Крестьянские рязанцы...

("КРЕСТЬЯНСКИЕ РЯЗАНЦЫ: ПОЭТ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И ПИСАТЕЛЬ ИВАН МАКАРОВ" -  КОНСТАНТИНОВСКОЕ ЧЕТЫРЁХКЛАССНОЕ ЗЕМСКОЕ УЧИЛИЩЕ И СПАС-КЛЕПИКОВСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА (С. ЕСЕНИН) И САЛТЫКОВСКОЕ УЕЗДНОЕ НАЧАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ И РЯЖСКАЯ МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ (И. МАКАРОВ).
Международный научный симпозиум, посвящённый 120-летию С.А. Есенина (23-26 сентября 2015г.).Сборник статей "СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: ЛИЧНОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО. ЭПОХА."

О. В. Сидорова (Ершова)
Союз российских писателей (Рязанское отделение)
               
Имя поэта С. Есенина знакомо в нашей стране, наверное, каждому. Писатель Иван Иванович Макаров (1900 - 1937) на своей малой родине почти неизвестен даже людям, близким к литературе. А между тем, 31 октября 2015 года у него – 115-й день рождения [8, с. 100 об]. Ивану Макарову суждено было родиться пятилетием позже поэта Сергея Есенина, родиться, также, на рязанской земле: в селе Салтыки (Богородицкое) Салтыковской волости Раненбургского уезда [8, с. 100 об.], ныне Ряжского района Рязанской области – это южные, чернозёмные земли нашей области. Временной пятилетний разрыв рождения между писателем и поэтом только сильнее обнажит социальные противоречия первых революционных лет Советской России, которые успеют выразить в своём творчестве и И. Макаров, и С. Есенин: Ивану Макарову предстоит увидеть и дальнейшее обострение этих противоречий, в первую очередь,  разрушение уклада русской крестьянской жизни, в том числе и в Рязанской губернии. Многие «крестьянские» его произведения написаны на «рязанском» материале (писатель прОжил на Рязанщине бОльшую часть своей короткой жизни) с использованием географических названий мест, реальных рязанских событий. Не выдумывал писатель и фамилии крестьян, живших или живущих на его родной раненбургско-ряжской земле. Романы «Стальные ребра» (1929) и «Черная шаль» (1933, 1934); повесть «Казачий хутор» (1931, 1932); рассказы: «Сапоги и масло» (1922), «Первое воскресение» (1923), «Зуб за зуб» (1927), «Грунькино проклятие» («Аграфенино проклятие») (1928), «Остров» (1929), «Ключ» (1928) [7, с. 101], «Крестом Гапона» (1928) [7, с. 101], «Только карты» (1928) [7, с.  99], «Последний мужикан» (1930), «Машина дочка» (1935), «Степан, страдающий за мир» (1935) – о крестьянах Рязанщины. Неоконченным остался роман  «Голубые поля» (1937), написанный уже на «тверском» материале: писатель несколько лет жил и работал в деревне Новое - Лукино Тверской губернии. Этот последний роман И. Макарова, также, на «крестьянскую тему». Революция будет распоряжаться его жизнью, и писатель напишет повесть «Рейд Черного Жука» (1931) – о судьбе русского офицера Белой армии, оказавшегося в китайском Харбине; роман «Миша Курбатов» (1936) – о строительстве металлургического комбината в Красноярском крае – знаменитой Магнитки; рассказы «На повороте» (1929) и «Замолк бубен» (1930): о жреце-каме Минарине и тунгусском подростке - «баранчуке» Ильке [3, с. 387; 349]; рассказ «Жар-птица» (1935) – о боях за советскую власть в заповедных местах Аскании-Новы… По-видимому, не опубликованными до сих пор остались романы «Большой план», где, по словам знакомого Макарову ещё по Рязани поэта Николая Незлобина, писатель «рисует Россию 1948 года» [1, с. 385] и «Индия в крови» (1931) – опять-таки, по словам того же Николая Незлобина, о «строящемся на костях крестьян СССР» Турксибе (Туркестанско-Сибирской железной дороге) [1, с. 385].  При аресте писателя в 1937 году были изъяты «Страстная москвичка» и «Векша» [1, с. 380]. Судьба их неизвестна. («Векша», по уточнённым данным, произведение В.В.Вонлярлярской - последней жены И.И. Макарова – авт.).

Пути Господни неисповедимы: Сергею Есенину и Ивану Макарову суждено было пересечься в земной жизни; пересечься не лично, а через первого сына поэта – Георгия или Юрия Есенина. В 1937 году, в наивысшей точке идеологических репрессий «сталинской эпохи», фабрикуются «дела» «крестьянских писателей» (по ним «проходили» и Михаил Карпов, и Василий Наседкин, и Иван Макаров, и Павел Васильев, и Иван Приблудный, и другие…) Иван Приблудный и Василий Наседкин, как известно, ближайшие друзья Сергея Есенина (В. Наседкин стал даже родственником поэта, женившись на родной сестре поэта Екатерине). А Иван Приблудный, по документам НКВД, якобы отправил юного Георгия Есенина к «партизану Гайдару» с просьбой «…продать ему один» револьвер: (у «партизана» - писателя Аркадия Гайдара на тот момент имелось «несколько маузеров») [3, c. 187]. Георгий Есенин, как «организатор террористической молодёжной группы» [4, с. 164], погиб по справке того же НКВД 13 августа 1937 года [5, с. 187] в один день с Иваном Приблудным. А месяцем ранее, 17 июля того же, 1937 года [6, с. 156], перестали биться «крестьянские» сердца Михаила Карпова, Павла Васильева и Ивана Макарова. Но это – не единственные точки пересечения земных судеб поэта Сергея Есенина и писателя Ивана Макарова.

Василий Федорович Наседкин - поэт и редактор журнала «Колхозник» был знаком со многими пишущими людьми. Знаком он был и с писателем Иваном Макаровым, чьи рассказы печатались в этом «горьковском» журнале. По словам исследователей, И. Макаров был знаком и с женой  В.Ф. Наседкина - Екатериной Александровной (до замужества Есениной) [1, с. 382]. Василий  Наседкин, как и многие его ровесники, активно участвовал в установлении советской власти в нашей стране: он – большевик с 1917 года, воевал на стороне красных: «в Москве против юнкеров, потом воевал на гражданской.» [5, с. 163]. Будущий писатель Иван Макаров пошёл воевать за власть Советов добровольно, в неполные девятнадцать лет [7, с. 100],  рассказ писателя «Жар-птица» (1935) – о том времени. В Красной армии И. Макаров «пятнадцать месяцев служил политруком территориального батальона и разведчиком в ЧОНе в 1920-1921г.г.» [2, с. 7] Макаров, только что окончивший «школу 2 ступени № 2» [9, с. 115об. ] - бывшую мужскую гимназию г. Ряжска, вступит в ряды партии РКП(б) ранее того времени, когда В.Ф. Наседкин покинет её. В. Ф. Наседкин добровольно вышел из партии большевиков «от несогласия…по крестьянскому вопросу» в 1921г., после поездки «в свою родную деревню в Башкирии» [5, с. 166], где «Я видел  картины продразвёрстки на Урале. И они произвели на меня тягостное впечатление» [5, с. 172]. Последним толчком для поэта-коммуниста В.Ф. Наседкина стал многим знакомый эпизод в с. Константинове, когда он увидел местных крестьянок и детей, согнувшихся под тяжестью собранного ими «хвороста из-за Оки» [5, с. 167 ]. Василий Фёдорович Наседкин расстрелян 15 марта 1938 года [5, с. 172].
 
Видного рязанского партийного товарища и начинающего писателя Ивана Макарова исключат из партии РКП(б) уже, видимо,  в Москве [7, с. 113], в ходе «партийной чистки» 1929 года; по словам самого Макарова «…за мелкобуржуазные настроения…» [7, с. 113] Это исключение стало для него очень болезненным, ведь свою молодость и здоровье первый секретарь комсомольской ячейки и «учитель Волнаробраза» (волостного народного образования - авт.) [10] в родном селе Салтыки, ставший членом Бюро губернского комсомола, а затем и ответственным партийным работником, отдал строительству нового советского государства: «партия прокидается такими кусками, как я.» [2, с. 6] Последнее место службы пока ещё коммуниста Ивана Ивановича Макарова – «заведующий» землеустроительным техникумом в г. Рязани (1927-1929), где он был не только «заведующим», но и «преподавателем обществоведения» (6 уроков в неделю) [7, с. 102]. У И. Макарова  была возможность восстановиться в рядах партии, но были пропущены сроки восстановления в ней.

По словам А. Блока, «художник – это тот, кто роковым образом, даже независимо от себя, по самой природе своей, видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена  действительностью наивной» [37]. Поэт Сергей Есенин и писатель Иван Макаров видели, каждый по-своему, «ту неизвестную даль…»

Они оба получили профессию учителя. Хорошо известно, что С. Есенин по окончании четырёхклассного Константиновского земского училища (в 1909г.) поступил в Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу (в 1912г.), которая готовила учителей церковно-приходских школ. И. Макаров начальное своё образование, тоже четырёхклассное, получил в Салтыковском уездном училище: в областном архиве сохранилось «Свидетельство» об окончании Салтыковского уездного училища Иваном Ивановичем Макаровым, выданное Раненбургским уездным училищным советом 31 мая 1911 года [11]. На начало двадцатого века (И. Макаров родился в 1900-м году) в селе Салтыки (Богородицкое) Раненбургского уезда Рязанской губернии по документам значатся два начальных училища: Салтыковское 1-е и Салтыковское 2-е или два отделения одного [12]. Салтыковское 2-е было с четырёхгодичным курсом обучения, видимо, его окончил будущий писатель.

Пока не найдены архивы Салтыковских начальных училищ и мы не знаем, как учился Ваня Макаров, но судя по отчётам инспекторов Раненбургского уезда, начальные училища - и первое, и второе успехами детей, к сожалению, не блистало. Успехи учащихся в них «были более или менее удовлетворительны» [12]. Но тем не менее, среди поощрённых за добросовестный учительский труд есть и «учитель Аксенов» [12] Салтыковского начального училища. Здание «2-го» начального училища – сейчас двухэтажное, красного кирпича сохранилось доныне: оно располагается вблизи церкви села, правда, в заброшенном состоянии.

В церкви с. Салтыки - Пречистой Богородицы Смоленской проходил и обряд крещения будущего писателя, наречённого Иоанном. В метрических книгах записаны и родители новорождённого – «села Салтыков крестьянин Иван Иванов Макаров и законная жена его Мария Ивановна – оба православные» [8, с. 100 об.]. Священником церкви Пречистой Богородицы Смоленской в начале двадцатого века служил Владимир Алексеевич Сергиевский: именно он проводил обряд крещения младенца Иоанна, ставшего писателем И. Макаровым. О «земных» делах священника Сергиевского можно сказать несколько слов: в 1895-1897г.г. он числился арендатором земель княгини Е.Э. Трубецкой (она владела имением «при с. Богородицком Салтыки тож» [13, с. 1]: наряду с крестьянами и сельскими обществами брал её землю под озимый и яровой посев. Помимо сына Сергея, рождённого несколькими месяцами ранее Иоанна Макарова, у священника были и дочери: Екатерина, Елена. Екатерина Сергиевская училась в Рязани, в женской гимназии В.П. Екимецкой. В январе 1919 г., уже при новой власти, В.А. Сергиевский переводит дочь из Рязани в Ряжск, в «школу 2-й ступени № 2» [14, с. 128об.]. Вторая дочь – Елена, обучалась до революции 1917 г. тоже в женской гимназии, но только г. Ряжска: в частной - «Г. Смирновой» [14, с. 41]. На какой-то момент, в 1918-1919 учебном году, при объединении двух бывших частных женских гимназий и государственной мужской гимназии г. Ряжска в одну, Елена, Екатерина Сергиевские и Иван Макаров, оказались в одном учебном заведении. Одновременно окончат его Елена Сергиевская и Иван Макаров (июнь 1919 г.): им выдадут удостоверения об окончании «школы 2-й ступени № 2» [14, с. 158]. Екатерина Сергиевская окончит ту же школу (бывшую Ряжскую мужскую гимназию)  годом позже [14, с. 215 ].

Протоирей Казанской церкви с. Константиново – будущий священник Иоанн Смирнов, при крещении рождённого 21 сентября 1895 г. младенца, наречённого Сергеем [40], тоже не предполагал, что этот мальчик станет знаменитым поэтом Сергеем Есениным. В 1926 году, уже после смерти С. Есенина, Василий Наседкин - друг поэта и сам поэт, вместе с делегацией московских писателей приезжал в с. Константиново: «В целях сбора биографического материала делегация зашла к местному священнику – 80-летнему старику Ивану Смирнову…» [35, с. 37] «Отец Иван» был и «законоучителем» в Константиновском земском училище во время учёбы в ней будущего поэта; его вспоминала двоюродная сестра С. Есенина А.И. Власова в 1956 году: «Невысокого роста, с крупными чертами лица, с умными черными глазами, он так хорошо умел ладить с людьми, что не было во всей округе человека, который мог что-нибудь сказать плохое об отце Иване» [35, с. 36]. 

Рязанский священник Иоанн Добролюбов в своих «описаниях» [16] сообщает, что открытие первой школы в с. Богородицком (Салтыках) относится к 1861г., к году отмены крепостного права в России. Считается, что эта школа была церковно-приходской. В 1872 году в Салтыках (Богородицком) появилось или было «преобразовано из церковно-приходской» [7, с. 19] одноклассное земское училище с 3-х годичным сроком обучения. Возможно, в нём учились родители писателя: отец – Иван Иванович Макаров и мать – Мария Ивановна, в девичестве Конькова [8, с. 100об.]; оба они были грамотными крестьянами: в фонде Ряжской мужской гимназии сохранились прошения, написанные и отцом, и матерью гимназиста Вани Макарова.

Макаровы и Коньковы, как и священник В.А. Сергиевский, числятся среди арендаторов земли княгини Елизаветы Эсперовны Трубецкой. Показалось даже, что «Коньковы»: «В.М. Коньков», «Антон Н. Коньков», «Никифор Коньков», «Вас. Ильич Коньков» [17, с. 20, 20об.] жили лучше: они брали в аренду больше земли, чем «Макаровы»: «Н. Макаров», «Иван Григорьевич Макаров», «Осип Аф. Макаров» [18, с. 19, 22, 23]. События 1914 года (начавшаяся Первая мировая война), видимо, подорвали благосостояние крестьянского хозяйства Макаровых. Летом 1915 г. отец будущего писателя будет мобилизован (на тот момент в семье Макаровых шесть детей!) и педагогический совет Ряжской мужской гимназии «постановил выдать 15 рублей на прожитие ученику 4-го класса Макарову Ивану, сыну бедного крестьянина, призванного на войну.» [19, с. 229]

По документам 1897 г., в Салтыковском сельском училище служили один законоучитель, один учитель и одна учительница: учительница получала от 150 - 200 рублей в год, учитель – от 200 – 300, законоучитель – «менее 50 рублей» [20]. В метрических книгах церкви села – Пречистой Богородицы Смоленской, нашлись и имена «учащих» - учителей Салтыковских школ-училищ: Феодор Феодоров, Екатерина Артемиевна Попова и Иван Гаврилович Аксенов. Последние в 1903 г. венчались в церкви села, стали супругами. Екатерине Артемиевне на тот момент было 26 лет, её мужу – учителю Ивану Гавриловичу – 35 [21]. Возможно, они и были первыми учителями будущего писателя Ивана Макарова и его сверстников.

В том же 1897 г., в Раненбургском уезде Рязанской губернии числятся 49 начальных училищ: в них работают 50 законоучителей, 48 учителей, 30 учительниц; причём, только 37 их них получили «специальное образование» [20]. В начальных сельских училищах Раненбургского уезда «имеют квартиры натурой 119 учащих» [22], остальные получают квартирные – по 40 рублей в год. Если учитель жил у себя дома или у родственников – он всё равно получал «квартирные», но по 20 рублей в год. Церковно-приходские училища не имели квартир для преподавателей, но «учащим» тоже доплачивали «квартирные»: старшим - по 120 рублей в год, остальным - по 60. Лучше всего бытовые условия были в министерских (государственных) училищах: в предоставляемых учителям квартирах предусматривались мебель и даже «необходимые хозяйственные принадлежности» [22]. Вполне вероятно, что супружеская чета учителей - Попова-Аксенов имела казённую квартиру при Салтыковском начальном уездном училище. 

Почему-то лишь спустя год после окончания Салтыковского уездного начального училища, Ваня Макаров поступает в недавно открывшуюся в г. Ряжске мужскую гимназию. Ему нет двенадцати… Обучение в гимназии было платным: 60 рублей в год (по 30 рублей в полугодие) плюс форма, ранец, учебники, проживание на съёмной квартире...  Безземельный крестьянин Иван Иванович Макаров (полный тёзка своего сына-первенца)  весь первый год обучения сына в гимназии оплачивал обучение в ней сам [11]. Только на следующую осень, в 1913 г., ввиду своей болезни, он впервые напишет «Прошение» на имя директора Ряжской мужской гимназии с просьбой освободить сына от платы. И начиная с осени 1913г., вплоть до окончания гимназии в 1919г., ставшей уже «школой 2-й ступени № 2» [15, c. 3 ], Ваня Макаров будет учиться в ней бесплатно: он попадёт в число 10 процентов учеников, освобождаемых от взноса платы «по бедности». По справке Салтыковского волостного управления (на сентябрь 1914 г.) Макарову-отцу принадлежала «одна швейная машинка», так как «занятие его сапожник» [23, с. 98]. По каким-то причинам вся земля числилась за отцом Макарова-старшего, т. е. за дедом будущего писателя по отцу – Иваном Григорьевичем Макаровым. 

Оценки гимназиста Вани Макарова весьма скромные: «3» и «4»; такое впечатление, что точные науки давались ему лучше. В 1916-1917 учебном году у пятиклассника Макарова  оценка «4» только по арифметике, геометрии и географии; «по русскому языку и словесности» - твёрдое «3» [24, с. 14; 24об.; 33об.; 37об.]... Но интересная деталь: в 5, 6, 7 классах почти весь «макаровский» класс имел по русскому языку только положительные оценки, хотя преподаватели этого предмета менялись практически каждый год, а начало одного из учебных годов и вовсе ознаменовалось отсутствием преподавателя-словесника - ведь время учёбы в гимназии будущего писателя совпало с трагическими годами нашей отечественной истории: империалистическая война 1914 г., мобилизация отца в действующую армию (1915г.), Февральская и Октябрьская революции и, наконец, начавшаяся Гражданская война...

Сергей Есенин окончил Константиновское земское училище в полные тринадцать лет [36, с. 10]… В доме поэта, на видном месте и сейчас висит «Похвальный лист» С. Есенина, полученный «за весьма хорошие успехи и отличное поведение, оказанное им в течение 1908/9 учебного года» [38, с. 34]. Александр Никитич Есенин - отец поэта также, как и отец писателя - Иван Иванович Макаров, был грамотным крестьянином. Грамотными были и дед С. Есенина по линии отца: в фондах музея-заповедника в с. Константиново «хранится документ, выполненный его рукой 18 июня 1872 года» [34, с. 77]. Возможно, грамотен был и прадед поэта – Осип Клементович Есенин [34, с. 77]. Эти обстоятельства теперь говорят о многом... Дальнейшее образование (без годичного перерыва, как Иван Макаров) С. Есенин продолжит в Спас-Клепиковской учительской школе; когда-то лесное, торговое село Спас-Клепики называлось «Спас-Клипики» [25, с. 87]. В Спас-Клепиковской учительской школе, начиная с осени 1909 г. по весну 1912 г. Сергей Александрович Есенин готовился стать учителем церковно-приходской школы; здесь же будущий поэт проведёт и свои первые уроки в качестве учителя.
 
Как явствует из отчётов уездных инспекторов Рязанской губернии за 1913г., церковно-приходские школы в губернии - самые бедные и неприспособленные «для учебных целей» [22]: они мало удовлетворяют своему назначению: тесны, с низкими потолками, недостаточным освещением, отсутствием раздевален, квартиры учащих – из одной небольшой комнаты, большинство без русской печи. С переходом этих школ в ведение Земства, они приведены в порядок, «меньше холода, сырости, но в остальном осталось прежнее» [22]. На 1 января 1913г. в Раненбургском уезде (ныне Ряжский район Рязанской области) работало 81 училище «разных наименований» и только 2 церковно-приходских училища: одноклассное мужское и двухклассное женское [22]. Церковно-приходские школы сходили на нет: с 1 января 1913г. учебные заведения Российской империи начинают переходить на всеобщее бесплатное начальное обучение и Рязанская губерния была в числе первых.

… Именно в «клепиковские годы» [36, с. 23] совсем ещё юный поэт Сергей Есенин напишет десятки стихотворений, часть из них войдут в самую первую и известную его поэтическую книжку «Радуница» (1915, 1916) [36, с. 31].

Со старинным лесным и торговым селом «Спас-Клипики» связан и писатель Иван Макаров. Связан через свою жену, московскую – Веру Валентиновну Вонлярлярскую. Вера Валентиновна Вонлярлярская родилась в г. Москве, в 1898 г., но корни её – Спас-Клепиковские, причём, дворянские. Её редкая фамилия рязанским исследователям знакома: некая Вера Дмитриевна Вонлярлярская построила в 1835-1838гг. в «с. Спас-Клипики» новую каменную церковь вместо сгоревшей деревянной [1, с. 386]. Хранятся в рязанских архивах и сведения за 1780г. о землевладельце «Статском Советнике Александре Александрове Вонлярлярском» [26] и о полном его тёзке - «Гвардии Поручике» Александре Александровиче Вонлярлярском: последний, на 1899г., (за год до рождения И. Макарова) – владелец двух усадеб и лесного бора «при с. Спас Клипиках…» [27] Были у «Гвардии Поручика» и торговые заведения, которые, по-видимому, в 1884 г. были проданы им «купцу Горкошину» [27]. Любопытно, что в «Забытой книге» писателя Леонида Гроссмана упоминается «камер-юнкер» Вонлярлярский, который в первой половине девятнадцатого века, наряду с А.С. Пушкиным, входил в список «придворных поэтов» [28, с. 218].

И ещё одна «клепиковская» параллель… Рассказ И. Макарова «Зуб за зуб» (под псевдонимом «Иван Буйный») был опубликован в 1927 г. в ленинградском журнале «Мир приключений» [37, с. 23]. Он повествует о крестьянах-старообрядцах, переселившихся в мещерские места: в село Извеково [33, с. 349]. Считается, что именно с публикации этого рассказа «Иван Буйный» - Макаров стартовал в большую советскую литературу. Деревня «Извеково Захарово тож», вернее части земель этой деревни, на 1780 год, по документам, принадлежала и дворянам Вонлярлярским [26]! Написание же рассказа «Зуб за зуб» относится ко времени, когда писатель жил в Рязани уже семьёй: с сыном Январём и женою. (Ранее автором писалось, что с В.В. Вонлярлярской. На 1927г.официальной  женою И.И. Макарова являлась рязанка Елизавета Константиновна Макарова, в девичестве Плотникова – авт.).  Но вполне вероятно, что рассказанное Верой Валентиновной давнее, но реальное событие её родных мест легло в основу рассказа «Ивана Буйного» «Зуб за зуб».

Первым и бессменным директором Ряжской мужской гимназии был дворянин Пётр Иванович Постников: землевладельцы «Постниковы» также встречаются в Касимовском уезде Рязанской губернии. Благодаря его усилиям и трудам, «с нуля» была создана Ряжская мужская гимназия: построено собственное каменное здание (в ней и доныне находится одна из школ г. Ряжска), налажено обучение в этом лучшем, на тот момент, учебном заведении Ряжского уезда. Поражает преподавательский состав, сформированный П.И. Постниковым: практически все преподаватели этой гимназии имели университетское образование: Московское, С. - Петербургское, Харьковское, Варшавское. С 1911г. почётным попечителем гимназии назначается Александр Сергеевич Ермолов – действительный тайный советник, член государственного совета. Он будет опекать гимназию вплоть до своей смерти в январе 1917 года. С его разрешения, гимназисты старших классов Ряжской мужской гимназии ежегодно совершали познавательные экскурсии в имение А.С. Ермолова при селе Большая Алешня: осматривали усадебный парк, сады, оранжереи, теплицы…

За короткий срок в Ряжской мужской гимназии были сформированы замечательные библиотеки. В её «фундаментальную» (для преподавателей) и «ученическую» (для учеников)  библиотеки регулярно выписывались книги из г.г. Москвы, С. - Петербурга, Рязани. Осенью 1912 г., в частности, приобретаются книги: по Закону Божиему – «Священная История» - «Курс основания Богословия», «Библейская география» [30]. Преподаватель гимназии И.И. Онисифоров, будучи в Москве, израсходовал на покупку книг: «Цицерон», «Цезарь. Записки», «Овидий», «Латинский словарь» свои личные средства и гимназия выплачивает Онисифорову затраченную им сумму [30]. Опять же, в г. Москве были закуплены «Картины для волшебного фонаря» и словари (русско-немецкие, русско-французские), а также: «История Искусств», «История культуры», «Римские писатели» и «Римские поэты», «Образование миров» [30]… Могут ли современные учебные заведения соперничать с давней гимназической библиотекой рязанской глубинки?

Судя по документам, Ряжская мужская гимназия стала культурным, общеобразовательным центром г. Ряжска. За короткое время в ней были созданы ученический хор, оркестр балалаечников; из инструментов имелись рояль, скрипка, контрабас и т.д.;  в ней ставились спектакли, в том числе и платные (для публики); в воскресные – не в учебные дни, устраивались «Чтения со световыми картинками» [31, с. 15]. Дирекция гимназии оплачивала гимназистам не только сеансы Ряжского кинематографа, но и летние катания на лодках. Весной устраивались игры: перетягивание каната, лапта, чехарда, стенка на стенку, бег без препятствий в перегонки; играли в футбол: к лету 1914г. были созданы «две футбольные команды» гимназистов и на «отведенной городом площадке проходили футбольные состязания.» [32, c. 79об.] В зимнее же время «собственными силами» расчищался каток на «р. Хупта» [31, с. 24об.], где накануне Рождественских каникул устраивались фейерверки…

Полученное в Ряжской мужской гимназии образование стало базовым для писателя Ивана Ивановича Макарова. Во всех анкетах, а их за свою жизнь ему пришлось заполнить немало, он писал в графе «образование»: «хорошее» или «гимназия 7 классов» [29]. Пройдёт самое короткое время и в книжном магазине г. Рязани появится первый роман писателя - рязанца «Стальные ребра» (1929). Затем станут выходить в свет и его другие книги. С ними он войдёт в большую советскую литературу, войдёт навсегда!

Ольга Сидорова (Ершова)
               
Список литературы
1. Блудов Ю. Ненаписанный роман. Альманах // Литературная Рязань //. Вып. 1-2 . – Р. - 2010. – С. 385; 380об.; 382; 386.
2. Блудов Ю. // Рязанские ведомости //. - 5 августа 2005. - С. 7; 6.
3. Волков С. «Дело» Ивана Приблудного. // Наш современник //. – М., - 1992. - № 3. -  С. 187.
4. Волков С. Несостоявшийся «террорист». // Наш современник //. – М. - 1992. - № 9. С. 164.

5. Волков С. «Мы, русские, потеряли родину и отечество…» // Наш современник //. – М. - 1992. - № 10. - С. 139; 163; 166; 167; 172.

6. Волков С. «Посулила жизнь дороги мне ледяные…» // Наш современник //. – М. – 1992. - № 11. - С. 156.

7.  Веденин Ю. Его псевдоним – «Иван Буйный». – Р., Узорочье, - 2007. - С. 99; 100; 101; 37; 113; 102; 19.
8. ГАРО. Фонд 627. Оп. 269. Д. 194. С. 100 об.
9. ГАРО. Фонд 937. Оп. 7. Д. 4. С. 115 об.
10. ГАРО. Фонд П - 478. Оп. 2. Д. 361.
11. ГАРО. Фонд 937. Оп. 3. Д. 12. С. 32.
12. ГАРО. Фонд 593. Оп. 1. Д. 2686.
13. ГАРО. Фонд 150. Оп. 9. Д. 37. С. 1.

14. ГАРО. Фонд 937. Оп. 7. Д. 4. С. 41; 115 об.; 128 об.; 125; 158; 215.

15. ГАРО. Фонд 937. Оп. 5. Д. 7. С. 3.

16. ГАРО. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии, сост. Св. Иоанном Добролюбовым, т.3 – с. Богородицкое, церковь Смоленская, «Богородицкое, Салтыки тож».

17. ГАРО. Фонд. 150. Оп. 9. Д. 299 а. С. 20; 20 об.

18. ГАРО. Фонд 150. Оп. 9. Д. 299 а. С. 19; 22; 23.

19. ГАРО. Фонд 937. Оп. 3. Д. 2. С. 229.

20. ГАРО. Фонд 593. Оп. 1 Д. 1713.

21. ГАРО. Фонд 627. Оп. 269. Д. 194.
22. ГАРО. Фонд 593. Оп. 1. Д. 2686.
23. ГАРО. Фонд 937. Оп. 5. Д. 18. С. 98. 

24. ГАРО. Фонд. 937. Оп. 7. Д. 4. С. 14; 24 об.; 33 об.; 37 об.

25. ГАРО. Фонд 98. Оп. 114. Д. 49. С. 87.

26. ГАРО. Фонд 892. Оп. 1. Св. 8. Д. 570.

27. ГАРО. Фонд 98. Оп. 114. Д. 49.

28. Гроссман Л. Забытая книга. М., -  Художественная литература. - 1990. С. 218.
29. ГАРО. П – Фонд 478. Оп. 2. Д. 361.
30. ГАРО. Фонд 937. Оп. 3. Д. 3.

31. ГАРО. Фонд 937. Оп. 6. Д. 6. С. 15; 24 об.;

32. ГАРО. Фонд 937. Оп. 5. Д. 8. С. 79 об.   

33. Макаров И. Черная  шаль. – М., Московский рабочий, - 1970. - С. 387; 349.
34. Панкратова В. Тетрадь семьи Есениных по сбору подушных податей. // Есенинский вестник //. Вып. № 7 (12). - 2015. - С. 77.

35. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. - М., - Советская Россия, -  1979. - С. 37; 36.
36. Прокушев Ю. Важная веха. Творчество С.А. Есенина: вопросы изучения и преподавания. – Р., - 2003. – С. 10; 23; 31.
37. Смирнова М. Предисловие. И. Макаров. Черная шаль. – М., Московский рабочий. - 1970. - С. 20; С. 23.

38. Титова В. Из истории Государственного музея-заповедника С. А. Есенина. // Есенинский вестник //. Вып. №7 (12). – 2015. - С. 34.

39. Турков А. Александр Блок. Из-во ЦК ВЛКСМ Молодая гвардия, - 1969.

40. ЦГАЛИ. Фонд. 190. Оп. 1. Ед. хр. 1.


Рецензии