Александра

  Александра  (рассказ)

     Узкими тесными улочками старой части города меж старенькими домами с палисадниками, давно нуждающимися в капитальном или хоть в каком-то ремонте, Бежан неторопливо направлялся к нужному адресу, не опасаясь здесь резких движений автомашин. Взбираясь по лесенкам он явственно чувствовал, как им завладевают  возвышенные мысли.
     «Так оно в принципе и должно быть, - думал он, мерно продвигаясь по ломаной траектории, вглядываясь в причудливую архитектуру, - чем ближе к небу, тем яснее мысли. Что же делают с человеком высоты? Разные - физические, географические, геополитические, социальные?..
     Почему так тянется  к ним человек? Неужели лишь потому, чтобы править другими людьми или красоваться перед ними? Ведь чем выше высота, тем больнее с нее падать. А падать порой приходится.
     Гордыня и тщеславие, стремление к первенству, неудержимая страсть к обладанию лучшим, стяжательство, нажива. Все это неприятно наблюдать в других, но, увы, это незаметно, тайком прокладывается в каждого из нас.
     Бежан поднял взгляд на небо и заметил двух ястребов, парящих над местностью по кругу и выискивающих внизу добычу. Подходя к дому,  который он посещал регулярно,  после службы в церкви, увидел худощавого мужчину лет шестидесяти в модном сером костюме.
     - О-о! Батоно Мурад! Здравствуйте! Как вы?
     - Здорово, Бежан, - поздоровался и мужчина, - спрашиваешь как я? Работы нет, цены на все бешеные. Говорят, что деньги не пахнут, но улетучиваются, - и еще, что деньги - это лицо мужчины, а лицо - это деньги женщины. А у меня с женой чуть ли не все наоборот!
     - А что вы тут,  делаете? - поинтересовался Бежан.
     - Да вот стою, думаю о смысле жизни. А ведь он, смыл  тоже, оказывается, понятие динамичное  и со временем то плавно, то скачкообразно меняется. Зачем  мы живем на этом свете? Ты никогда не задумывался?   
     - Меня это, Мурад, с некоторых пор уже не интересуют.
     - Отчего же? Больно умным стал?
     - Нет, просто я давно уже получил вполне удовлетворительный и всеобъемлющий ответ.
     - Да ну! Откуда это у тебя ответы и почему ты уверен в их правильности? - усомнился Мурад.
     Бежан взглядом показал на небо, Мурад последовал за ним, и оба замерли при виде двух парящих  ястребов.
     - Пожалуй, ты прав, - согласился Мурад, - все вопросы, возникающие на земле, правильные ответы имеют только с неба. А как ты думаешь, не получают  вопросы, появляющиеся на небе, ответы с земли?
     - Возможно  отчасти, - неуверенно пробормотал Бежан, - одно хорошо, когда у человека рождаются такие вопросы, они неминуемо, ведут к небу, и наиболее удачливые удосуживаются уловить верные ответы. Дело в том, Мурад, что каждый человек должен сам прийти к познанию истины, посредством которой открывается все жизненно важные ему двери, в том числе и к разрешению судьбоносных вопросов. А когда об этом говорит кто-то другой, это не всегда понимается правильно. Одно могу тебе сказать твердо, что на все жизненно важные вопросы уже давно имеются правильные ответы...
     - Только каждому надо найти их самому, не правда ли?- опередил его с ответом Мурад.
     - Да, - подтвердил Бежан. - Ну, ладно об этом, тетя Шура  у себя?
     - Дома, куда ей деваться!
     - Ну, мало ли? Бывает ведь, что выходит, то в магазин, то еще куда.
     - Полчаса тому назад, когда я выходил со двора, заглянул к ней, была дома. Зайди, обрадуется. Ты ведь знаешь, как она всегда ждет тебя!
     - Да вот собираюсь, - бросил Бежан уже на ходу.
     - А я еще немного постою, - пояснил Мурад, - может, машина кому понадобится, хоть подзаработаю.
     По пути Бежан прихватил горячего лаваша. Первое, что он увидел в небольшом внутреннем дворике, - улыбающуюся Венеру и стоящую над сложенной из камня лоханью в его центре. При виде его на лице ее застыл недоуменный вопрос.
- Вот смотрю, не протекает ли где? - смущенно объяснил он свое появление.
     - Нет, не протекает, не бойся.  На ее лицо вернулась улыбка. - Соседи со второго этажа дают полную гарантию исправности новой сточной линии!
     Долгие и продолжительные звонки, а затем и стук в дверь не получили отклика.
     - А ты попробуй достучаться в окошко, - посоветовала ближайшая соседка, Рита, полноватая женщина, как и Венера лет  пятидесяти, совет которой оказался очень полезным.
     - Тетя Шура, здравствуйте, - приветствовал Бежан появившуюся у отпертой двери восьмидесяти-семи летнюю старуху, увернутую в шерстяные одеяния,  удерживающую равновесие при помощи неразлучной клюки.
     - Здравствуй, здравствуй, дорогой! - сверкнули слезы радости на подслеповатых глазах, - проходи, мой милый, а я уж думала, что сегодня, не придешь. Тетя Шура, кряхтя и вздыхая, опустилась на сундук возле входа и взглядом указала гостю на невысокий стул напротив нее.
     - Не ждали уже, да? А как я мог не прийти.
     - Не знаю, мой хороший, - скрипучим старческим голосом протянула тетя Шура, - вот только что закрыла дверь, а до того долго держала чуть приоткрытой. Много было сегодня народу в церкви?
     - Много, тетя Шура, как всегда. Вот вам горячий лаваш, не хотите ли, прямо сейчас отломить горбушку? - предложил Бежан.
     - Нет, мой милый. Ступай на кухню, положи там на стол.
     - Вот вам свечки, а это просфорочка,  разделите на несколько частей, чтобы на несколько дней хватило…
     - Спасибо, дорогой. Тоже положи на стол, - поблагодарила тетя Шура. 
     Бежан невольно поймал взглядом пробежавшую и нырнувшую в норку мышку.
     - О-о, - протянул Бежан, - тетя Шура, у вас оказывается мышки тут шастают.
     - Знаю, а что я могу сделать? - пожаловалась она.
     - Нужно кота завести… или одолжить у тетя Риты ее кошек.
     - Ритына дочь Маша, хорошая девочка, а что, она теперь с матерью не живет?
     - Не-ет! - протянула тетя Шура. - Она ведь у нас вышла замуж.
     - Второй раз?
     - Да, сын у нее, Ромка, от первого  брака. Говорит, что с первым мужем не сошлись характерами.
     - Ну, дай Бог, чтоб хоть сейчас повезло, один раз можно ошибиться, кажется, Лев Толстой говорил, - вспомнил Бежан.
     - Она хорошая девочка, молодая еще, каких-то тридцать лет, вся жизнь еще впереди. А за Ромкой ее мать Ритка  присмотрит, да и сам уже не маленький, четырнадцать лет. Это легче, чем с малышом возиться.
   - А что же ваши верхние соседи, на втором этаже?
     - Э-э, протянула тетя Шура, - Они свое дело делают, а на других им наплевать. Ты ведь свидетель, Бежан, сколько я их упрашивала не ставить ванную и туалет на пристроенном балконе. Как я их только не умоляла, и плакала, и просила, и пожаловаться пригрозила, все равно поступили по -своему, а что я могу с ними  поделать? Я одна, а их в семье вон сколько. Если бы мой сын, Валерик, был жив, он бы за меня поговорил с ними. А теперь они знают, что я одинокая, и что со мной можно поступать так, как им угодно. Вот и поступают!
     - Ну, почему же вы так, тетя Шура, никакая вы не одинокая, - пояснил Бежан, - у вас ведь есть младшая сестра - Татьяна и племянница, - Валентина.
     - Э-э, - снова протянула тетя Шура, слегка постукивая палкой о деревянный пол, Они сами больные, и за ними самими нужен уход. Кстати, Валя была сегодня в церкви?
     - Нет, - не долго думая, солгал Бежан.
     - А когда бывает, тоже не всегда заходит. Мне соседи сказали, проходит преспокойненько мимо, а ко мне не зайдет. Старая я и никому уже не нужна.
- Ну, почему же, тетя Шура? Не говорите неправду, - воспротивился ей Бежан, - я сам свидетель, как она беспокоится и спрашивает о вас, и навещает время от времени.
   - Да, конечно, так она внимательная и добрая, но, видимо, заходить ко-мне чаще не удается, - не стала перечить гостю тетя Шура. - А вот Зоя, соседка со второго этажа, смотрит за мной, то горячего борща или супчика принесет, то кашки, пенсию приносит на дом. Все делает, что ни попрошу. Ну, как после этого портить с ней отношения из-за балкона и из-за этой злосчастной сточной трубы?
     «Она ведь им продалась за тарелку борща, - вспомнил Бежан реплику Вали, по поводу верхних соседей тети Шуры, - сама разрешила им протянуть такой длиннющий балкон над головой, а теперь хочет, чтобы я с ними разбиралась».
     - Они мне этим своим балконом солнечный свет загородили. Что же мне делать, раз они человеческого, языка не понимают, а ругаться с ними не могу. Он мне не разрешает, - указала тетя Шура на икону Спасителя. - Я ни разу ни с кем во дворе не ссорилась и всегда старалась всем делать только добро. За это меня любили, и дома, и на работе.
     - Да  вы счастливый человек, тетя Шура. Такое удается далеко не каждому.
       Неожиданно  мимо беседующих  пулей пронесся пушистый серый сиамский кот и выскочил в приоткрытую дверь во двор.
     - Максимка! Смотри-ка, опять валерьянку утащил?! - растревожилась тетя Шура.
     - Как, за ним такой грешок наблюдается?
     - Как только учует запах валерьянки, ко мне за ней бросается.
     - Валерьяночку чует, а мышей нет? - удивился Бежан. - Наркоман несчастный, за валерьянкой охотится!
    - Шура у вас  валерьянка в таблетках была? - поинтересовалась из-за двери Рита.
     - Была, - подтвердила тетя Шура, - я ее вот только давеча приняла и оставила на столе, забыла поставить в сервант.
     - Так вот она, ваша валерьянка, забирайте! - протянула соседка тете Шуре пузырек, едва удерживая смех.
     - Шура, ну как, пришел твой Бежанчик, ты про него сегодня меня спрашивала?! - поинтересовался Мурад, просовывая голову в зазор двери.
     - О-о, Мурадка, ты как раз вовремя! - обрадовалась тетя Шура. - Входи, пожалуйста хочу попросить вас с Бежаном ровно установить холодильник, а то он у меня чего-то заваливается и дверце не закрывается.
     Мурад с готовностью отозвался на просьбу, и вскоре они с Бежаном двигали холодильник из стороны в сторону.
     - Гляди, Бежан, что творится с полом! - указывал взглядом на зияющие дыры в полу Мурад.
     - Вот откуда лезут мыши! - воскликнул Бежан.
     - В такие дыры и слон, наверное, протиснется!
     Напрягаясь, переругиваясь со снующей и мешающей тетя Шурой, мужчины отодвинули  холодильник и, накрыв дыры в полу кусками жести, после нескольких неудачных попыток, установили-таки его на прежнее место и плотно закрыли дверцу.
     - Ой, мои золотые, - с радостью воскликнула Шура, - как я вам благодарна! - и, бросившись складывать в холодильник его содержимое, облила себе борщом ноги.
     - Шура,  отойди от холодильника, - взревел Мурад, - куда ты спешишь, мы что, сами не можем это сделать?
     - Прекратите сейчас же! - потребовал Бежан. - Как вам не стыдно так кричать на нее!
     - Не надо, Бежан, ссориться, я не обижаюсь, спасибо ему, что помог холодильник установить!
     - Шурочка, родная ты моя, ты ведь знаешь, что я не со зла! - рассмеялся Мурад.
     «Ничего себе любовь?» - подумал Бежан.
     - Ну, ладно! Пошли домой, - зашла за Мурадом его жена Венера.
     - Чудик этот Мурадка, - улыбнулась ему вслед Шура. - Что правда, то правда, соседи у меня во дворе все замечательные.
     - Уж больно пестрый народ, тетя Шура, - заметил Бежан, - и по возрасту, и по уму, и по настроениям.
     - О-о! Это да, - согласилась тетя Шура, - в нашем небольшом дворе найдешь людей всех возрастов, от младенцев до глубоких старцев, и  многих национальностей.
     - Не скажите, что вы здесь самая старшая?
     - Нет, самая старшая Ламара, недавно мы ей юбилей справили, девяносто лет! Потом иду я, потом Маруся, ей восемьдесят пять. Бедняжку несколько лет  назад хватил инсульт, и теперь не может вставать.
     - Кто за ней смотрит? - поинтересовался Бежан.
     - Сын  Мераб  приходит к ней, а так  женщина приставлена, - пояснила тетя Шура.
     Измерив тете Шуре давление и пульс, Бежан засобирался до следующего воскресения.
     С наступлением зимы  резко вставал вопрос отопления. Отапливались по-разному, кто как мог. Кто газом, кто электричеством, кто дровами, кто керосином. И лишь в немногих  местах можно  было  встретить пережитки прошлого, сохранившиеся в рабочем положении котельни,  центральную отопительную систему. Дешевле всего, было отапливаться газом, хоть он и унес жизни многих горожан из-за неправильного использования газоотопительных систем. Кустарные печурки, некачественное топливо были беспощадны к мерзнущим людям…
    
     Одним февральским утром по улицам города на большой скорости, с ревом сирен и мигалками мчались привыкшие  участившимся вызовам пожарные машины.
     - Сюда, сюда, скорее! Горит женщина, - встретил бригаду не менее резкий, чем сирена, голос женщины из толпы во дворе.
     - Оставь, Рита, поздно! Бедняжку  Марусю уже не спасти! Наверное, давно сгорела, - с плачем сдерживала ее Шура.
     - Подожди, Шура, мы все равно попробуем, - крикнула Рита, увлекая за собой в глубь двора нескольких пожарных.
     - Быстро разворачивайте систему и подавайте воду! - распоряжался бригадир. - Двое,  за мной!
     Остальные трое в огнеупорных штормовках бросились по лестнице на второй этаж.
     Все прибывавшая толпа с волнением ждала их возвращения.
     Огонь подступал к лежащей больной все ближе и ближе. Мурад предусмотрительно разбил камнем стекла веранды и воздух начал поступать в горящую комнату.
     Приоткрыв палкой дверь на веранду, больная с перепугу поднялась, но сразу упала и теперь ползком пробиралась сквозь огонь к окнам. Она уже задыхалась и не могла собраться с силами, чтоб позвать на помощь. Потолочные балки то и дело падали и преграждали ей дорогу. Трое посланных ей на помощь пожарных волокли за руки и ноги своего попавшего под горящую балку бригадира.
     Вскоре поступила вода из шлангов. Борьба со стихией продолжалась более получаса. Во двор вынесли полностью обугленное тело Маруси.
     Соседи вскрикивали, всплескивали руками, рыдали.
     - Тетя Шура, вы живы? Не пострадали? - испуганно спрашивала прибежавшая с работы ее племянница Валентина.
     - Я-то жива, а вот бедняжка Маруся сгорела, - захлебываясь сквозь слезы, отозвалась тетя Шура.
     Водой залило несколько близлежащих домов, и их потом восстанавливали несколько месяцев.
     Со смертью всеми любимой соседки в сознании оставшихся в живых многое изменилось. По ночам подолгу не могли уснуть, мучимые встававшими перед взором страшные картины.
     - Как же такое случилось, тетя Шура? - ужасался навестивший ее в очередной раз Бежан.
     - Еще толком не знают, то ли от  гнилой проводки, то ли от взрыва газа, - предположила тетя Шура, квартира которой лишь по счастливой случайности не пострадала ни от огня, ни от воды.
     - До меня огонь все равно не добрался бы, а добрался , так  он бы его остановил, - смахнула слезу, вспомнив погибшего сына, - Александра.
     - Что же с ним случилось? - поинтересовался Бежан.
     - Как только началось  переходное  время, будь оно неладно, а его жена с родителями переехала жить в Россию, он не поехал, сказал, что не оставит мать одну. Все же  загрустил, приуныл, опускался на моих глазах, стал пить, потом и бродяжничать, завел себе каких-то сомнительных друзей и даже приводил их домой. Я ругала его за это, выгоняла его дружков из дому, не могла смотреть, как они выпивают и губят  моего сына. Я потеряла-таки его. Обещал, что не оставит мать одну, а все равно оставил, - расплакалась тетя Шура.
      - Лучше помолимся за него
     - Все время молюсь, - отерла слезы Александра, - потеряла покой от того, что давно не была у него на могиле. Свозил бы ты меня туда, Бежан!
     - Я бы с радостью, да как вас туда доставить по такому крутому подъему! Боюсь я, тетя Шура!
- Вот и похоронили бы меня рядом с сыночком.
- Ладно вам! Это накладно, - улыбнулся Бежан. - Так что живите долго, пока не прибавят пенсию.
- И впрямь долго ждать, столько я уже точно не проживу.
- Почему, тетя Шура, вы что, проклинаете нас?
- Не проклинаю, но я знаю, когда…
- Тетя Шура, здравствуйте, я пришла за вами, собирайтесь и едем к нам, - раздался вдруг холодный голос ее неожиданно явившейся племянницы.
     - Не-ет, что ты! На кого я оставлю свой дом, - воспротивилась тетя Шура.
     - Да нужна кому ваша растрескавшаяся развалюшка! Поедемте, перезимуете у нас, а потом обратно домой. У нас тепло, уютно, и мне легче будет!
     - Не-ет, не могу…
      - Жалуетесь что вам холодно, голодно, скучно… зову вас к себе, не едете! Но  ведь и меня жалко, бегать между вами, сестрами, к тому же еще и свои дела, и работа, -
     тщетные уговоры продолжались долго.
     - Ну, что ж, дело ваше! - бросила на прощание разгоряченная Валентина.
     - Не стоило все-таки так резко с ней, - предположил Бежан, провожая ее до развилки.
     - Ну, а что же делать, Бежан, когда она так упрямится!


На следующий день. Бежан принес несколько цветущих веточек от плодовых деревьев:
     - Вот, поглядите, тетя Шура, какая красота!
     Ставя веточки в банку с водой, Бежан вдруг удивленно воскликнул:
     - Вау! А это кто и откуда здесь взялся?
     - Да вот, сам пришел! - бросила тетя Шура взгляд на прикорнувший на кушетке за мутакой бело-коричневый комочек.  - Пусть поживет у меня, с ним  веселее!
 - Красивый котик. Вон как глазки блестят!
     - Назибролой я назвала, хрусталиком нежным. Но странно, не ест ничего, кроме хлеба и воды. Не знаю, что делать…
     - Надо у Вали спросить.
      - Валя в Россию ехать собралась. Готовит документы, паспорт и визу. А тебе она ничего про это не говорила?
      - Говорила давно, что хотела бы, но конкретно не уточняла. Нужно будет сходить, разузнать.
      - Самое время было появиться Назиброле, - подметил Бежан.
      - Да, все время она рядом со мной, на кушетке. И мышки больше не копошатся! Такая чуткая, внимательная,  в глаза мне смотрит, старается угодить. Уляжется возле моих ног и мурлычет.
     - Это очень хорошо! Она  у вас отрицательную энергию забирает, - пояснил Бежан, - говорят, там, где кошка, там не нужен врач.
     - Какое там! Вот у меня сейчас с левым глазом неполадки.
      - Ва-а! Я вас как-нибудь в поликлинику свожу.
      - Нет, куда мне так далеко выходить! Пускай, - махнула она рукой, - один глаз видит, и на том спасибо!
     - Ну, как же так можно, консультация офтальмолога все равно нужна, - настаивал Бежан.
     - Вот есть у меня врач, Венера, и довольно. И за давлением моим следит, отпаивает ноотропилом и цинаризином.
     - Тетя Шура, покушать у вас есть что?
     - Да, спасибо! Я прошу в молитвах дать мне хлеба насущного, и  он дает, милостливый мой. Когда есть хлеб, я не голодна, благодарю Его и, прежде, чем съесть, целую.
     - Совсем как Назиброла, - рассмеялся Бежан. - Ну, ладно, раз вам больше ничего не надо, я пойду к вашим.
      - Привет, Валя, - поздоровался Бежан через несколько минут с племянницей тети Шуры, - ну, как вы?
- Ну, как… сегодня опять приходил врач, жидкость из легких доставали,- почти шепотом рассказала Валя, о маме, - лежит теперь в комнате ослабевшая.
     - Я слышал, ты в Россию уезжать собралась?
     - Да, хочу. Вот выправлю документы, съезжу и к внукам, и дальше к сыну.
      - Как он там?
     - Не работает, попивает, надо как-то спасать, какой - никакой, а  он один-единственный у меня.
     - Да-а, вот что делает с мужчинами неудача в любви …
     - Ай, оставь! Говорила я ему, не возвращайся к ней, - оттерла она слезу.
      - Не стоило его, наверное, в прошлый раз привозить с собой из России, - предположил Бежан.
      - Ну, а как там было оставаться без паспорта? Правда, и здесь все обернулось не так, как хотелось: работы нет, дружки так себе. Может, привезу сюда…
     - Опять?! Оставь ты эту затею, видишь, не ладится у него здесь. Всем тут трудно устроиться на нормальную работу. Нервотрепки тебе не хватает?
      - А что делать? Не пропадать же ему.
     - У тети Шуры какие-то проблемы с левым глазом, нужно будет привести к ней врача, - вспомнил Бежан.
     - Ой, эти ее проблемы! Говорю ей, не слушается. Ты знаешь, что она делает? Пьет по утрам ноотропил и запивает его большими чашками кофе. Поговорил бы ты с ней…
      Допив свой стакан чая «Каркаде», Бежан попрощался с Валей. Он спускался вниз по улице мимо длинного ряда гаражей  и наслаждался свежестью пробуждающейся природы. Вдоль дома громоздились груды мусора, и ему припоминались жаркие, но не принесшие ни малейшего результата призывы, выступления и манифестации зеленых.
      Пьянящий аромат бразильского растворимого кофе «PELE»  кроме того, что повышал давление, еще и бодрил, поднимал дух, освежал, придавал сил, необходимых для движения и преодоления одиночества. Александра вдыхала пары и аромат только что заваренного  кофе, когда ей послышался стук во входную дверь.
     - Тетя Шура, у вас что, звонок не работает? - раздался веселый  голос Бежана.
     - Ой, пришел таки, а я уж думала,  он поссорился с моей сестрой, - расплакалась тетя Шура.
     - А что случилось,тетя Шура? - поинтересовался Бежан.
     - Она мне все рассказала, - не успевала вытирать слезы тетя Шура, - сказала, что даже муж никогда так не кричал на нее, как Бежан. К тому же еще бил по столу и стучал кулаком.
     - А-а, - спохватился Бежан, - зачем было вам говорить об этом? Мы бы сами все уладили…
     - Не знаю, не знаю, она очень обижена!
     - А на обиженных воду возят!
     - А что же все-таки случилось?
     - В прошлое воскресенье после вас я зашел к ней. У нее была ее давняя подруга. Они так мило беседовали, что ей было не до меня. А в понедельник вечером она мне звонит и сообщает, что Валя из России просила заплатить за телефон. Я попытался уточнить насчет квитанций, пошла перебранка насчет наличности. Она разобиделась и заявила, что ничего от меня не хочет. Бросив все  дела, я с другого конца города помчался на их телефонную станцию, там уладил все формальности, заплатил из своих и вечером положил ей на стол оплаченную квитанцию. Тем не менее она продолжала ворчать.
     Возможно я и повысил немного голос, но кричать не кричал. Просто  громко говорил, ну, как с вами и с моим отцом, потому  что вы плохо слышите.
     - Прости ее, старую и больную…
     - Вы тоже больны, но от вас я никогда упреков не слышу. Когда я иду из церкви, то  всякий раз захожу к вам, а потом и к ней. Как вы думаете, мне это нужно? Я, конечно, огорчаюсь, что она забыла то доброе, что я для нее делал целых шесть лет подряд!
     - Не говори так! - всполошилась тетя Шура, - все, что мы делаем, делаем для Него. Так что не переживай, Бежан, вот приедет, Валя, она вас и рассудит.
          - Конечно, у тебя свои дела, свои проблемы, - и я молюсь за тебя. Шутка ли, свою жизнь достроить до сих пор не сумел, а за других бегаешь и помогаешь.
     - Шура, я тебе горячей ухи принесла, - порадовала забежавшая соседка.
     - Ой, спасибо тебе, Зоя!
     - Откуда у нее в такое тяжелое время осетрина? - удивился Бежан.
     - А она обрезки на рынке покупает. Вкусно, полезно, питательно и, что самое главное, дешево!
     - Да, тетя Шура, здорово тут, как я погляжу, устроились!
     - Шура, сегодня последний день масленицы, вот попробуй горячих блинов,- завернула другая соседка, Рита.
     - Тетя Шура, вот лекарства я вам принесла, которые  обещала, - зашла и Венера.
     - Шура, как ты, еще живая? Так позавчера напугала, - с шумом ввалился вслед за женой и Мурад.
     - Спасибо, Мурадик, - обрадовалась тетя Шура,- спасибо, золотой, ты мой спаситель.
     - От чего это он вас спас? - поинтересовался Бежан.
     - Как, она тебе еще не рассказала? - удивился Мурад. - Плохо с сердцем ей стало, до скорой не дозвонился, позвонил в пожарную команду, и ребята связались со специальной кардиологической службой помощи. Так вместе с ними прикатила и пожарная машина, а за ней и патруль. Что тут было!
     Тетя Шура согласно кивала и что-то потягивала из чашки.
     - Что ты пьешь, Шура? - насторожился Мурад.
     - Кофе
     - Так врач же тебе запретил. Погоди, Шура, я принесу немного того, что тебе можно! - направился Мурад к входной двери.
     Вскоре за столом собрался чуть не весь двор, от мала до велика. Приковыляла и самая старая жительница двора, девяностолетняя, длинная и тощая Ламара.
     - Это твоей Назиброле корм. А кстати, где она?
     - Пугливая она у меня, диковатая, боится людей. Вот и рванула во двор.
     Вошел  Сурен, ближайший сосед тети Шуры по этажу. - Эй, Мурад джан, мы сколько лет живем вместе. Всякое  правда  бывало, но все равно, видишь, водой нас не разольешь.  Ну, как за это не выпить!
     Чокнулись, дружно похвалили вино Мурада. Подняли тост за Александру.
     Затянули песню, расчувствовались, вспомнили о глобальных мировых проблемах и о собственных неурядицах. Особенно недоумевали по поводу кассовых аппаратов, которыми грозились обставить всех рыночных торговцев.
     Шура кивала всем. Бежан, как человек со стороны, тайком присматривался к лицам, и нашел, что самым прекрасным было лицо тети Шуры. «Любовь к людям делает человека не только счастливым, но и красивым».



     Вереница жарких дней знойного лета разбрасывала горожан по разным спасительным местам, кого на море, кого в горы, кого за город, а кто довольствовался относительно прохладными уголками в самом городе.  Оставшиеся активно пользовались кондиционерами, вентиляторами, прохладительными напитками, дешевыми в это время года дынями и арбузами.
В обнимку с одним из таких арбузов Бежан шел к тете Шуре.
Близ дома заприметил жалобно мяукающую Назибролу.
     - Что маленькая, что случилось? Неужели поссорилась с тетей Шурой?
     - Да, подтвердила его предположение уже тетя Шура, - убирать за ней все чаще приходится, а уже за самой нужно присматривать.
     Шура поблагодарив за арбуз, склоняла Бежана к примирению с ее сестрой и племянницей.
     - Как же я могу это сделать, тетя Шура, если Валя не желает меня даже слушать?
     - Ей Богу, не ожидала. А что она говорит?
     - Говорит, что не хочет ничего слушать. У самой проблем по горло. И у меня их хватает, а я не раз слушал ее часами, как спорили ее сын с ее матерью!
     Мы, православные, должны слушать и слышать друг друга, и Господь Бог за это услышит нас.
     Во время разговора  то и дело забегали соседки, что-то приносили, о чем-то осведомлялись.
    

     Деревья понемногу скидывали свой летний наряд. Золотая осень, окрашивала все вокруг в свой мягкий цвет. Александра любила эту пору больше всех остальных.      Сейчас, в теплый осенний вечер, она с покупками в одной руке и с неразлучной деревянной тростью в другой  медленным шагом поднималась вверх по улице, по которой ходила почти девять десяток лет. Вспоминала родителей, рано скончавшегося мужа, сына. Горбилась, двигалась тяжело, с горечью думала, не последняя ли это ее вылазка за покупками. Особенно тяжелыми были мысли о сыне. Упругий ком настойчиво подступал к горлу. Она споткнулась, не сумела сохранить равновесие, подалась вперед, уронила поочередно палку, а потом и сумку, содержимое которой покатилось вниз по спуску.
     «Сыночек, Валерик, помоги!» - успела  она крикнуть перед тем, как упасть и потерять сознание.
     - Не бойся, мама,  я здесь,  с тобой! - очнулась она, отчетливо  услышав его голос.
     - Неужели это ты? - в смятенье спросила поднимающего ее молодого  крепкого мужчину.
     - Ну, конечно же я, мама! Кто же еще? - все слышнее и узнаваемее звучал голос.
     - Но ты ведь давно скончался, - хлынули из глаз Александры слезы.
     - Я не умер, мама. Не плачь, - отирал он ей слезы.
     Мать, не веря глазам, ощупывала его.  Она не чувствовала ни боли от падения, ни тяжести в ногах, ни колотья в боку,  поразительно легко поднялась и быстро двигалась рядом со спутником. Взахлеб рассказывала про трудности в его отсутствие, а он делился с ней тем, что испытал и пережил сам.
      Валера прошелся по дому, заприметил кое-какие неполадки, подбил ножку кровати, укрепил зеркало на стене, выпрямил перекошенную дверцу шкафа, настроил телевизор, залил цементным раствором щели и пробоины в полу и стенах, переделал еще множество мелких дел, а к вечеру попросил немного денег и некоторые свои документы.
     Мать сияла от счастья, постирала и высушила  его одежду и повесила ему на стул. Управившись с хлопотами, спать легла только под утро. И уже в полудреме вновь услышала голос сына:
     - Мама, я ненадолго ухожу по делам.
     - Не уходи, - простонала она, все глубже погружаясь в сон. Пополудни ее разбудил сильный стук в дверь.
     - Шура, ты живая? - ввалился испуганный Мурад. - Мы же беспокоимся за тебя.
     - Живая, живая! Проходи!
     - Это твоя палка?
     - Моя,  где ты ее взял?
     - Там, где ты ее вчера вечером уронила!  Хорошо, что никто не подобрал, а то ведь знаешь, какое время сейчас, а вот и твоя сумка, и покупки. Сам утром собирал. Что с тобой случилось?
    - Сам знаешь, давно я на улицу не выходила. А домой меня вчера довел мой сын.
     - Какой сын? Что с тобой? С того света, что ли?
     - И пробыл у меня до самого утра…
     - Тетя Шура, что с вами? Мы места себе не находили! - прибежала  растревоженная Венера.
     - Посмотри, какая у нее рана на лбу! И ушиб! Обработай их, а я пошел по делам, - поручил Шуру своей жене Мурад.
     «Сдвиг это, что ли? - недоумевал дорогой Мурад. – Этого еще не хватало».
     Вернувшись, он застал Александру с перебинтованной головой  в окружении соседок, которых она убеждала, что у нее вчера ночевал  сын.
     Вскоре весь двор шушукался о том, не поехала ли у тети Шуры крыша. Явилась и Валентина, с трудом и ненадолго убедившая тетку, что за сына она приняла Бежана.
     «Они думают, что я сошла с ума, - оставшись одна, обращалась Шура к фотографии своего сыночка, А кто мне вчера переделал столько дел?
     Соседи сошлись в общем мнении, понемногу стали сторониться ее и избегать долгого общения. Бежан пытался взять с нее обещание, что она не будет впредь возобновлять разговор о сыне.
     Но никакие уговоры и убеждения не действовали, она упорно стояла на своем, даже когда формально, соглашалась с версиями близких и соседей. Не соглашалась и переезжать на время к племяннице и сестре.



    Настоящая зима со снежными покровами на окольцовывающих город горах  навевала на него холод, хоть по - настоящему в него еще не пробралась. Но, так или иначе, он жил уже в зимнем режиме. Холод чувствовался везде, в домах, на улицах, в самих людях.
     Бежана остановил на улице высокий худощавый человек лет за шестьдесят.
     - Здорово, приятель, куда так торопишься?
     - Да вот  тут неподалеку, к одной старушке, тете Шуре, если знаешь такую!
     - Так кто же ее здесь не знает? А кем ты ей приходишься?
     - Да никем, просто знакомый!
     - Значит, просто знакомый? Ну, а меня ты знаешь?
     - Нет, - замялся Бежан.
     - Ха-ха-ха! Видите ли, он меня не знает! Каждая собака вокруг знает, а ты чего-то сплоховал. Я тебя, стало быть, уже давно знаю, а ты меня нет! Не скажи, что первый раз видишь!
     - Простите, да, - попробовал отшутиться Бежан.
     - Да ты что, парень, и вправду очумел? Раскрой глаза и присмотрись получше. Я ведь Бегемот.
     Бежан стоял молча, обескураженный и сбитый с толку.
     - Что будешь пить? - сурово спросил собеседник.
     - Но я вообще не пью,  у меня язва, - к счастью вспомнил Бежан свой залеченный год тому назад недуг.
     Человек  бросил на Бежана грозный взгляд, но вдруг  неожиданно умерил свой пыл, протянул для рукопожатия руку и даже чмокнул в щеку.
     - Прости, дружище, я же не знал, - извинился он. - Если к тебе кто-нибудь пристанет, скажи, что ты меня знаешь, понял?
     - Понял, спасибо! - поблагодарил Бежан и поспешил чуть не наутек.
     - Тетя Шура, что это за бегемоты завелись в вашей округе? - вскоре спрашивал он, пересказывая подробности недавней встречи.
     - А кто их знает, у нас таких теперь столько завелось, да и не только у нас. Люди озверели, и естественно, в ход пошли звериные клички.
     - А зверей стали, вроде вашей Назибролы, называть человеческими именами? - расхохотались оба.
     - Как поживают ваши мыши? 
     - Лучше всех. Вот купила себе картошки целых сто килограммов, для себя и, похоже, для них.
     - О-о, - протянул Бежан, - будьте осторожны, тетя Шура, это очень опасно. Помню. один мой сотрудник, уже давно, погиб от гепатита печени, вызванного инфекцией от мышиных выделений. Тогдашняя медицина ничем не смогла ему помочь.
     - А я не боюсь. Я всю жизнь провела с крысами, и на работе, во время и после войны, и дома. Так что в моем организме давно уже выработалось противоядие. Другое дело, что объедают. Ну, и черт с ними, сколько они съедят?
     - Шура, - продай мне, пожалуйста, тридцать килограммов картошки, - попросил неожиданно появившийся в дверях Мурад, - зачем тебе столько?
     - Как зачем? - удивилась тетя Шура. - Впереди долгая зима и начало весны, когда нечего будет есть. К тому же, я ведь не только для себя ее купила?
     - А для кого же еще? Крыс откармливать и распространять по всему двору? Да я на тебя, жаловаться буду!
     - Позволь мен знать для кого! Для меня и для моего сына, который обещал вернуться.
     - Ау!.. - протянул Мурад, обращаясь взглядом к Бежану. - Опять она понеслась не в ту степь. Ну, ладно, Шура, со мной на эту тему… Поговори лучше с Бежаном, а я побежал. Придется все-таки тащить картошку с базара. - Ну, ладно, бывайте, - попрощался Мурад, затворяя за собой дверь.
     - Ой, что-то опять голова разболелась, - пожаловалась Шура, - Бежан, сынок, измерь мне, пожалуйста, давление.
     - Вот  видите, повышенное  и пульс учащенный… где наш любимый корвалолчик?
     - Вот спасибо тебе, мой золотой… Это все из-за этих газовиков. Пришли требовать платежи по полной. А откуда у меня столько денег сразу?
     - Как? А льготы?
     - Валентина, видимо, не сдала документы, иначе у меня не было бы проблем.
     - Нужно подождать, пока льготы поступят на ваш счет. А пока ничего платить не надо.
     - Как же не надо? А вдруг перережут! Ребята сказали, что не хотят из-за меня терять работу. И официальное требование оставили. Вот!
     - Ничего не перережут! Не открывайте им,  попросите соседей заступиться.
     Оказалось, что в этом году Бежан застал Шуру у себя дома в  последний раз.
     - Она позвонила своим и попросила ее забрать, - сообщила ему Рита. - Холод ее донимал, и бронхит очень обострился. Да и инкассаторы напугали. Так что Валентина увезла ее на такси, и, видимо, она пробудет у них до конца зимы.
     «Да вряд ли. Очень уж она любит свой дом», - сомневался Бежан, неторопливо спускаясь  в центр города. И оказался прав.


 Шура вернулась через полтора месяца, с наступлением самых первых теплых деньков.
     - Там и без меня двое больных, и сын может здесь объявиться. Недаром то и дело вижу его во сне.
     - Я ведь всегда вам говорю, что снам верить нельзя, - напомнил Бежан.
     - Он здесь, он вернется,  обязательно придет! Он обещал, он ведь всю жизнь был человеком слова.
     - Ай, опять бедняжку заносит! - отметил вполголоса,  заскочивший на огонек Мурад. - Шура, брось уверять, что у тебя появляется сын, хватит этого вздора! Поняла?
     - Ну, как же?! Если не веришь, отодвинь холодильник, и увидишь, что все щели и дыры, которые ты с Бежаном прикрыли жестью, залиты и заполнены цементным раствором.
     - Да, но за это этот тип, пройдоха какой-нибудь,  или бомж, с тебя деньги.
     - Не говори так про моего сына! Он всегда находил выход из самых трудных положений!
     - Вот и сейчас нашел! Ловко у тебя с ночлегом устроился. Поел, отоспался, стащил из шкатулки деньги и документы твоего сына, нарядился во все чистое  и был таков!
     - Неправда, денег он у меня не крал! Попросил, и я ему сама отдала, - уточнила Шура.
      - Ну и наивная же ты и упрямая. Не веришь тому, что говорят близкие, и веришь Бог знает кому. А может, это беглый преступник искал, где бы спрятаться, а тут ты подвернулась!
     - Не-ет, - немного заколебалась Шура, но тут же снова обрела уверенность. - А его голос, его лицо, глаза наконец… Нет, сердце матери не ошибается, - разрыдалась она.
     - Ну, как хочешь. Блаженный верующий, - поднялся Мурад и затворил за собой дверь.
     Утешения Бежана не произвели должного эффекта, и весь оставшийся день Шура провела в слезах, долго молилась, перебирала старые семейные фотографии.
     Перед сном горячо взывала к иконам Спасителя и пресвятой Богоматери, затеплила перед ними и лампады, и свечи. Почувствовала на мгновение, что сердце вот-вот вырвется из груди и взметнется ввысь. Но тут же осознала, что то, что должно было произойти с ее сердцем, произошло с ее духом. Ей послышался голос, уверяющий, что сын вернется, придет, не может не прийти и, умиротворенная, погрузилась в сон.
     - Мама, я ведь тебе обещал, что вернусь, неужели ты мне не веришь?
     Она долго видела и слышала его во сне. Верила этим словам, но и удивлялась, как могло произойти, что ее сын был похоронен на высоком пригорке городского кладбища, куда она столько времени не могла попасть, хоть и просила об этом у многих своих близких.
     - Вернись, мой сыночек, - умоляла она. - Мне никто не верит  и все думают, что я сошла с ума…
     - Не слушай их, мама! Пусть думают. Главное, чтобы ты верила, надеялась и ждала. Наберись еще немножко терпения, и увидишь… Только нам обоим нужно учесть прошлые ошибки, и все начнется снова, - утешал и убаюкивал ее голос сына.
     Все последующие дни она размышляла над услышанными словами, старалась выполнить пожелания голоса. Чтоб получить для этого нравственную опору, пополнить духовные и физические силы, попросила Бежана отвезти ее в церковь, исповедалась и причастилась святых таинств.
     Священник, перед тем, как приступить к принятию исповеди, спросил ее имя.
     - Александра! - гулко прозвучало под куполом, и потом еще долго, отзывалось в ушах. - Александра Александровна…


     Ранним утром Международного женского дня ее разбудил осторожный, но повторяющийся стук. Она поспешила к двери:
     - Кто это может быть в такую рань?
     Отперев, с удивлением увидела высокую молодую женщину в пальто и меховой шапочке.
     - Вам кого?
     - Александру Александровну, - улыбнулась незнакомка.
     -  Это я, - растерянно прошептала Шура, - а вы кто?
     - Здравствуйте, мама, - вспыхнуло радостью лицо незнакомки, но тут же из глаз ее покатились слезы, которые она ловила и отирала рукой.
- Вы меня не узнали? Валерик, подойди сюда, сыночек, - подозвала она ребенка, заигравшегося с котятами соседки Риты, привлекла к себе, мягко обняла за плечи.
     Шура вгляделась в ребенка и  в свою очередь разрыдалась: перед ней стоял ее сын, но еще не подросший, лет тринадцати.
     - Неужели ты, Зина?
     - Да, а это Валерик, ваш внук. Валерий всегда, и даже в нынешних моих снах, настаивал на том, чтобы я с сыном вернулась сюда, домой, к его истокам. Пока были живы мои родители, воздерживалась, тем более, что и здесь было неспокойно, творилось Бог знает что. Сейчас я приняла решение, и вот мы здесь…
     - Но почему мне не сообщила, что у меня появился внук?
     - Валерий знал, я ему написала.
     - Знал? А мне не сказал? Но почему? - недоумевала Шура.
     - Видимо, потому, что ни выехать к нам не мог, ни оставить вас здесь одну, да и я не могла оставить своих родителей, я ведь тоже у них была единственная дочь.
     - Понятно, почему Валерий так сильно пил.
     - Давайте о хорошем. Наша семья воссоединилась. Нас теперь трое, если, конечно, вы не откажетесь нас принять…
     - Что ты? Как это откажусь? - ужаснулась Шура. Она почувствовала вдруг прилив сил и энергии. - Я быть может, не умру от этой радости, и мы долго будем жить вместе и растить моего дорогого внука. Нам много нужно рассказать о прожитых далеко друг от друге годах. Да воздастся каждому по вере его, - вспомнила слова Спасителя. - Так что, доченька, вознесем вместе молитву благодарности Творцу  за то, что он соединил нас.
     -  Шура, помоги, Венера меня бьет,- послышались вдруг со двора крики Мурада.
     - Сейчас приду! - отозвалась им Шура. - Ну, вот, подождите меня, - увлекла она в комнаты внука с невесткой. - Сейчас я их приведу, дорогих мне.. вернее, теперь уже нам.. людей. 


Рецензии