МИСИ 1970, 1972 гг. Фрагмент воспоминаний

А  началось,  помнится...  где  то  еще  зимой  или  ранней  весной  1970  года.  -  Вдруг  и  при  том  из  самого  неожиданного  места...  деканата  "альма  матер" (славного  Механического  факультета  МИСИ  им. В.В. Куйбышева)  -  "протёк"  слушок.  -  Мол,  после  защиты  дипломов...  поголовно  всех  выпускников-мужчин  отправят  на  2  года,  лейтенантами...  в  армию!
Время  шло  и  слух  оказался  явью:  военная  кафедра  собрала  дипломников  1-й  и  2-й  групп  нашего  факультета.  И  на  собрании  уже  официально  подтвердили:  да,  нас  призовут...  примерно  в  конце  лета!  -  Все  приняли  эту  новость  СПОКОЙНО.  Никак  не  комментируя.  И  в  основном  занимаясь,  каждый...  только  подготовкой  к  защите  дипломного  проекта.
Загодя  уже  обращался  к  Виктору  Александровичу  РЯХИНу (ВА),  моему  "шефу"  -  доценту  выпускной  кафедры  "Строительные  машины",  насчет...  темы  дипломной  работы?  -  Уже  почти  3  года  часто  и  не  разово...  мне  "капало"  полставки  старшего  лаборанта  Научно-исследовательского  Сектора (НИС)  МИСИ.  В  месяц:  впоследствии  -  37 руб. 50 коп.,  а  в  начале...  несколько  меньше.  -  Нередко  стал  ездить  в  командировки  на  заводы  Минстройдормаш  СССР.  Также:  по  карьерам  и  другим  площадкам  интенсивной  эксплуатации  строительной  техники,  исследуемой  по  хоздоговорам  вышеупомянутого  НИСа.  И  о  котором  полнее  расскажу  позже.
С  будущим  руководителем  дипломной  работы  и  впоследствии...  кандидатской  диссертации,  познакомился  в  начале  лета  1967-го.  ВА  руководил  нашей  студенческой  практикой  на  учебном  полигоне  МИСИ,  в  окрестностях  Мытищ.  Но,  и  это  принципиально  важно:  "опекал"  ВА  только  группу  № 1,  по  неписаному  правилу...  на  каждом  курсе  -  лучшей  на  МЕХаническом  факультете!  И  тогда  у  нас  было  всего  5  групп  на  выпуске  в  1970 г.  Из  них  только  первые  ТРИ  готовили  инженеров-механиков  по  машинам  и оборудованию,  а  4  и  5  группы...  "сбоку  припека":  АСУшники  в  строительстве.
Лишь  впоследствии...  сообразил:  весенне-летняя  практика  в  конце  2-го  курса  была  по  сути  ВАЖНЕЙШИМ  и  при  том...  включенным  в  план  учебного  процесса  -  ЭТАПом  неофициального  "поиска"...  перспективных  студентов,  молодых  "голов,  и...  рабочих  рук"!  -  Неспроста  ведущий  преподаватель  главной  кафедры  факультета...  взял  на  себя  такую  и  на  первый  взгляд  малопрестижную  учебную  НАГРУЗКУ:  руководить  практикой...  на  младшем  курсе!
Вскоре  после  общения  в  связи  со  сдачей  какой  то  "лабы"  по  ходу  практики  на  полигоне,  ВА  обратился  ко  мне,  фактически  ещё  СОПЛЯКу...  с  конкретным  предложением.  -  В  свободное  от  учебы...  время,  на  полставки  лаборанта  начать  работу  под  его  руководством...  по  хоздоговорам  НИСа!  -  Сказать,  что  я...  удивился  -  не  могу.  -  Просто  не  поверил  своим  ушам!  Понимая:  услышанное  -  УДАЧА,  какую  ещё  искать  и...  искать!
Хотя  проучился  в  МИСИ  всего  лишь  год (перевелся  на  2-й  курс),  но  из  услышанного  "краем  уха"...  знал:  да,  существует  НИС.  Через  который,  бывает:  за  скромную  оплату  труда...  могут  привлекать  отдельных  студентов,  но  только  старших  курсов.  И  парни  из  общежития  от  бывалых  студиозов  слыхали:  вроде  не  очень  то  и  заманчив...  такой  приработок?  -  И  даже  называлась  фамилия:  Б...ский:  доцент  кафедры  "Строительные  машины",  нещадный  эксплуататор...  труда  студентов!
Долго  не  заморачивался.  -  Маме  кратко  сообщил:  на  ведущей (выпускной)  кафедре...  попробую,  на  часть  ставки  лаборанта  -  начать  работать.  -  Мол,  поступило...  предложение,  от  одного  из  преподавателей.  И  в  студенческие  каникулы  планируется  даже...  ездить  в  командировки!  -  Разумеется:  ничего  маме  не  сказав...  о  моих  сомнениях-опасениях.  -  Для  себя,  решив:  пробовать  надо...  ОБЯЗАТЕЛЬНО!  Тем  более,  ведь  попал  в  МИСИ...  совсем  СЛУЧАЙНО,  и  понятия  не  имел  -  чем  занимаются,  на  факультете?  А  до  середины  2-го  курса,  обучение  на  МЕХе  носило  характер...  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ!  -  Но  человек  явно  с  гуманитарной  ориентацией,  я  реально...  НЕ  ПРЕДСТАВЛЯЛ:  какие-такие...  они:  скреперы,  бульдозеры,  экскаваторы  и...  прочая  строительная  техника?  -  Что,  это?  И  насколько...  "новая  реальность:  МЕХ  факультет  МИСИ"  окажется...  приемлемо-понятной,  и  перспективной?
Так  началась  на  ряд  лет  моя...  "карьера"  в  НИСе  МИСИ.  И  очень-очень  быстро...  прежние  СТРАХи  улетучились!  Пошло...  как  "по  маслу".  -  Обязанности  и  непосредственно  РАБОТА  оказались  понятны,  не  очень  сложны  и...   во  многом  ярко  ИНТЕРЕСны!  И,  что  существенно  ВАЖНО  хотя  и  не  сразу  понято:  вскоре  ощутил  -  изменение...  "неофициального,  статуса"  прежде  безликого  молодого  человека.  -  В  глазах...  старосты  и  студентов  моей  группы,  комсомольской  организации  факультета,  отдельных  преподавателей,  и  даже...  деканата  -  Стал  "узнаваем".  И  в  некоторой  степени  уже:  известен,  иногда  упоминаем...
А  тогда,  после  написания  соответствующего  Заявления (о  принятии  на  работу),  ВА  назначил  мне  встречу...  на  самой  кафедре.  -  Для  знакомства  с  инженером  НИС,  моим  будущим  непосредственно  руководителем.  Им  оказался...  среднего  роста  улыбчиво-жизнерадостный  джентльмен:  Юрий  Николаевич  ДОМОЖИЛОВ (ЮН)!
С  глубокой  благодарностью  вспоминаю  ЮН.  Под  его  руководством  уже  летом  1967  года,  вскоре  после  окончания  мной  2-го  курса...  уехали  в  "многоэтапную"  командировку  по  Украине.  -  Мне  досталось  постоянно  таскать...  аппаратуру,  инструменты  и  работать  с  ними.  Поездка  не  простая,  в  том  числе:  Киев,  Днепропетровск,  а  также...  Кривой  Рог (прямо  на  ЮГОК,  один  из  крупнейших,  горно-обогатительных  комбинатов  республики).  После  возвращения  в  Москву  и  отчета  о  проделанной  работе,  меня  поощрили:  -  ЮН  вдруг,  пафосно...  и  словно  лично  от  себя:
-  Знаешь,  съездили  удачно!  Шеф  очень  доволен.  Спасибо!  И  до  конца  недели...  можешь  на  работу  не  ходить!  А  в  понедельник  с  утра...  продолжим.
И  вот  мы  снова  на  кафедре  "Строительные  машины".  Также  как  и  деканат  славного  МЕХа,  на  4-м  этаже  здания  на  Шлюзовой.  В  примечательном  помещений,  огромном  в  сравнении  с  любыми  другими...  во  всём  тогдашнем  МИСИ (Шлюзовая  наб.,  дом  8;  а  также  и...  "Дом  Брюса",  на  Разгуляе).  Думается,  площадь  кафедры  не  менее,  возможно...  120-150  квадратных  метров?  -  С  главной  достопримечательностью:  эффектно  габаритной,  действующей  моделью...  шагающего  экскаватора  типа  ЭШ 15/90 (мое  мнение:  в  действительности,  это...  ЭШ  14/75)!  Расположенной  рядом  со  ..  специальным  лотком,  заполненным  грунтом.  Уже  точно  не  помню,  но  скорее  всего...  неигрушечная  "ИГРУШКА"  выполнена  в  одном  из  принятых  в  моделировании...  масштабов:  1:43,  или...  1:35?  -  Длина  стрелы  модели  при  этом  составляла  аж...  несколько  метров!
Модель  в  действии  производила  НЕСЛАБОЕ  впечатление.  Особенно...  на  многочисленных  студенток  самого  крупного  из  факультетов  МИСИ:  ПГС (Промышленное  и  гражданское  строительство)!  -  Неоднократно  видел...  как  они  -  вовсю  таращились...  на  диковинный  АГРЕГАТ,  эффектно  работающий...  во  время  плановых  занятий  на  кафедре.  Замечу:  реально  ВОСХИЩЕНИЕ  "читалось"  в  глазах  студентов!  -  Следует  иметь  в  виду:  "живьём"  очень  немногие  видели...  шагающий  экскаватор  -  в  натуральную  величину,  действующий!  -  В  самом  начале  сентября  1972  года,  вскоре  после  демобилизации  из  армии,  как  инженер  НИСа  МИСИ...  спешно  улетел  -  в  город  Райчихинск,  Амурской  области.  Для  участия  в  тензометрировании  металлоконструкции  стрелы...  эксплуатируемого  на  открытой  дОбыче  каменного  угля  -  шагающего  драглайна...  типа  ЭШ  14/75.
Именно  тогда  впервые  "познакомился"  с  этой  беспрецедентно  огромной  МАШИНОЙ (ЭШ,  массой  куда  более  1000  тонн),  в  условиях  её  интенсивной  эксплуатации.  Забавная  "деталь":  заселясь  в  городскую  гостиницу...  НА  РАБОТУ (непосредственно...  к  самому  экскаватору)  -  мы  поехали...  на  ПАРОВОЗе (отмечу:  получить  разрешение  на  это  -  весьма  непросто)!  -  Симпатичная  "Ов"ечка,  1917  года  производства (прочел  на  чугунной,  от  изготовителя  -  табличке,  слева  от  ступеней  в  БУДКУ  машиниста).  -  Первое  впечатление  от  езды  на  паровозе:  будто...  на  диковинном  корабле  -  мчимся,  с  грохотом  и...  часто  короткими  гудками,  с  немалой  скоростью...  кстати.  И  сразу  вспоминается...  чеканно-знаменитый  ПРИПЕВ (Гимн  Тихорецкой  дорожной  технической  школы  машинистов:  https://stihi.ru/2021/10/05/6690):

А  ты  лети,  лети  моя  машина!
Как  много  крутится  колёс!
Ах,  какая  дивная  картина,
Когда  по  рельсам  мчится  паровоз!

Вспоминается:  когда  в  первый  раз  залезли  на  "Овечку",  то...  не  с  пустыми  руками.  -  Тяжелые  ящики  с  приборами  и  инструментом...  заволокли  на  металлический  ПОЛ  вблизи  самой  кабины,  из  оконного  проема  которой  нас  внимательно  рассматривал...  машинист.  И  когда  уже  поехали,  вдруг  захотелось  попробовать  пройтись  немного  в  направлении...  к  головной  части  машины.  -  С  детства  интересовали...  своеобразные  "мостки"  с  поручнями...  с  обоих  сторон  паровозного  БРЮХА.  И  вот  сейчас:  возможность...  самому,  на  движущемся  паровозе...  "прогуляться"  -  вперед,  к...  дымовой  коробке  "овечки".  Но,  понимая  свой  статус:  "пассажир...  на  птичьих  правах",  осторожничал:  потопал...  мелкими  шажками.  И  сразу  же,  реально...  ОБЛОМ!  -  Рессорная  подвеска,  мягко  выражаясь...  ДУБовая!!!  -  Впечатление:  неуютно  весьма  и...  с  каждым  шажочком  вперед...  растут  шансы  неприятностей:  в  первую  очередь...  потери  равновесия!  Хотя:  прочные  ПОРУЧНИ  совсем  рядом;  и  вроде...  чего  опасаться?


Рецензии