Шарик от страха теряет сознание.

Волк. Чего это он? Уснул, что ли? Нашёл время.
Лиса. Не ведись на уловки. Это ложь и провокация. (Трогает лапой Шарика.) Эй, ты – жалкое подобие Волка. Поднимайся. Кому говорят.
Волк (стягивает с Шарика шапку, присматривается). В самом деле – и уши, как у меня, и хвост. Даже окрас один. Надо же. (Треплет Шарика. Приводит в сознание. Радостно пожимает ему лапу.) Ну, здравствуй, брат. (Помогает подняться.)
Лиса. Ты чего?.. Дай ему по уху. Или я сама.
Волк. Чтоб я брата в обиду дал кому? Ты, кума, белены объелась? 
Шарик. Кума – рыжая голова.
Волк (смеётся). Это ты верно подметил. (Восхищаясь.) Так вот ты, оказывается, какой. Нашу хитрую плутовку вокруг пальца обвёл. Хвалю. (Хлопает по груди.)
Лиса. Не он. Другой. Убёг который. Этот, поди, и загадок не знает. Убежать со всеми и то ума не хватило.
Шарик. Что же это я не знаю? Чай, не глупей Барсика буду. Я, может быть, мастер по загадкам. Во всём селе один такой.
Лиса. Хвастунишка.
Шарик. Семь раз отмерь – один отрежь.
Лиса. Не поняла.
Шарик. То-то же.
Волк (радостный). А ну, задай нам что-нибудь такое, чтобы вовек не отгадали.
Шарик. Эт пожалуйста. Это я могу. (Поправляет шапку-ушанку.) Сто одёжек – и все без застёжек. И коса на улицу.
Лиса (задумалась). Пугало? Я сама как-то видела, когда в курятник кралась. Стоит раскинув руки, и какого тряпья на нём только нет. С метлой, правда. Но, думаю, и косу могут сунуть для устрашения.
Шарик. Неверно. Это капуста.
Лиса (в недоумении). Какая капуста?
Шарик. Которую зайцы кушают.
Лиса. Ничего не понимаю.
Волк. О! Зайцы. Давай про них что-нибудь.
Лиса (Волку). Подожди. (Шарику). Где ты видел на капусте одежду?
Шарик. Это же это… как её… образно. На то она и загадка. Каждый обёрнутый капустный лист – будто одежда. Поняла?
Лиса (не желая сдаваться). Допустим. А коса при чём?
Шарик. Как капусту собирают, знаешь? Выйдет дед в огород – швырк косой (показывает), и та в корзине. (Улыбается.) Это тебе не про ёжиков сочинять.
Волк. Гениально!
Шарик. Итак, по многочисленным просьбам трудящихся. Загадка!.. Уши длинные у него. И морковку любит.
Лиса. Заяц! Это Заяц.
Шарик. И снова неправильно. Это Ослик. Вопрос был с подвохом.
Волк (хлопает в ладоши; смеётся). Браво! (Обнимает на радостях Шарика.) Ух. (Показывает Лисе большой палец.) Моя порода. А!
Лиса (недоумевая). Какая капуста? Какой Осёл? Вы чего?
Волк. Умей проигрывать достойно.
Шарик. Дурака учить, что мёртвого лечить.
Волк. Обожаю этого парня. Прям с языка снял. (Смеётся.) Всё! Зададим этому лесу, братишка. Всем умникам носы утрём. В тартарары пустим. Покажем, на что способны серые братья.
Лиса. И на что же?
Волк (Шарику). Скажи ей что-нибудь умное.
Шарик. Не учи учёного. (Волк смеётся.) Или вот: На чужой каравай – роток не разевай.
Волк. Тебя обязательно нужно показать Ворону. Этому пернатому всезнайке. А то много берёт на себя. Высоко сижу, далеко гляжу. Тьфу. Мы и ему клюв утрём. Запросто. Пусть знает, на что способны Волки. (Лисе.) Идём с нами. Ты должна это видеть.

Волк с Шариком в обнимку следуют к Ворону. Лиса нехотя идёт за ними. Немного погодя из-за деревьев появляются Заяц и Барсик с топором. Подходят к оставленным саням.

Барсик (глядит в ту сторону, куда увели Шарика). Потерпи, Шарик. Выкрадем тебя из плена. Обязательно. (Чешет кончиком топора затылок.) Придумать бы только как.


                Картина восьмая

На еловой ветке сидит Белочка, пьёт чай и колупает орехи. Появляются Барсик и Заяц.

Заяц (кричит). Белочка, здравствуй!
Белочка (пьёт чай). И тебе не хворать.
Заяц. Дело есть. Очень важное.
Белочка. Орехи пришёл клянчить? Даже не проси. Сколько раз говорила – запасайся на зиму, не ленись. А ты что? Его, видите ли, лес прокормит. Ну как? Живот не сосёт ещё?
Заяц. Сдались мне твои орехи, как Лосю галоши. Коры в лесу – пируй каждый день. Ты лучше скажи, где нам ёлочку маленькую раздобыть.
Барсик. Красивую и пушистую.
Белочка. Зачем она вам?
Заяц. Если просим, значит надо.
Белочка. Я вам не бюро находок.
Заяц. Не вредничай. Тебе с высоты хорошо видно.
Белочка. Может, видно, а может, и нет.
Заяц. Не будь занудой.
Белочка. Словами не объяснишь. Показывать надо.
Заяц. Так в чём дело?
Белочка. А в том – что у меня сейчас чаепитие. А после крепкий сон. У меня всё по расписанию. Приходите завтра. И чем раньше, тем лучше.
Барсик. Завтра может быть поздно. Друг мой попал в беду. Угодил в лапы Волку и Лисе. Выручать надо. Не то пропадёт.
Белочка. Ох уж эти разбойники. Никому от них житья нет. (Отряхивает лапки.) Так и быть. Потерпит сон. Следуйте за мной.
Заяц. Спасибо, подруга!

И Заяц с Барсиком последовали за Белочкой.


                Картина девятая

У огромного дуба стоят Волк, Лиса и Шарик. Волк суёт два пальца в пасть. Свистит. Секунду погодя из дупла появляется Ворон с книгой: «Кулинария. Лучшие блюда в походе».

Ворон. Кого тут нелёгкая принесла?
Волк. Это я – Волк. Зубами щёлк. Со мной кума – рыжая голова…
Шарик. И Шарик. Но не тот шарик, что надувают на праздники…
Ворон. Зачем пожаловали?
Волк (Шарику). Давай. Как ты умеешь.
Шарик. Сделал дело – гуляй смело.
Волк (смеётся). Видал! Брат мой. Одни мысли на двоих. Тоже так могу. Даже лучше. Но… скромность не позволяет. (Шарику.) Давай ещё.
Шарик. Если бы да кабы, да во рту росли грибы.
Волк (закатывается смехом; Ворону). Как тебе, а? Всё в рифму. И не придерёшься.
Ворон. Глупо.
Волк (опешил). Чего это?
Ворон. Не ведая смысла произнесённых строк, лучше и вовсе смолчать. За умных сойдёте.
Волк (Шарику). Вот всегда он так. Заберётся на самую макушку и умничает. Не люблю таких. (Ходит вокруг дерева.) Украл у людей книгу. И возомнил – голова леса. Тьфу!
Шарик. Незваный гость – хуже татарина.
Ворон. Уже лучше. По крайней мере, в тему.
Лиса (притворно, Ворону). Вот, пришли тебя познакомить. (Показывает на Шарика.) Самый умный и смышлёный в нашем лесу. Любому нос утрёт. (Виляет хвостом, понизив голос.) А какие загадки знает! Вовек не разгадать. (Грустно.) Даже я не смогла, как ни старалась. И ты, пернатый, даже не пытайся.
Ворон. Любопытно.
Волк (показывает на Ворона пальцем, радостный). Ага!
Ворон (спокойно). Послушаем.
Волк (Шарику). Чего пасть раскрыл? Самую лучшую давай. Такую, чтобы от злости перья повыдёргивал. Покажи ему, где гуси-лебеди зимуют.

Тишина.

Шарик (задумался). Не лает, не кусает, а в дом… Нет-нет, не эта. Так. Кто его раздевает, тот… Нет-нет…
Лиса (Волку). Занервничал братец ваш. (Ликует.)
Волк (косится на Ворона). Кладя лапу на сердце… признаюсь… не кровные мы. Так… Дальний родственник. Троюродному дядюшке четвероюродный праправнук.
Шарик. Бел, да не сахар. Пушист, да не птица. Нет ног, а идёт.
Волк (раскрыл пасть). Это ещё что за чудо-юдо такое?
Лиса. Ого! Кто это? Захочешь – не представишь.

Пауза.

Ворон. Предполагаю, что это снег.
Лиса. А ведь верно.

Все глядят на Шарика.

Шарик (волнуется). Неправильно.
Ворон. Каков ответ?
Шарик. Заяц безлапый. Да. Белый зайчонок.
Лиса. Отчего он пушистый?
Шарик. Под тополем спал. Вот пухом и укрылся.
Ворон. Предположим. И как же, интересно, без ног ходит?
Шарик (не сразу). А уши на что? На таких ушах не то что ходить, от любого зверя убежишь.

Ворон и Лиса смеются.

Волк (сердито). Опозорить меня решил? (Скалит зубы.) Вот я тебе сейчас задам.

Откуда-то поблизости доносится стук топора и знакомые голоса. Волк и Лиса бегут на шум. Шарик и Ворон следуют за ними.


                Картина десятая

Барсик, Заяц и Белочка укладывают срубленную ёлочку на сани. Появляются Волк, Лиса, Шарик и Ворон.

Лиса. Лапы вверх! (Шарик поднимает лапы.) Ой, простофиля.
Ворон (глядит на Шарика с иронией). Храбрый, как Волк.
Лиса. Ну, всё. Теперь не убежите. (Облизывается.) Вот уж попируем.
Волк. Твоя правда, кума. Набьём брюхо сполна.
Шарик. Это друзья мои. Я не дам их в обиду.
Лиса. Раскомандовался. (Качает головой. Волку и Ворону.) Гляньте, что вытворяет.
Ворон (Шарику). Ты и в самом деле чудной.
Волк (скалит зубы). Тогда присоединяйся к друзьям своим.
Лиса. Правильно, Серый. Поддерживаю. И не родственник он тебе вовсе. Приглядись лучше. Какой ты, а какой он – бракованный.

Шарик переходит на сторону друзей.

Волк. Верно говоришь. И хвост другой, если присмотреться лучше.
Ворон. Чур, Зайка мой.
Лиса. С чего это он твой? Размечтался. Заяц мой.
Волк. Ты, подруга, всегда толково рассуждаешь. Уважаю. Но иной раз такую белиберду говоришь. Удивляюсь тебе. Зайчонка я давно приметил.

Волк и Лиса ругаются. Толкаются. Ворон кружит вокруг и горланит: «Мой! Мой!» Вдруг из огромного сугроба разносится громкий ужасающий рёв. Все замирают.

Ворон. Кажется, Медведя разбудили.
Лиса. Он зимой строгий. Не миновать беды.

Волк и Лиса быстро убегают. Ворон тоже скрывается незаметно. Из берлоги выползает Медвежонок.

Мишутка (зевает). Ой. Вы кто?
Шарик. А ты кто?
Мишутка. Я – Мишутка.
Заяц. Медведь.
Шарик. Ха! Какой же это Медведь? (Разглядывает Медвежонка; Барсику.) А пугал – огромный и страшный.
Барсик. Потому как Медвежонок. И ты когда-то Щенком был.
Белочка. А кто так громко рычал?
Мишутка. Бабушка. Когда с боку на бок переворачивается, всегда храпит. (С удивлением.) Лес вовсе не узнать. Столько пуха. (Трогает снег.) И холодный. Бр-р.
Шарик. Какой же ты забавный. (Улыбается.) Какой же это пух, когда это снег. Зима, вообще-то, если ты не заметил.
Заяц. Откуда ему знать. Он зимой спит.
Барсик. Это снег. И его можно лепить. Смотри. (Лепит комок. Бросает в Шарика.)
Шарик. Вот я тебе. (Быстро лепит ком и бросает в ответ, но попадает в Белочку.)

Завязывается игра в снежки.


                Картина одиннадцатая

Поздний вечер. Окраина села. Старик, Бабка и Настенька покинули избу, вышли за ограду и глядят в тёмную даль, где находится лес. Тишина. В соседских домах на окнах играют гирлянды. Все готовятся к празднику.

Дед. Чует сердце неладное. Не надо было одних отпускать.
Бабка. Кто знал, что так будет.
Дед. Сгинули. (Светит фонарём в темноту.) А всё спина. Ни туды её, ни сюды, окаянную.
Настенька. Бедный Барсик. Бедный Шарик.
Дед. Вот что. Пойду выручать. (Делает пару шагов, хватается за спину.)
Бабка. Стой. А то… как бы самого выручать не пришлось.
Настенька. Бедные. В лесу одни-одинёшеньки. В мороз.
Бабка. Шкуры у них тёплые. Холод не страшен. Глядишь, к утру явятся.
Дед. Утро вечера мудренее. И то правда.

Из темноты доносятся голоса. Кто-то весело поёт: «В лесу родилась ёлочка».

Настенька (радостно). Вы слышите?.. Это Шарик.
Бабка. Неужто правда? (Прислушивается.) И Барсик с ним.
Дед. Верно. Они, родимые. (Идёт на голоса.) Да не одни.

Из темноты на свет фонаря выходят Барсик, Шарик, Заяц, Белочка и Медвежонок.

Заяц. Говорил же, дорогу знаю. В этих краях бывал не раз.
Белочка. Откуда?
Заяц. Какая здесь к осени капуста сладкая. И хрустящая.
Бабка. Так вот кто у нас на грядках озорует.
Заяц. Был на других участках. Честно-пречестно.
Бабка. Шутник.
Дед. В каждой шутке есть доля правды.
Шарик. На воре и шапка горит.
Бабка. Неужто это Шарик сказал? И в тему. Надо же. Удивил.
Шарик. Теперь, прежде чем произнести поговорку, трижды подумаю. Пустая болтовня до беды доведёт. Знаю. (Показывает на сани.) Поглядите лучше, какую мы ёлочку раздобыли!
Настенька. Какая она красивая.
Дед. А с игрушками новогодними ещё красивее будет.
Бабка. Обрадуется Дедушка Мороз.
Дед (Барсику). Заслужил сапоги. Дарю, как и обещал.
Барсик. Премного благодарен. Но… они вам нужней. Одно я понял в лесу, что дороже вас никого у меня нет. Надо будет, не то что ёлочку, звезду с неба достану.
Шарик (смотрит в небо). С трудом верится.

Добрый смех.

Барсик. Совсем забыли. Знакомьтесь. (Подходит к Зайцу, Белочке и Мишутке.) Наши друзья. Без их помощи не видать нам ёлки. И кто знает, может, и сами пропали бы.
Шарик. Ага! Повстречались нам на пути Волк с Лисой. Хотели было скушать, но не тут-то было! Оставили обоих с носом. Лихо мы их, друзья, правда?

Вдруг из темноты появляются Волк, Лиса и Ворон.

Волк. С носом, говоришь? Ну-ну.
Лиса. Хвастунишка.
Заяц (боязно). Как вы здесь оказались?
Ворон. По сторонам иногда глядеть надо. А не песни распевать.
Волк. Ну, где ваш волшебник? Зовите скорей. Пусть барашка жареного подаёт. В собственном соку.
Лиса (облизывается). И уточку.
Ворон. И побольше.
Волк. А не то. Ух. (Стягивает со старика шапку, бросает под ноги.) Растопчу и самих проглочу.
Бабка. Так нет его.
Лиса. Как нет?
Дед. Не явился.
Волк. Врёшь. Меня не проведёшь. (Скалит зубы.) А ну… Сейчас же ведите, а иначе…
Настенька. Не сердитесь, пожалуйста. Давайте лучше ёлочку нарядим все вместе. Это так весело. А после дружно позовём Дедушку Мороза. А когда он появится, споём ему песенку.
Шарик. Или стишок прочтём.

Маленькая пауза.

Волк. Ещё чего удумали.
Лиса. Мы деревья не украшаем. Глупость какая.
Ворон (пренебрежительно). Одним словом – люди.
Волк. Ну всё. Моё терпенье на исходе. (Раскинув лапы, идёт на толпу.)
Лиса. Раз не хотите по-хорошему. (Манит к себе Зайца.) Милости просим.

Загорается яркий свет. Появляется Дед Мороз. Ставит мешок с подарками на снег, потирает варежкой бороду.

Дед Мороз. Доброй ночи, мои дорогие!
Настенька (с восторгом). Дедушка Мороз!
Дед Мороз (улыбается). Собственной персоной.
Белочка. А у нас тут такое…
Дед Мороз. Знаю-знаю. Обо всём известно.
Лиса (как можно вежливее). А что это у вас в мешке?
Волк. Подарки?
Дед Мороз. Они самые.

Волк и Лиса облизываются.

Волк. Тогда ягнёночка жареного подавай. Да поскорей.
Лиса. Уточку и курочку.
Ворон. А мы стишок расскажем. Так уж и быть.

Пауза.

Дед Мороз (гладит бороду). Стишок – это, конечно… замечательно. Но… Хорошо ли вели себя в уходящем году? Признавайтесь. (Идёт в сторону Волка и Ворона. Те пятятся назад.) Видится мне, что озорничали. А это плохо.

Тем временем Лиса подкралась к мешку. Схватила, и хотела было бежать, да не смогла поднять. Упала рядом с мешком.

Дед. Рыжая плутовка. Лишь бы хитростью взять.
Дед Мороз (хмурит брови). Так поступать не следует. (Хлопает в ладоши, дует на Лису, Волка и Ворона. Те кружатся в снежном вихре и убегают в лес.) Пусть подумают над своим поведением.
Настенька (грустно). Простите нас, Дедушка Мороз. Не успели мы к вашему приходу ёлочку нарядить.
Дед Мороз (улыбается). Не беда. Главное, каким трудом она вам досталась.

Дед Мороз бьёт посохом три раза о снег, касается ёлочки, и на той появляются игрушки и загораются огоньки.

Ну вот. Красавица!

Дед Мороз из мешка вынимает подарки и поочередно вручает каждому. Настеньке – коньки, Бабке – цветную шаль, Деду – новую шапку, Барсику – сапоги, Белочке – кулёк ягод, Зайцу – связку сочной моркови. Мишутке дарит леденец, а Шарику – книгу с пословицами.
Дед Мороз со всеми дружно запевает песню и ведёт хоровод вокруг ёлочки.

От спасибо. Порадовали старика. (Улыбается). Пора и дальше путь-дорогу держать.
(Подходит к Деду, касается посохом предплечья.) А вот болеть нехорошо, да ещё в новогоднюю ночь. Совсем негоже. Хо-хо-хо. (Улыбается.)
Дед (разгибается, делает наклоны). Надо же. Будто годков тридцать сбросил. (Смеётся.)

Мишутка зевает.

Дед Мороз. А Медвежонка я от вас забираю. Спать ему зимой велено. Впереди лето-красное. Там и поиграет… С Новым годом, друзья! С новым счастьем!

Дед Мороз и Мишутка исчезают.

Шарик (им вслед). Цыплят по осени считают.

Все по-доброму смеются. Барсик показывает Шарику на подаренную книгу, как и прежде, качает головой. Все дружно запевают новогоднюю песенку и водят хоровод.





                Антон Лукин

               

               
      


Рецензии