Важность цели

Лето приближалось к своему концу. Труднопереносимая жара спадала, созревал урожай риса и овощей. Жители деревень готовились к страде, проверяя свой инвентарь. В один из таких дней к «Дающему мудрые советы» пожаловал в гости крестьянин, что жил  неподалеку от той горы, где в обустроенной пещере обитал даосский монах. Ханг, так звали крестьянина, нашел даоса за подвешиванием под потолком пещеры собранных накануне целебных трав.

- Мое почтение! – поприветствовал  Ханг даоса.

«Дающий мудрые советы» оторвался от своего занятия и, узнав гостя, поздоровался с ним:

- И тебе, Ханг, мое почтение! Присядь, подожди одну минуту. Я сейчас развешу последние пучки  трав и выслушаю тебя. Впрочем, ты можешь начинать, если торопишься.

- Я подожду тебя, а если хочешь, могу тебе помочь.

- Очень хочу, Ханг! Если тебе не трудно, то подай мне со стола все, что там лежит.

Ханг собрал связанные пучками травы со стола и подошел к даосу. Он начал подавать пучки один за другим, а монах подвешивал их на натянутую под потолком пещеры веревку. Так дело пошло гораздо быстрее и уже через пять минут все травы были развешаны, после чего «Дающий мудрые советы» поставил на очаг чайник с ключевой водой для того чтобы угостить гостя чаем.

- Пока вода вскипает, ты можешь рассказать мне о своей проблеме, с которой ко мне пожаловал, - сел напротив гостя «Дающий мудрые советы».

- Скажи, монах, с чего ты взял, что я пришел к тебе с проблемой?

- Видишь ли, Ханг, - даос провел рукой по гладкой поверхности стола, - все люди приходящие ко мне впервые, обычно приходят с проблемами. Мы давно знакомы, я знал еще твоего отца, но ты ни разу у меня не был и никогда не говорил со мной. Так что я думаю, что тебя ко мне привела какая-то неразрешимая собственными силами трудность.

- С тобой не поспоришь! Действительно я пришел к тебе со своей бедой.

- Так поведай о ней, - посмотрел на гостя даос, - как раз и вода вскипела!

Монах снял чайник с крючка и, засыпав в заварник зеленого чая, дав воде немного остыть, залил горячей водой заварку.

Ханг, тем временем, собирался с мыслями и когда даос закрыл крышкой заварочный чайник, начал свою речь:

- Видишь ли, монах, я к своим пятидесяти годам осознал, что живу зря. И сейчас мне стало так трудно начинать каждый свой день, что я с большим трудом открываю глаза утром. Только приложив огромные усилия, я встаю с постели. Я не знаю, что мне делать! Мне кажется, что еще немного и я просто не найду сил жить дальше! Помоги мне! Ведь многие говорят, что после общения с тобой им удалось решить свои проблемы.

Монах на секунду задумался, а после спросил гостя:

- Скажи, Ханг, а есть ли у тебя какая-нибудь великая цель в жизни?

- Цель? – переспросил Ханг. – Пожалуй, какой-то великой цели у меня нет. Я живу, как и всякий обычный человек, маленькими радостями. Весной сею рис, летом кошу траву для скотины, осенью собираю урожай и заготавливаю дрова, зимними вечерами леплю посуду из глины.

- Я тоже живу как обычный человек, - сказал монах. – Я, так же как и ты занимаюсь рутинными делами, но никогда не забываю о великой цели, что является самой важной для любого человека. Ведь для корабля, не имеющего цели, никогда не бывает попутного ветра, а моя жизнь всегда движется в нужном мне направлении.

- Что же это за цель такая, которая обеспечивает вам попутный ветер? – заметно оживившись, спросил Ханг.

- Это Дао, - ответил «Дающий мудрые советы». ¬ Дао и мое стремление слиться с ним воедино.

- Но я совершенно ничего не знаю ни о Дао, ни о вашем учении, - сказал гость, поерзав на стуле.

«Дающий мудрые советы» снисходительно улыбнулся.

- Наше учение говорит, что о Дао (Пути) – ничего нельзя сказать, ибо все сказанное о нем будет либо неправдой, либо полуправдой. Это и есть суть нашего учения – знать, что Путь существует, но всегда иметь в виду, что Дао невыразимо словами. Его можно почувствовать лишь тогда, когда все слова умолкают, в полной тишине. Когда ум спокоен и безмятежен, не обременен суетой и желанием достичь какой либо цели.

- Так, стоп! – воскликнул гость. – Только что вы мне сказали, что у вас есть цель, и вы к ней стремитесь. А сейчас говорите, что  желание достичь какой либо цели, является чуть ли не преступлением!

Ханг испытующе посмотрел на «Дающего мудрые советы».

Монах улыбнулся и, сделав глоток чая, ответил:

- Ханг, когда достигнув тишины ума, ты осознаешь Дао и поймешь, что ты, цель и движение к ней едины, тогда даже в самый трудный час ты больше не упустишь единственной цели жизни из вида. С этого момента  для твоего корабля любой ветер будет попутным!

- Но как достичь этой самой тишины ума? Ведь в нем столько мыслей!

- Если ты хочешь этого, то я научу тебя, как успокоить ум. За многие века даосские мастера разработали множество способов достижения состояния вне мыслей.

- И тогда, я смогу обрести цель жизни и соответственно смысл? – спросил гость. – И как ты сказал, монах, любой ветер для моего корабля станет попутным?

- Так и будет! – утвердительно ответил «Дающий мудрые советы».

- Когда же мы начнем? – спросил гость.

- Приходи завтра, лишь только рассеется утренний туман. Ты найдешь меня сидящим на большом камне, который, ты, вероятно, заметил сегодня, когда шел к пещере.

Утром следующего дня, когда солнечные лучи еще не показались из-за горизонта, а молочные клубы тумана, похожие на облака, стелились по земле, Ханг шел по узкой тропинке к жилищу «Дающего мудрые советы». Слабый ветерок дул ему в спину, словно слегка подталкивая и помогая подниматься в гору.


Рецензии