Про Собак

Мы очень любим собак, так ведь? Больше, чем людей. Просто потому что вернее. Хотя почему мы ждём от людей собачьей верности? Мы сами не так уж и верны по отношению к другим.

Люди не собаки. Они не обязаны вилять хвостом при первом же пополнении тарелки или поглаживанию по спинке. Нет, не спорю, кому-то и этого хватает. Но Человеку нужно большее. И не надо собачью верность переоценивать.

История про собаку не только интересна, но и очень важна.

Что мы видим, глядя на западную литературу? Что-то из Джека Лондона или Киплинга, или Джером К Джерома, или даже Конан Дояла.

В каком-то смысле собака в американской и европейской литературе – антропоморфизм. Единственное, эти собаки не умеют говорить. В остальном же их героический образ показан назидательно. Мол, смотри, вот что такое настоящий героизм.

Что мы видим, глядя на русскую литературу? «Муму» Тургенева, «Каштанка» Чехова, а кто-то вспомнит и «Кусаку» Андреева.

Во всех этих произведениях показана трагическая судьба собаки. Но каждый раз разная. Мы видим что в разное время великий русский писатель видел разный исход тяжёлой судьбы собаки.

Герасим убивает Муму, потому что так велит его хозяйка, хотя впоследствии сбегает и остаётся вопрос, почему не вместе с Муму, зачем было её убивать. Каштанка, которая настолько бескорыстно любит своего прежнего хозяина, что готова бросить новых хозяев, которые её кормят, греют и берегут. Или Кусака, которая всю жизнь была лишь обижена людьми, находит хозяев, те любят её, но в конце бросают на даче вместе с началом похолоданий, заставляя собаку лишь выть от тоски.

В каком-то смысле это всё взгляд на судьбу человека в России. На отношение к нему Отечества. Такие разные взгляды, такие разные судьбы, такие разные исходы. И какой хуже – ещё один вопрос, оставшийся без ответа.

Русская литература так же как и западная через образ собаки показывает судьбу человека своей эпохи. Но в то время, как западная литература наблюдала через этот образ за героизмом, русская литература заживо препарировала через образ собаки человека и изучала его страдания.


Рецензии