От автора

Ол Томский - литературное имя. Производное имени собственного. По воле случая оно имеет мистический и литературный подтекст.
Мне приходилось достаточно часто бывать в доме прототипа «Пиковой дамы» Александра Сергеевича Пушкина княгини Натальи Петровны Голицыной на Малой Морской. Она известна как легендарная личность в русской истории. Наталья Петровна, урожденная графиня Чернышева, прожила почти сто лет и была фрейлиной при пяти императорах и статс-дамой при Александре I и Николае I.
В старости Голицына сильно подурнела, как свидетельствовала современница, «была собою очень нехороша: с большими усами и с бородой, отчего ее называли «la princesse-moustache», то есть «усатая княгиня».
Первоначально на месте дома княгини располагался дом скрипача оркестра придворного театра и комика-буффа итальянской труппы неаполитанца Педрилло, впоследствии ставшего придворным шутом императрицы Анны Иоанновны.
Дом неаполитанца сгорел. На его месте был возведён каменный двухэтажный с мезонином в три окна дом камергера князя Гагарина. В доме появились четырёхмаршевая лестница, боковой флигель, на участке регулярный сад.
Пространство дома княгини, где разворачиваются события повести, знакомо мне не мистическим, а самым, что ни на есть прозаическим, реальным образом.
Просторный вестибюль, парадная мраморная лестница с отшлифованными ступенями ведет к камину. Над камином высокое полуциркульное зеркало, а в нем небольшие круглые часы Leroy Paris с истертыми временем цифрами на циферблате.
Это то, что еще осталось от исторического интерьера дома, где обитали персонажи Пушкина. Здесь впервые «появляется» Томский.
Проскользнув незаметной тенью в каминном зеркале, он устремляется вверх по лестнице, по которой может быть, в повести выходил из дома старой Графини Герман, и поднимался Поль Томский к своей grand’maman Анне Федотовне.
Объясняется всё достаточно прозаично. В наше время в здании располагается ведомственная поликлиника. На протяжении долгого времени автор часто её посещал. Изредка бывает сейчас.
Томский, как литературный персонаж, появляется в мистической новелле Пушкина, где, как известно, выступает в качестве необычного рассказчика. Необычность его в том, что, взяв за основу обыденное – анекдот, он порождает необычное, и даже чудесное.
Не в этом ли заключается сакральный смысл метатекстуальной новеллы гения, содержащей в своем повествовании то, что отличает её от обыденных вещей и понятий, и имеет непосредственное отношение и к иррациональному, и мистическому.
Так замысловатым образом пересеклись пути литературного персонажа и автора. Реального человека, слагающего свой рассказ.


Рецензии