XVI. Последний прокуратор

   

    Провинция Иудея, Кесария

    Год 826 от основания Рима



  Масада пала.
 Римский начальник, возглавлявший осаду крепости силами четырех когорт и двух
 турм конницы, составил подробнейший рапорт обо всем произошедшем и отправил его военной
 почтой с грифом <SUMMO SECRETUM> лично императору. Учитывая превосходное качество дорог,
 а в особенности военных дорог - VIAE MILITAERUM, пользоваться которыми могли только легионы
 и имперские гонцы, ответа не пришлось ждать долго.
  Префект Ливий, сидя на своей походной койке при неровном свете масляной лампы, углубился
 в изучение текста папируса:

  "Цезарь Тит Флавий приветствует тебя, мой друг!
 
  Сообщение твое получено в пятый день мартовских нон и досконально изучено.
 Несмотря на обширные дебаты с участием императора, меня и наших благородных сенаторов,
 окончательное решение о дальнейшей судьбе провинции пока не принято. Однако, прокуратор
 Иудеи Марк Юлиан отозван в Рим и отправлен в отставку - пусть его карьера  не
 волнует тебя, Ливий! Юлиан не справился с возложенными на него обязанностями в должной
 мере - таково мнение императора и сенаторов. Мое предложение назначить тебя новым
 прокуратором поддержано Веспасианом и большинством в Сенате - поздравляю тебя, Сергиус
 Ливий Янус, с высочайшим доверием, оказанным тебе! Никогда еще в нашей славной истории
 плебей облекался бы столь большой властью - помни об этом и не подведи меня!
 Посему мой приказ: все, что может гореть на плато - сжечь! Все, что можно разрушить -
 разрушить! Гарнизон в Масаде не оставлять. Затем выдвигаться в Кесарию и принимать на себя
 управление провинцией. X-ый Охраняющий Пролив придается в твое подчинение.
  Сейчас решается вопрос о твоем статусе - вероятнее всего, должность
 прокуратора Иудеи будет упразднена и введена новая - легата-пропретора. Это означает, что
 ты будешь подчиняться непосредственно императору и не зависеть от власти Сената.
 Как только решение будет принято, я немедленно уведомлю тебя об этом.
 
 Цезарь Тит Флавий желает тебе здоровья и удачи в делах!
 
 P.S. Начертано собственноручно: твой старый командир Август Веспасиан Флавий приветствует
 тебя, мой верный ветеран, и уверен, что ты справишься, впрочем, как и всегда!"

  Сергиус смахнул ладонью холодный пот со лба -
 "О боги! Я - наместник провинции!?  Вы, должно быть, совсем спятили!"

  Однако, приказ есть приказ. Он был выполнен должным образом, и, спустя семь дней, когорты
 нового прокуратора были на марше на северо-запад, в Кесарию Иудейскую...

  Дел было невпроворот. Разоренная восстанием иудеев и последовавшей за ним войной,
 провинция лежала в руинах, причем, крупнейший из городов, Иерусалим - буквально.
 Первым делом нужно было прекратить разбои и мародерства, обеспечив спокойное и безопасное
 существование населения, хотя бы относительно спокойное и безопасное...
 Честно говоря, Ливий с огромным трудом представлял себе новое поле деятельности, весь круг
 задач и их решений, но очень сильно надеялся на секретариат, помощников и чиновников,
 доставшихся ему в наследство от Юлиана. Он справедливо полагал, что не обязан вникать во
 все тонкости жизнедеятельности организма под названием "римская провинция", что его
 работа - знание подчиненных и умелое управление ими - а уж в этом-то он, центурион с более
 чем сорокалетним стажем, знал толк!
 
  В далекой молодости, будучи начальником охраны тогдашнего прокуратора Иудеи Понтия Пилата,
 Сергиус уже бывал в Кесарии. Он, хоть и смутно, но помнил дворец, построенный еще Иродом
 Великим, вот уже столетие служивший резиденцией римских наместников - теперь этот дворец
 предстояло занять ему самому.
  По меркам Иерусалима или Иерихона город был молодым - основанный около четырехсот лет назад
 финикийскими мореплавателями в качестве гавани, он был передан императором Октавианом
 Августом в дар иудейскому царю из династии Иродиадов. Ирод сумел полностью перестроить
 город и превратить его в большой оживленный порт - средоточие торговли, социальной и
 политической жизни левантийской акватории. В честь благодетеля Цезаря Августа город был
 назван Кесария. Многие города и поселения, основанные в те времена, получали имя
 божественного императора и, чтобы отличать их, Кесария стала Приморской, затем Иудейской,
 а потом и Палестинской.
 Новоиспеченный последний прокуратор и первый легат-пропретор, будучи простым мальчиком
 бедного плебейского рода, не получил должного образования, но живость его ума, начитанность
 и врожденная любознательность позволяли знать многое, в том числе и историю Кесарии -
 его новой вотчины, и, скорее всего, его последнего лагеря по эту сторону Стикса...

 - Я думаю, что мои ребята достаточно долго жили в козьих палатках среди пустыни - три года!
 Я расквартирую мои когорты непосредственно во дворце и прилегающих к нему территориях,
 а вам, уважаемые администраторы, придется потесниться - решение окончательное и обсуждению
 не подлежит, точка! - Сергиус вынул гладиус из ножен и бросил его на стол, - кто хочет
 возразить - возражайте ему, но говорю сразу: прения будут короткими! Все ясно? - он
 выдержал короткую паузу, - отлично! Переходим к следующему вопросу, а именно - сейчас меня
 интересует порт!
  Совет, собранный наместником сразу по прибытии в столицу, продолжался уже добрых три часа.
 Ливий не ожидал многого от первого общения со своими подчиненными - главное, познакомиться
 с людьми, составить первое впечатление о них, по возможности запомнить имена...
- Рад доложить тебе, прокуратор, что...
- Стоп! - перебил Ливий человека лет сорока, греко-сирийской наружности, худощавого и
 долговязого, - имя и должность!
 (Здесь надо сказать, что сирийские греки составляли большинство населения Кесарии и во время
 подавления восстания устроили жесточайшую резню иудеев в городе. Впрочем, оба народа
 занимались этим регулярно по отношению друг к другу на протяжении столетий.)
- Александр Селевк, прокуратор. Начальник порта и верфи. - Несмотря на смуглую кожу, было
 заметно, что он побледнел.
 "Ну что ж,"- довольно подумал Сергиус - "мой главный урок они уже усвоили. Я центурион, они
 легионеры, мы стоим на плацу и в руках у меня играет жезл."
- Ты имеешь какое-то отношение к Селевкидам, Александр?
- Нет, прокуратор, я получил имя от города Селевкия, откуда родом мои предки.
- Продолжай!
- ...во время известных тебе событий порт и верфь пострадали минимально. Сгорел один
 товарный склад, он уже ремонтируется. Торговые суда принимаются в обычном режиме. Даже
 строительство либурны* на верфи, начатое по приказу Гессия Флора шесть лет назад, может быть
 возобновлено, когда пожелаешь! - Селевк смиренно склонил голову.
- Желаю немедленно! - кивнул Ливий, - на сегодня все, все свободны, а я, пожалуй, немного
 прогуляюсь по набережной. Приск! - кликнул он караульного центуриона, - возьми один
 контуберний*, сопроводишь меня!

  Город впечатлял ровными как натянутая нить улицами и исключительно белоснежными зданиями,
 от великолепного дворца, амфитеатра, терм, и до портового мола - все было построено из
 местного желтого песчаника, называемого куркар, покрытого толстым слоем высококачественной
 белой штукатурки. Но не пройдя и полумили и не успев насладиться видом на безбрежное море,
 прокуратор увидел толпу, человек 150-и или 200-от, сильно возбужденную. Люди образовывали
 собой круг, внутри которого явно что-то происходило...
- Что там такое, Приск?
- Может, опять мародеры, командир? - предположил молодой центурион.
- Сейчас выясним.- Ливий решительно направился в сторону скопления народа, до края которого
 оставалось 20 пассов, не больше.
- Контуберний, заслонить прокуратора! - быстро скомандовал Приск, выйдя вперед процессии и
 выхватив меч из ножен, а затем толпе, резко повысив голос, - а ну, разойдись!
 Мгновенно оказался Сергиус внутри надежных стен, образованных плотно сомкнутыми щитами
 легионеров, продолжающих движение к центру происходящего. Он недовольно поморщился:
 "Привыкай, ты теперь самый главный. Лезть на рожон не имеешь права!"

 - Разойдись!
- Посторонись!
- Разойдись, тебе говорят!
  Расталкивая щитами толпу и рассыпая удары направо и налево плоскими сторонами гладиусов,
 отряд пробился, наконец, сквозь людскую массу, уже поредевшую - народ расходился.
 Глазам Ливия предстал маленький тщедушный человек с облысевшей головой и тощей седой
 бородкой, примерно ровесник прокуратора. Несмотря на обстоятельства, старик был совершенно
 спокоен, черты лица его не искажали ни страх, ни ненависть. Невольно проникся Сергиус к
 незнакомцу уважением...
- Что здесь происходит? - обратился он напрямую к виновнику волнений.
- Они хотели забить меня насмерть. - ответил старик, причем, прозвучало это так, как будто
 "они хотели угостить меня вином."
- За что?
- Я проповедовал учение Иисуса Христа, я делаю это уже много лет...
- Что, опять? Опять Галилеянин? - удивленно воскликнул Ливий, - он сопровождает меня всю мою
 жизнь! Я прокуратор Иудеи Сергиус Ливий. Кто ты?
- Меня зовут Шаул из Тарса, я римский гражданин! - с достоинством отвечал проповедник.
- Вот как? Это меняет дело! Тем не менее, я арестовываю тебя на предмет допроса.
 Приск, отведи его во дворец!

  - Этот стул вполне удобен, - Сергиус сопроводил слова пригласительным жестом, - можешь
 сесть, Шаул! Я не хочу называть наш разговор допросом - прими его как беседу равных! -
 Ливий уселся в большое кресло по другую сторону массивного ясеневого стола дворцового
 таблинума-библиотеки, - забудь на время о статусе, званиях и столешнице,
 разделяющих нас!
 - Благодарю, - Шаул принял приглашение прокуратора, - как же мне называть тебя?
 - Сергиус или Ливий - как хочешь! Поскольку ты гражданин Рима, то должен иметь латинское
 имя, не так ли?
 - Паулус. Удачно дополняет мое бренное тело*. - Позволил себе пошутить проповедник, -
 предварю твой следующий вопрос - гражданство я получил по наследству от отца. Он был
 квестором в Тарсе - столице провинции Киликия, где я и родился.
 - Ты мог иметь блестящее будущее, но стал философствующим бродягой, которого я случайным
 вмешательством спас от смерти...
 - И ни йоту не жалею об этом, поскольку уверовал в посланника Божия Иисуса Назарея!
 - Знал ли ты его лично?
 - Да, но очень кратко, незадолго до Его казни в Иерусалиме. Я не принадлежу к ученикам
 Иисуса, коих числом двенадцать, хоть и знаю их всех и уважаем ими за преданность Ему!
 Позволь спросить, Ливий, - откуда интерес твой к сему, не желаешь ли ты пристать к стаду
 агнцев Божьих?
 - Уволь, ради всех богов, - поморщился Сергиус, - мы не на проповеди! И оставь словоблудие
 для скудоумных! Я воин, сугубо практичный и прагматичный человек! Интерес же мой вызван
 чередой событий, происходивших со мной более сорока лет... Знал ли ты Иоанна, называемого
 Крестителем?
 - Лично нет, но Он почитается нами как Пророк, Предтеча Спасителя.
 - Да, что-то такое говорил он мне перед тем, как расстаться со своей головой...
 Ничего личного, я лишь выполнял приказ моего начальника. Я также руководил казнью Йешуа и
 еще двоих...  Присутствовал ли ты там?
 - Нет, к моему бесконечному раскаянию, я не был на Голгофе. - Скорбно покачал головой Паулус.
 - Я встречал в Риме Петруса, одного из ваших апостолов, и имел с ним беседу.
 Я убил другого из апостолов, Бартоломеуса, во время штурма Иерусалима. Совершенно случайно!
 И вот - теперь ты!

  Сергиус помолчал недолго, Паулус не нарушал тишины, удивленно взирая на прокуратора...

  - Ваше новое учение - религия рабов и нищих, преследует меня так или иначе!
 Величие Рима - это, прежде всего, величие духа, духа победителя и властителя! Каждый
 рядовой легионер несет в себе этот дух и в том - непобедимость легионов, а значит и
 Империи! Ваш Галилеянин учит смирению и покорности, любви ко всякой твари - нечто
 совершенно противоположное. Ты, гражданин Рима, подставляя левую щеку, когда тебя уже
 ударили по правой, предал Империю! Я, честно говоря, никогда не был особо религиозен, я
 рассматриваю всю эту свистопляску с сонмами богов всех мастей как традицию, часть культуры.
 И, с другой стороны, как политический инструмент, средство управления народом. Несмотря на
 массовые казни христиан, устроенные Нероном в Риме (я был тогда в Вечном городе и видел
 все собственными глазами), ваша секта растет и укрепляется, ваш новоявленный бог проникает
 во всё новые сердца и умы, - Ливий указал пальцем на Паулуса, - благодаря тебе и таким
 как ты! Мне и в самом страшном сне не может привидеться, что мои храбрые парни, несущие
 в себе величие Рима, станут адептами Христа! Что будет тогда с духом победителей и
 властителей мира? Что будет с железной дисциплиной - хребтом легиона? - Прокуратор с силой
 хлопнул ладонью по столешнице, - это будет развал Империи!

  - Ну да ладно, я, пожалуй, слишком отвлекся и нафантазировал невозможное. Но ты понял мою
 позицию, Паулус. Ты понял, что я должен пресечь твою деятельность, не так ли?
 - Да, прокуратор Сергиус Ливий, я понял. FAIS CE QUE DOIS ADVIENNE QUE POURRA -
 делай что должно и будь что будет! И еще скажу тебе словами вашего великого Гая Цезаря -
 ALEA IACTA EST.
 - Жребий брошен. Ты давно перешел свой Рубикон, Паулус. Тогда готовься к смерти!
 - Я всегда готов к ней, Сергиус! Но мы оба знаем, что у тебя нет полномочий казнить
 римского...
- Знаем, - перебил его Ливий, - римского гражданина может казнить только римский суд. Мы
 знаем также, что его нельзя позорно распять на кресте, подобно вору или рабу - только
 почетная смерть от меча положена ему.
 - Со времен Голгофы распятие не есть позор, а наоборот, великая благость! Нет ничего более
 почетного, чем принять смерть как Он!
 - Я не доставлю тебе этого удовольствия, Паулус! С ближайшим кораблем, под охраной и с моим
 письмом Цезарю Титу я отправлю тебя в Рим - пусть Юстиция решает, каким способом лишить
 тебя жизни...


                *************************


 Апостол Павел был казнен в Риме посредством отсечения головы. Точный год смерти его
 неустановлен, но известно место казни. Сейчас на этом месте находится
 Церковь Сан-Паоло-алле-Тре-Фонтане.



               
 *Однопалубное военное судно.
 *Подразделение легиона из 8-и человек.
 *Paulus (лат.) - малый, маленький.
 


Рецензии
Пишете интересно, работает "эффект личного присутствия". Подобное теперь есть в искусстве - вроде "дополненной реальности".
Я тоже пытался воссоздать некоторые исторические события, связанные с историей России в своей книге "Неисповедимы пути человеческие", фрагмент которой изложил в статье "Новый визит мессира на землю грешную" - http://proza.ru/2012/04/23/2287
Если дадите критический отзыв, буду благодарен.

Алекс Савин   07.04.2024 14:03     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Алекс!

Обязательно прочту и напишу свое впечатление, если сочту себя достаточно
компетентным. Я, все же, люблю античную историю и особенно Древний Рим.
В истории России соображаю меньше, мягко говоря...)))

Серж Левен   07.04.2024 14:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.