Любовь и жертвенность

Любовь и жертвенность.

Задача психотерапии, чтобы человек научился из внутренней любви заботиться о себе. Заботиться о своём теле, потребностях, желаниях, чувствах.

Можно задавать себе вопрос: из любви к себе я делаю это действие, думаю эту мысль?
Или я наказываю себя?
Или я далеко от себя, весь в другом человеке?

Из советского детства я вобрал в себя, что любовь к себе и забота о себе - это стыдно, эгоистично, осуждаемо и порицаемо.

Взрослые, особенно бабушки, любили жертвенно и самоотверженно. Минимум заботы о себе и своих желаниях. Максимум отдачи внукам, детям, напоследок мужьям.
Только вот, вспоминая сейчас бабушку Аню, которая меня любила больше всех, я чувствую боль.
Потому что вся эта жертвенная любовь проходила сквозь слой собственной боли отвержения себя.
Ведь у них постоянно болело тело от непосильной работы, отсутствия отдыха и заботы. Дикая душевная боль от безысходности в отношениях и собственной нереализованности. И перенос любви вовне - хотя бы внуки будут жить счастливо.
Но эта любовь усвоилась вместе с их болью и внутренним запретом жить счастливо и легко.
Счастье - только детям!
Естественно, что после этой установки, взрослость ассоциируется с болью, страданием и смертью.
И бесполезно обвинять выросших в жертвенной любви людей в инфантильности.
Нужны годы психотерапии, чтобы начать понимать и чувствовать, что любовь к себе - это основа здоровой любви к людям и миру.
Что можно любить не из боли и боль - не основа любви.
Что можно делиться из изобилия.
А слово жертва - несёт в себе страдание и боль.
И изначально жертва приносилась только Богу.
Бог может принять страдание и боль.
Я, как взрослый человек, не готов принимать чью-то жертвенную любовь.
А у детей нет выбора. Они принимают то, что им дают.
Но готовы ли вы передать им вместе с жертвенной любовью боль и страдание?
Или из изобильного источника внутренней ценности, ценности себя как человека - образа и подобия Божия, произлевающейся оттуда любви к себе и людям, миру, передать эту любовь и состояние детям. 


Рецензии