Баллада-диптих о преждевременном освобождении
1. Небывшее любовное свидание
С любовного свиданья возвращаясь,
точнее, с того места, где оно
без видимых причин не состоялось,
вы потихоньку движетесь домой :
со стороны все прежним человеком,
но только как бы с вынутой душой.
Сначала, злополучный парк покинув,
как кладбище несбывшихся надежд,
вы по мосту широкому идете
над здешней горной речкой, что журча
этот уютный и немецкий город,
как биссектриса, делит пополам.
Пока пустой трамвай вас обгоняет,
облокитились вниз вы. Там ночлег
бомжей давно немытых и свободных :
они могли бы и в приюте жить
(заботятся здесь истинно о людях),
но образ их свободы соблазнил –
равно и ложный и неотразимый.
Так соблазняет женщина мужчин.
И вы тому страдающий свидетель.
Припомните, как час тому назад
вы беспрестанно и с безумным взглядом
смотрели поминутно на часы,
не в силах осознать игру трех стрелок
и на мобильник сумрачно косясь.
Она не шла. И с каждою минутой
все больше были вы убеждены –
идя умом в двух разных направленьях –
что ближе на минуту стал приход,
но вместе и прихода невозможность.
И так по нестыкованным путям
бежали ваши чувства, ваши мысли.
Да разве и сама река времен
не движется подчас к своим истокам,
когда, к примеру, чтоб познать себя,
мы обращаемся сознаньем к детству,
против теченья возраста плывя?
И в этом плане, рассмотрев ваш случай,
нельзя по долгу службы не сказать,
что если бы оно и состоялось,
свиданье ваше, и переросло
(возьмем совсем уже счастливый случай)
в любовную и длительную связь,
не обольщайтесь : не под добрым знаком
родилась ваша странная любовь.
Чему и есть простое подтвержденье :
тот факт, что она вовсе не пришла.
Вы много сэкономили страданий.
Но мудрость эта позже к вам придет.
Пока же вы страдаете безмерно.
И вам сейчас нельзя идти домой,
поскольку горе в замкнутом пространстве
сильней гораздо действует на нас,
чем там, где много воздуха и света.
Вот отчего бредете до сих пор
вы взад-вперед по улицам знакомым.
Все мелочи до боли наизусть
вам в городском известны интерьере.
Но наступил тот редкостный момент,
когда на них, как на плывущих бревнах,
вы можете душою отдохнуть
посреди горя, точно наводненья.
Приглядываясь пристально к вещам,
мы совершенно их не замечаем,
когда несчастье постигает нас.
Но и во время полного блаженства
похожий наблюдается эффект :
не правда ль, человек так странно создан?
А между тем спустился ранний вечер
и на ваш город, и на вас самих.
Неудивительно, в разгаре осень :
пожалуй, наилучшая пора
для подведения любых итогов
за этот не совсем удачный год.
Как жаль, что вас депрессия сковала
от той несостоявшейся любви,
которой не дано и состояться
было. Однако это осознать
депрессия как раз вам и мешает.
И вот уже вы в замкнутом кругу.
И выйти из него вам только время
поможет. Впрочем, если повезет.
Иначе, перед тем как их покинуть :
и парк, и боль, и город, и любовь,
шагнув на эскалатора ступеньку –
метро стрелой доставит вас домой –
вы может быть сумели б догадаться,
где спрятан от проблемы вашей ключ.
Он в этих обнажающихся ветвях,
что листья обраняют на глазах :
подобны листья призрачным надеждам
самовнушенной, призрачной любви.
Но не по дням, а по часам надежды
те будут с вас, как листья, опадать,
печаль в душе великую и холод
вначале оставляя за собой.
Любого одиночества дыханье
с души свевает радость и уют,
и с ними тесно связанные чувства :
(но их уже не нужно называть)
чтоб душу, как квартиру, приготовить
для более значительных вещей.
И прежде всего самой главной вещи
(баллада наша ей посвящена) :
той новой всеобъемлющей свободы,
которая, на это небо походя,
что ширится от падающих листьев,
вас заполняет нынче до краев,
потери компенсируя с избытком.
Вы выиграли – шутка ли сказать –
освобождение от узкой клетки,
где стали б вас опять дрессировать,
бросая вам оргазма сладкий пряник,
и столько трюков требуя взамен,
что мало б никому не показалось.
Ах, да, в руках у вас еще цветы.
Их надо было еще в парке бросить :
как на могилу рано умершей любви,
точнее, не успевшей и родиться.
Но не пора ль итоги подводить?
Я думаю, со мной вы согласитесь,
что только за один вот этот день
в вас музыки великой прозвучало
так много, как уже не прозвучит –
и в лучших, и в удавшихся свиданьях –
быть может, всю оставшуюся жизнь.
Так что и эта грустная влюбленность
не больше, чем мелодией была.
То есть для вас одних. И слава богу!
Закрылась дверь, ведущая в тупик.
Наверняка откроются другие.
2. Дилемма
Есть у мужчины пограничная черта,
что зрелый возраст в нем и юность разделяет –
это когда от пубертета слепота
упорно женщину с судьбой отождествляет.
Тогда не только много может он страдать,
но адский благостен ему огонь любовный,
и все на свете он почти готов отдать,
чтоб дальше срок отматывать – пока условный.
Однако спермы беззастенчивый напор
неудержимо притормаживают годы –
и он выходит робко из тюрьмы во двор,
и дышит удивленно воздухом свободы.
Эта свобода в том одном лишь состоит,
что зрит он в женщине не фатум, а возможность, –
и стало не смертельным : если «не стоит»,
и жизни простота в нем победила сложность.
Как обнажается в просветах синева
в пропорции прямой ветвей от листопада,
так делаются проще мыслей кружева,
и дел отчасти праздных шире анфилада.
Отчасти праздных – это значит просто тех,
что не ведут путем кратчайшим к главной цели –
той самой, что на лбу написана у всех :
с какой-то оказаться женщиной в постели.
Ведь прежде ему тайной женщина была,
а в тайну проникать он попросту обязан :
теперь же место тайны в нем вдруг заняла
дань любопытству – он поверхностно с ней связан.
То есть отныне можно женщину любить,
но можно стать к ней совершенно равнодушным –
когда каприз игры имеет место быть,
судьбы капризам уже трудно быть послушным.
Я думаю, что тот, кто склонен ощущать
за тягой к женщине пусть малое, но – свыше,
не прочь с богами древними в контакт вступать :
пусть погостят немного в спальной его нише!
Не беспокойся, они вовремя уйдут :
твои бесценные, непрошенные гости –
и – может – в душу новой веры жизнь вдохнут,
не преломив в душе надломленной и трости.
Язычником, поверь, тебе уже не стать,
и сами изменились эллинские боги :
у них давным-давно совсем другая стать –
всего лишь к высшему нам указать дороги.
Тогда вопрос : а что же высшее в нас есть?
ответ : что недоступно опыту земному!
пусть так, но правильно ли будет предпочесть,
что чувству несозвучно главному – шестому?
Ведь высшими бывают стены и тюрьмы,
что подтверждает иногда наш женский опыт, –
и вот тогда : как жить, уже не знаем мы,
и даже вещий сердца замолкает шепот.
Когда открыты во все стороны пути,
но цели нет во всей космической округе,
тогда и некуда, и незачем идти –
и остается в замкнутом слоняться круге.
И тягу к женщине с судьбой отождествлять
иль видеть в ней предмет мужского любопытства –
одно, и могут оба взгляда удивлять
как чистотой любви, так грязью и бесстыдства.
Свидетельство о публикации №223011601045