Верните меня на прежнее место, пожалуйста!

Часто приходится слышать мнение, что в наше время люди стали глухи друг к другу, хоть упади – никто не поможет. Знакомая рассказала жуткую историю, как выходила из автобуса – пожилая, с больными ногами и тростью, и кто-то, стоявший позади, вытолкнул её наружу, прямо на бордюр. Как результат – сломанная трость, серьёзная травма, больница. Волосы встают дыбом.

Да, пожилой, а тем более больной человек, двигается медленно, а мы спешим, каждый миг у нас на счету в нашей сумасшедшей, всегда на нервах, жизни.

И всё-таки, давайте признаем, что такой инцидент – нонсенс, а никак не норма.

Мой собственный опыт, по счастью, говорит об обратном. Много лет слепая, я постоянно вынуждена прибегать к помощи окружающих. По большей части мне везёт на людей отзывчивых. Случаются моменты неприятные, но как таковых их немного.

Недавно я подсчитала, что за одну свою поездку на общественном транспорте в малознакомое место, вынуждена была обратиться за помощью окружающих семь раз. И ни разу мне не отказали. Люди охотно подсказывают направление, оставляют свой маршрут, чтобы проводить меня до места, откуда я могу сориентироваться.

При переходе улицы я каждый раз предпочитаю обращаться к чьей-то помощи. Согласитесь, страшно двинуться вслепую на проезжую часть, когда машины могут ещё заканчивать манёвр, и в общем шуме транспорта понять это на слух невозможно.

Нередко люди сами предлагают мне помощь, если видят, что я остановилась в затруднении.

Да, окружающие готовы прийти на помощь. Но всегда ли эта помощь уместна?

Мой знакомый, колясочник, пытается проехать в дверь учреждения. Подбегает некто, молча хватается сзади за поручни кресла и решительно дёргает, стараясь протиснуть коляску. И буквально вываливает инвалида в узком тамбуре из кресла.

Человек на костылях входит в магазин, и его ретиво ударяют створкой в стремлении пропустить вперёд, пока он «возится» со своими костылями и сумкой.

Я иду, прощупывая путь белой тростью, подбегает женщина, хватает под руку и тянет куда-то, отрывая меня от моих привычных ориентиров. На вопрос «Куда вы меня?» уверенно отвечает: «Ну вы же в магазин идёте? Так вы сбились!» Говорю, что иду в «Энергосети», и прошу вернуть меня на прежнее место, но она не слышит и не реагирует. А уяснив, наконец, в чём дело, бросает меня и убегает. Я стою, возмущаясь и негодуя. Я не знаю, в какую сторону мне теперь двигаться, как выйти на прежний маршрут.

Или ещё один, постоянно повторяющийся эпизод: поднимаюсь в электричку, одной рукой держусь за поручень, в другой – трость, которой я прощупываю ступени. Человек рядом подхватывает меня за руку с тростью. Это всё равно как если бы вам закрыли на ступеньках глаза ладонью. Трость у слепого – это его глаза! Когда мило улыбаешься и просишь отпустить, как правило, не понимают и бодро сообщают, что им совсем не трудно. Я не сомневаюсь, что вам не трудно! Трудно мне, ведь на ступеньках в толпе счёт идёт даже не на секунды, а на мгновенья. Уже наученная, сразу огрызаюсь: «Отпустите немедленно!» Тогда отпускают, глубоко оскорблённые.

Прохожу в вагон, нахожу свободное место. Наклоняюсь – и всё повторяется. Сердобольная старушка дёргает за руку, не давая нащупать сиденье: «Садитесь-садитесь, вот место!» Да мне же надо сначала к нему прикоснуться, как вам – увидеть!

Постоянно напоминаю себе, что если люди стремятся помочь – это прекрасно. Не дай Бог оказаться в мире, где никто не захочет помочь! Иногда мне кажется, что люди вроде меня, инвалиды, созданы Богом для того, чтобы окружающие имели возможность проявить лучшие качества своей души.

Дорогие наши, Богом данные помощники! Пожалуйста, поймите одно непреложное правило! Прежде чем помогать, спросите, нужна ли помощь и в чём именно она должна заключаться!

Выполняя это нехитрое правило, вы не навредите и действительно сделаете доброе дело.


Рецензии